Найти в Дзене
Историк-любитель

Бронетехника Великобритании. Бронеавтомобиль Morris LRC, 1939

Оглавление

Создав практически подряд несколько абсолютно неудачных моделей броневиков, инженеры компании Morris Commercial Auto не могли успокоиться. Пытаясь пробиться к поставкам военной техники, в 1939 году они создали ещё один броневик - Morris Light Reconnaissance Car.

Разведывательный бронеавтомобиль Morris. Фотография в свободном доступе.
Разведывательный бронеавтомобиль Morris. Фотография в свободном доступе.

История создания

Работы по созданию броневика начались в 1939 году, когда в руководстве компании Morris в очередной раз решили попытать счастья в военных заказах. Все работы, можно сказать, шли в полуинициативном порядке - военные искали, чем заменить огромное количество лёгких танков, потерянных в боях во Франции. Тут-то и пригодилась уже разрабатываемая компанией модель бронированного автомобиля, предназначенного для разведывательных мероприятий. Конструкторы объяснили свою задумку военным так - мы взяли шасси от лёгкого грузовика, одели на него бронированный корпус и вооружили машину, чтобы она не оставалась беззащитной. Грубо говоря - это была своеобразная переделка уже отвергнутной и довольно неудачной модели CS.9, значительно облегчённая и доработанная. При этом конструкторы внесли целый ряд различных улучшений, направленных на повышение боевых характеристик.

Военные новой игрушкой, конечно же, заинтересовались - представленные компанией образцы показали неплохие боевые характеристики, и даже были рекомендованы в конкретный подкласс лёгких боевых машин. Да, лёгкая бронетехника в британских войсках делилась на несколько подклассов:

  • Armoured car - их же иногда называют Light tank wheeled (колёсный лёгкий танк), представляли собой тяжёлые бронированные автомобили, как правило, вооружаемые крупнокалиберными пулемётами или лёгкими орудиями;
  • Scout car - небольшая, очень маневренная боевая машина, главными задачами которой были поддержка наступающей пехоты, борьба с легкобронированной техникой противника, а также рейды по тылам противника с целью совершения диверсионных операций;
  • Light Reconnaissance Car - лёгкие разведывательные автомобили, не предназначенные для проведения полноценных боевых действий в силу слабого бронирования, но способных, тем не менее, нанести противнику серьёзный урон точечными ударами.

За счёт лёгкого бронирования и вооружения, новый бронеавтомобиль от Morris было предложено взять на вооружение и классифицировать его как лёгкий разведывательный бронеавтомобиль.

Создание нового автомобиля проходило в спешке - военные ожидали немецкого вторжения со дня на день, и им казалось, что это неминуемый процесс. Поэтому бронеавтомобили и приняли на вооружение вместо выбывших лёгких танков, а клепали по принципу “из того, что было” - только когда стало ясно, что немецкое вторжение отменяется, бронеавтомобили стали выпускать как положено, а также доделывать те, что уже были выпущены кое-как. Но конструкция бронеавтомобиля не была грамотной даже после того, как его доработали. Что же в нём было интересного?

Описание конструкции

Фактически, Morris Light Reconnaissance Car нёс несколько интересных технических решений, но все они не привели к техническом совершенству боевой машины. Рассмотрим их детальнее.

Бронированный корпус

Корпус бронеавтомобиля собирался на пространственной раме из мягкой стали, к которой при помощи клёпок крепились листы брони разной толщины. Самые толстые плиты, толщиной в 14 миллиметров, располагались по кругу (лоб/борта/корма), крыша и днище получили по восемь миллиметров брони. Всё это не представляло серьёзной защиты от современного стрелкового оружия (особенно после того, как в войсках противника начали вновь появляться бронебойные патроны для винтовок). При этом листы в лобовой и кормовой части располагались под рациональными углами наклона, что как-то повышало уровень защиты, но ненамного.

Чертёж-схема корпуса бронеавтомобиля Morris. Фотография в свободном доступе.
Чертёж-схема корпуса бронеавтомобиля Morris. Фотография в свободном доступе.

Бронеавтомобиль, как и его недавний предок, CS.9, оснащался свободно вращающейся башней, в которой штатно располагался один пулемёт, а рядом с ним - опциональное место для монтирования противотанкового ружья. Там же, рядом с башней находилась радиостанция (противотанковым ружьём должен был “работать” радист, он же командир машины), и все органы наблюдения. Примечательна конструкция боевого отделения - там плечом к плечу, в довольно тесной кабине сидели все три члена экипажа, причём механик-водитель располагался посередине.

Вооружение

Тут всё было более чем скромно - в качестве основного вооружения на бронемашине использовался лёгкий пулемёт Bren калибра .303 (7.7х56 мм), устанавливаемый во вращающейся башне и обеспечивавший круговой обстрел противника в любом направлении. Питание пулемёта происходило из отъёмных коробчатых магазинов ёмкостью в 30 патронов. Таких магазинов в штатном боекомплекте находилось около 30 единиц, что не выделяло машину среди одноклассников.

Morris Light Reconnaissance Car в полной боевой оснастке. Фотография в свободном доступе.
Morris Light Reconnaissance Car в полной боевой оснастке. Фотография в свободном доступе.

В качестве тяжёлого вооружения на бронеавтомобиле могло монтироваться противотанковое ружьё Boys калибра 14 мм. Его хватало для уверенного поражения практически любого бронеавтомобиля или лёгкого танка противника, но было явно недостаточным для уверенного противостояния остальной бронетехнике противника. При этом его отдача была настолько мощной, что машину заметно покачивало от каждого выстрела.

Существовал вариант с установкой 57-мм противотанковой пушки Ordnance QF 6-pounder, но дальше одного или двух прототипов там дело не пошло - отдача орудия была слишком мощной, большой боекомплект в машину было не загрузить, да и смысла ставить такое орудие на легкобронированную машину было немного.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Расположенный в корме боевой машины двигатель развивал 72 лошадиных силы при 3100 оборотов, которые позволяли разгонять бронеавтомобиль до 80 км/ч по твёрдой поверхности. В качестве силовой установки был использован 4-цилиндровый карбюраторный бензиновый двигатель Morris EK объёмом в 3.5 литра. Охлаждение двигателя - жидкостное с принудительным обдувом при помощи воздушного вентилятора.

Трансмиссия включала в себя четырёхступенчатую коробку передач по схеме 3+1, сцепление сухого трения и механические тормоза. Бронеавтомобиль, несмотря на перегруженное шасси (а весила машинка в “сухом” виде почти четыре тонны) имел довольно неплохую динамику и демонстрировал хорошую управляемость. При этом довольно высокая ремонтопригодность, комфортность в обслуживании и нетребовательность машинки - всё, как и положено в армейских автомобилях.

Ходовая часть была привычной для серийных автомобилей - в первой модификации Morris LRC имел постоянный привод на задние колёса, во второй - постоянный полный привод без возможности переключения. Передняя подвеска - независимая рычажная с пружинными амортизаторами. Задняя представлена единым приводным мостом, скреплённым с рессорной листовой амортизационной установкой. Поэтому на ходу корму машины заметно трясло, даже учитывая что основной вес приходился именно на корму (двигатель был очень тяжёлым).

Оценка боевого применения

В боевых действиях данный легкий бронеавтомобиль использовался ограничено. Хотя первые машины были отправлены в части уже в 1941 году. Первые бронемашины Morris Light Reconnaissance Car были отправлены в Египет в конце 1941 года, здесь их передали частям Королевских ВВС, где они получили обозначение Armoured Car Morris Type E. Достаточно длительное время они использовались в Северной Африке для обеспечения охраны британских аэродромов, ближней разведки и патрулирования местности. Часть бронемашин во время войны оставалась в метрополии, здесь они привлекались для патрульной службы и боевого охранения.

Morris LRC из состава польского корпуса на Западе. Фотография в свободном доступе.
Morris LRC из состава польского корпуса на Западе. Фотография в свободном доступе.

В 1942-1943 годах бронеавтомобили данного типа состояли на вооружении 15-го полка Познаньских улан и 12-го полка Подольских улан из состава 2-го польского корпуса на Западе, который принимал участие в боевых действиях на Ближнем и Среднем Востоке. В дальнейшем данные бронеавтомобили успели повоевать в Италии и Северо-Западной Европе. Во время высадки в Нормандии легкие разведывательные бронеавтомобили Morris Light Reconnaissance Car имелись в составе частей Королевских ВВС, а также в 11-й и 12-й инженерно-саперных ротах 1-й польской танковой дивизии.

После завершения Второй мировой войны все выпущенные «Моррисы» были отправлены на разбронировку в силу общей технической устарелости конструкции. До наших дней сохранилось несколько бронеавтомобилей Morris Light Reconnaissance Car, эскпонирующихся в различных музеях военной техники.

Заключение

Целая линия бронированных автомобилей производства Великобритании была не особо удачной. И виной тому - ошибочная линия их применения. Бронеавтомобили различных конструкций пытались применять не только для обеспечения разведывательных и диверсионных мероприятий, но и в боевых столкновениях непосредственно на линии фронта. В силу слабого бронирования и вооружения они не могли представлять собой серьёзную силу даже против немецких бронетранспортёров и лёгких танков.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!