Найти тему
Андрей Якунин | Про авто

Моторист рассказал, можно ли заливать в мотор масло 5W30 вместо 5W40 и смешивать их. И что будет, если залить не то масло

Оглавление

Сразу скажу, что этот вопрос волнует не только новичков, но и опытных водителей. Кажется, ну что тут такого? Масло ведь масло, правда? Тем более, оба варианта — 5W30 и 5W40 — довольно популярны. Но вот подвох в том, что они не так похожи, как кажется на первый взгляд. Сегодня разберёмся, в чём разница и почему заливая не то масло, можно нарваться на проблемы. Один знакомый моторист все объяснил простым языком, без заумных терминов — так, чтобы каждый понял.

Почему масла вообще разные?

Ладно, давайте-ка распутаем этот масляный клубок без лишней зауми.

Масло в движке - это как супергерой в масках. Вроде и не видно его, а дел наворотил - ого-го! Охлаждает, трение уменьшает, от износа бережёт и даже грязь выметает. Прямо многостаночник какой-то!

Но вот незадача - для каждого подвига нужен свой костюм. Тут-то на сцену и выходят наши герои - 5W30 и 5W40. Оба крутые ребята, но характеры разные.

Возьмём 5W30. При адской жаре в 100 градусов оно как шёлк - вязкость всего 12 сантистокс. А вот когда холодрыга под 40 градусов - уже 66-72 сантистокса. Что это значит на человеческом? Да просто при такой температуре масло шустрое, как ртуть. Растекается по мотору быстрее, чем сплетни по офису в понедельник утром.

-2

Выходит, 5W30 - это как тот приятель, который и в огонь, и в воду. И в жару не скисает, и в холод не дубеет. Прямо находка для современных моторов, которые любят, чтобы всё было шустро и гладко.

Но это ещё не весь сказ. У каждого масла свои фокусы в рукаве.

Что произойдёт, если залить 5W40 вместо 5W30?

Тут начинается самое интересное. Если двигатель вашего автомобиля рассчитан на масло 5W30, а вы решили залить 5W40, это может привести к неожиданным проблемам.

-3

Рассмотрим основные:

  1. Хуже прокачивается масло на холоде. Когда на улице мороз и двигатель холодный, масло 5W40 становится ещё гуще. Оно будет медленнее «разбегаться» по мотору, и в первые минуты мотор фактически работает всухую. А это значит — больше износа. Представьте себе: запускаете мотор, а масло ещё «спит» и не выполняет свою работу.
  2. Больше расход масла. Современные моторы, в отличие от старых, работают на более тонких маслосъёмных кольцах. Эти кольца не способны эффективно снять густое масло 5W40 со стенок цилиндров. В итоге часть масла остаётся внутри цилиндра и сгорает, что повышает расход масла. Придётся чаще доливать.
  3. Расход топлива растёт. Чем гуще масло, тем сложнее его прокачивать. Двигатель тратит больше энергии, чтобы справляться с густым маслом, и это напрямую отражается на расходе топлива. Особенно в городе, где частые остановки и запуски мотора.
  4. Летом тоже не всё так гладко. Хотя кажется, что густое масло должно защищать двигатель лучше, это не всегда так. Если мотор рассчитан на жидкое масло, то 5W40 может перегружать двигатель, особенно в жаркую погоду. Вместо защиты масло будет перегревать отдельные узлы.

Почему старые двигатели нормально «переваривают» 5W40?

А теперь поговорим о старых машинах, вроде тех же Renault Logan или LADA. Они нормально работают на 5W40, и ничего страшного не происходит. Почему?

-4

Всё просто. У старых двигателей более массивные детали: большие поршни, шатуны, коленвал. Масляные насосы у них мощнее и без проблем прокачивают густое масло. Плюс, у таких моторов более толстые маслосъёмные кольца, которые отлично снимают масло со стенок цилиндров.

Но современные двигатели — совсем другая история. В погоне за повышением околичности, производители идут на ряд мер. Они становятся всё меньше и легче, чтобы экономить топливо и снижать выбросы. У таких моторов маленькие поршни и тонкие кольца, которые не рассчитаны на работу с густыми маслами. Вот почему в современных двигателях чаще используется 5W30 или даже 0W20.

Разговоры о маслах: почему 5W30 и 5W40 — это не одно и то же?

В интернете часто встречаются мнения, что разница между маслами 5W30 и 5W40 минимальна и что их можно использовать взаимозаменяемо. Но это миф. Как мы уже выяснили, разница есть, и она важна.

Представьте себе: у вас на столе пролита вода и варенье. Воду легко вытереть тряпкой — это как 5W30. А вот варенье — это уже 5W40: чтобы убрать его, придётся постараться, потратить больше времени и усилий. Вот так и в двигателе — жидкое масло легко распределяется по мотору, а густое требует больше усилий.

Можно ли смешивать масла разной вязкости?

-5

Опять же, тут все не так просто. Если в руководстве по эксплуатации производитель допускает использование более густого масла, то причин не смешивать масла, просто нет. Главное, чтобы масло подходило вашему мотору по всем допускам.

А вот если производитель не допускает использование масла 5W40 в моторе вашего автомобиля, то масла лучше не мешать. Но опять же, если вы дольете даже 1 литр более вязкого масла, вряд ли с мотором вашего автомобиля произойдет что-то негативное.

Когда всё-таки можно залить 5W40?

Знаете, выбор между 5W30 и 5W40 - это как решать, какие ботинки надеть на вечеринку. Вроде и те, и другие подходят, но дьявол, как говорится, в деталях.

5W40 - это тот самый увалень, который не подведет, когда припечет. В регионах, где лето больше смахивает на преисподнюю, это масло - настоящий спаситель. Оно как верный телохранитель: надежно защищает двигатель от перегрева, когда столбик термометра упрямо ползет вверх.

-6

Но не спешите крестить 5W30. Для современных моторов в умеренном климате - это просто песня. Мотор урчит довольно, расход топлива не кусается, да и экологи не хмурятся.

А теперь внимание, фокус! Есть движки-универсалы, которым что 5W30, что 5W40 - как с гуся вода. Тут уже решайте сами, исходя из условий эксплуатации. И выбор масла по вязкости должен основываться не на ваших личных предпочтениях, а на рекомендации производителя автомобиля. Если он разрешает заливать масло 5W40 — смело лейте. Если нет, то лейте то, что рекомендуется производителем.

Итак, что же выбрать?

Да, выбор масла - это как танцы на льду в ботинках разного размера! Тут нет универсального решения. Все зависит от конкретного автомобиля, а точнее его мотора и тех рекомендаций, которые дает производитель.

Главное - не играй в русскую рулетку с мотором! Прислушайся к мудрым советам инженеров, которые этот автомобиль произвели. Если в руководстве написано, что в мотор можно заливать масло 5W40 — значит можно. Если написано что нет — значит нельзя.

Помните, масло для двигателя - что кровь для человека. От его качества зависит, будет ли твой железный конь резво скакать по дорогам или еле-еле ползти, кашляя и чихая на каждом шагу.

Так что выбирай с умом, и пусть мотор вашего автомобиля шепчет и не доставит вам никаких проблем.