Найти тему
Стежки-дорожки

Влияние колыбельных на развитие человека

Ночь пришла
Ночь пришла

Наталья Бобыкина

Колыбельные песни – один из древнейших жанров фольклора, популярный в народной поэзии. Они относятся к жанру народной педагогики, так же, как пестушки, потешки, приговорки, забавы, прибаутки, заклички.
В данном жанре сохранились элементы заговора-оберега. Люди считали, что ночью человека окружают таинственные враждебные силы и, если ребёнок увидит во сне что-то плохое и страшное, то наяву это уже не повторится.
К сожалению, современный образ жизни, постепенно вымывает из семейных традиций пение матерью колыбельных своим маленьким детям. Молодые мамочки стараются заменить свой голос записями песен в электронных устройствах: компьютерах и телефонах, музыкальных игрушках и ночниках, забывая или не зная о том, что в колыбельных, как жанре русского фольклора, веками собиралась мудрость народа, оттачивались совершенство слова и мысли, красота поэзии. С помощью колыбельных с раннего детства развиваются творческие способности и эмоциональное отношение человека к миру. Колыбельные способствуют ощущению корней своего народа, сохраняющее в процессе всей жизни. К тому же, по мнению врачей и психологов, колыбельные являются универсальным оздоровительным и лечебным средством, которое своим ритмом оказывает биоэнергетическое воздействие на психику как ребёнка, так и матери.

Спи, котёнок, баю-бай
Спи, котёнок, баю-бай

Песенный фольклор – это культурное наследие, которое передаётся в семье «из уст в уста». Фольклорные произведения не принадлежат конкретному сочинителю, так как их автор - сам народ. Все колыбельные имеют общие черты, и в тоже время могут отличаться своими региональными особенностями. Особенно хорошо развит обрядовый фольклор, который отражает древние верования человека. К произведениям фольклора относятся песни, частушки, сказки, легенды, былины, пляски, сказания, заговоры, народная поэзия, прикладное искусство. Но колыбельные занимают в фольклоре особое место. У всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса. Она в традиционной народной культуре всегда выполняла магическую охранную функцию (например, изображала смерть ребёнка, чтобы защитить его от реальной смерти). Колыбельная – это и песня, и заговор. Колыбельная – это песня, исполняемая матерью, бабушкой, сестрой или нянькой при укачивании ребёнка. В данном жанре сохранились элементы заговора-оберега. Люди считали, что ночью человека окружают таинственные враждебные силы и, если ребёнок увидит во сне что-то плохое и страшное, то наяву это уже не повторится. Значение колыбельных.  С помощью текстов колыбельных песен женщины знакомили младенца с родным языком, пытались «программировать» будущее ребенка, воспитывать «младенца с колыбели», включали родовую память. Этимология слова «колыбельная». Слово «колыбельная» произошло от слова «колыбать» - колебать, колыхать, качать, зыбать. Слово «баю» от слова «баить» (старосл.) - шептать, заговаривать, знахарить. Ой люли-люли: люлить – убаюкивать. Лелеять – люлить. Звукоподражательное, как и lullen (нем.) - "убаюкивать", lulla (шв.), l;;lati (др.-инд.) - "двигается туда-сюда", lulitas - "волнующийся, бушующий". Хвори-напасти и страшные персонажи Элементы поэзии и образы для колыбельных взяты из древних заговоров и заклинаний, связанных со сном ребенка, которые отпугивают темные силы и лечат народными средствами от таких хворей-напастей как: Ночница-бессонница, Переполох (крикса, ночной крик), Исполох (испуг), Щекотиха, Будиха, а также страшные персонажи - Бабай, Бука, Волчок. Влияние колыбельных песен на ребенка 1. Среди тысячи голосов и звуков ребенок выделяет голос матери, который для него является защитным механизмом от кажущейся непонятной и страшной окружающей среды. 2. Характер маленького человечка, его физическое здоровье и умственное развитие зависит от того, какие песни пела ребенку мать, и пела она их вообще. 3. В большинстве своём механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции и подсознание. 4. У новорожденного пульс достигает 135-140 ударов в минуту. При пении песни в ритме колыбельной пульс ребенка замедляется. Ритм колыбельных приближен к ритму спокойного сердцебиения (68–72 удара в минуту), поэтому они обладают успокаивающим, умиротворяющим действием. Немецкие ученые выяснили, что эффект колыбельной выше, чем у снотворных препаратов. Некоторые даже утверждают, что прослушивание колыбельной больным перед операцией вдвое снижает необходимую дозу обезболивания. 5. В словах колыбельных очень много мягких звуков, часто повторяются одни и те же слова похожего звучания, сложные предложения разделены на простые. Специфический звуковой рисунок песен, плавный, размеренный ритм помогают расслаблению и засыпанию. При отсутствии маминых колыбельных у ребенка развиваются: 1. Синдром дефицита внимания. В настоящее время встречается у 20-25 % российских детей, выражается в неспособности концентрировать свое внимание. Такие дети, как правило, не в состоянии нормально учиться, у них возникают проблемы в отношениях со сверстниками. Во взрослом возрасте эти люди часто страдают маниакально-депрессивными расстройствами, склонны к насилию, злоупотреблению алкоголем и наркотиками. 2. Алекситимия (от греческих слов «а» – «отсутствие», «lexis» – «слово», «thymos» – «чувство») – неспособности выражать свои чувства словами. Первичная алекситимия, которая развивается у ребенка из-за отсутствия любви и ласки со стороны матери, практически не поддается коррекции. Отмечена предрасположенность лиц с алекситимией к алкоголизму, наркомании, преступным действиям (в т.ч. физическому насилию). Алекситимия может служить первопричиной очень многих серьезных психосоматических заболеваний (ишемическая болезнь сердца, гипертония, сахарный диабет, бронхиальная астма, язва желудка, ревматоидный артрит, кожные заболевания и др.)

Положительное воздействие колыбельных на взрослых 1. Колыбельные песни воссоздают мир детства в памяти взрослых людей, способствуют «утилизации» стрессовых ситуаций. «Недополучение» в детском возрасте родительской (особенно материнской) любви в какой-то мере компенсируется при восприятии колыбельных песен взрослыми слушателями. 2. Колыбельные песни для всех возрастных категорий слушателей, несут в себе чувство защищенности, уверенности в себе и близких, чувство спокойствия и согласия человека с собой и со всем окружающим миром. 3. У матерей улучшается лактация, уменьшается токсикоз беременных, нормализуется давление.  4. Пение – замечательная дыхательная гимнастика. Функции колыбельных (вывод) - Взаимосвязь - мать – ребенок; - Первичная форма освоения действительности; - Влияние на правое полушарие мозга, воздействие на эмоции и подсознание; - Заговор от болезней и врагов из внешнего мира; - Познание простейших форм взаимосвязи предметов окружающего мира; - Снятие чувства страха у ребенка и снижение ритма сердечного пульса. Персонажи колыбельных 1. Сам малыш; 2. Волчок, Бука; 3. Сон; 4. Богородица; 5. Котинька-Коток, 6. Дрема.

Придёт серенький волчок и утащит за бочок
Придёт серенький волчок и утащит за бочок

Классификация колыбельных песен
1. Императивные (инструкции).
Пожелания ребенку:
 а) сна, здоровья, роста;
б) послушания;
в) смерти.
2. Обращение к различным существам с просьбой (требованием): 
а) дать ребенку сон, здоровье, укачать его;
б) не пугать его, не мешать его сну.
II. Песни повествовательные.
 1. О самом ребенке;
2. О разных людях;
3. О животных, птицах, предметах;
Нетрадиционные колыбельные песни:
1.Песни литературного происхождения;
2. Песни, заимствованные из других жанров.
Композиционные типы колыбельных песен:
-Песни с мифологическими персонажами,
-Песни с повторяющимся зачином
-песни-припевки
- песни-наращения
-сюжетные песни

Тексты колыбельных:
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
А там бабушка живет
И калачики печет,
И детишкам продает,
А Ванюше так дает.

 Ты моя сугревушка,
Паренек да девушка,
Баю-бай, люли-лю
Уродилась девушка,
 будет белошвеюшка,
Будет белошвеюшка,
прялки попрядеюшка,
Баю-бай, люли-лю.

Уродился паренек, В чистом поле пахарек,
Баю-бай, люли-лю
Будет пашенку пахать, огородку городить,
Огородку городить, на озерушках ловить.
Баю-бай, люли-лю.
 Он и рыбки наловит, Всех соседей накормит,
Баю-бай, люли-лю
Бай да побай, дитя мило засыпай,
Свои глазки закрывай и скорее засыпай,
Баю-бай, люли-лю.

Баю-баю, зЫбаю,
Отец пошел за рыбою.
Мать пошла коров доить,
Брат пошёл верёвки вить,
Сестра пошла пелёнки мыть.

Литература:
Егорова, К. А. Влияние колыбельных песен на человека / К. А. Егорова, В. А. Егорова. [Текст] // Юный ученый. — 2020. — № 5 (35). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/young/archive/35/2057/ (дата обращения: 20.11.2023).
Кобылянская А.И., Конькина Е.В., Глазева М.А. Колыбельная и её роль в развитии ребенка // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/04/14991 (дата обращения: 07.11.2023

Мать и дитя
Мать и дитя