Найти тему
Ольга М.

Генри Т. Лоренси. Философский камень, часть 1: 10/18 Экзотерическое миро- и жизневоззрение.

Официальный сайт издательского фонда Генри Т. Лоренси на русском языке

Книги, опубликованные на канале Дзен

✔ Начало публикации Экзотерическое миро - и жизневоззрение 1/18 (ссылки на предыдущие части эссе в конце статьи)

Продолжение Ментальная культура. Чёткие понятия. Логика 10/18

1.27 Четкие понятия

1 Большинство людей не испытывают потребности в ясных понятиях. Они довольствуются намеками и неясными, расплывчатыми представлениями.

Их мышление – это подражательное повторение слов, которые, по их мнению, что-то означают. Понятия, сопровождающие эти слова, редко бывают конкретными. Им недостает того индивидуализированного содержания реальности, которое получается только через опыт.

Эмоция, сопровождающая представление, часто рассматривается как гораздо более важная. Слово с самого начала было связано с эмоцией, а не с ясным понятием. Когда эмоция появляется в бодрствующем сознании, тогда появляется и слово; а слово, безусловно, все, что нам нужно для общения с другими людьми.

Чтобы иметь возможность мыслить, мы должны освободить слово от эмоций и связать его с памятной картиной наглядной реальности или имеющимся опытом. Без четких представлений мы ведем «инстинктивную» эмоциональную жизнь. И без этих четких представлений, разумно упорядоченных в логическое целое, мы живем в ментальном хаосе.

2 Мышление кажется напряженным и бессмысленным, когда результат настолько расплывчат, что его нельзя использовать. Когда представления подобны маленьким облакам, тогда их сочетание будет только большим облаком.

То, что определение понятий необходимо, наиболее ясно из того хаоса понятий, которым удовлетворено большинство людей, – не очень большой результат интеллектуального воспитания.

3 Прежде чем объединять понятия, нужно видеть, что понятия ясны и различны, а слова однозначно определены. Никто не может ясно мыслить без четких понятий.

Когда понятия четки, мышление – это просто игра, почти автоматическая процедура, и решение приходит само собой, так сказать. Расхождения во мнениях в большинстве случаев происходят из-за нечеткости или существующих фикций.

4 Определение понятий, относящихся к материальной реальности, осуществляется путем обращения к этой реальности и ее объективного, фактического и критического рассмотрения.

Без опыта этой материальной реальности понятие едва ли лучше фикции. В понятийном мышлении исследуется одинаковая группа объектов, в принципиальном мышлении – группа понятий, в системном мышлении – объекты целой системы.

Однако большинству людей не хватает способности визуализации, и они вынуждены прибегать к вспомогательным конструкциям. Таким образом, под понятиями многие люди понимают слова, которые были связаны с картинами памяти характерных общих качеств, так называемых существенных квалификаций понятий.

В этом случае определение понятий означает, что условное содержание реальности, связанное со словом, становится более ясным или вообще изменяется.

5 Почти все наши представления требуют критического рассмотрения. Вся наша понятийная жизнь изобилует фикциями: представлениями, не имеющими аналогов в реальности. Они являются вспомогательными понятиями и, подобно гипотезам, незаменимы. Но их следует без колебаний заменить более целесообразными.

Представления, которые явно непригодны или положительно ложны, должны постоянно устраняться. Это устранение едва ли требует большего труда, чем усвоение новых идей. Но при этом мы должны действовать очень осторожно.

Многие конструктивные понятия являются необходимыми вспомогательными средствами для постижения до тех пор, пока мы не приобретем объективно обусловленное сознание соответствующей реальности.

Вспомогательные понятия делают возможной ориентацию и относятся к числу вспомогательных средств для понимания. Отвергать эти средства, не заменяя их более точными и эффективными, значит препятствовать интеллектуальному развитию.

6 Философия есть критика понятий, и как таковая она необходима. Интеллектуальное развитие – это непрерывное, нескончаемое изучение понятий и определение понятий в результате углубленного познания действительности.

1.28 Логика

1 Логические доказательства оказали неотразимое внушающее влияние на разум. Они увлекали не только античность, но и схоластику.

Математическая индукция Евклида долгое время рассматривалась как модель научного изложения. Как показал Шопенгауэр, наглядное доказательство геометрии превосходит ее логическое доказательство, которое делает прямо определенное опосредствованно определенным.

По сей день аристотелевская формальная логика вводит в заблуждение тех, кто думает, что формальная логика – это путь к знанию. Но такого рода логика не дает никакого знания. С помощью логики вы можете «доказать» только то, что уже знаете.

2 Логицисты делают разум хозяином ума, а ставят логику выше фактов. Действительное значение «логической необходимости» ясно из абсолютных доказательств элеатиков, софистов и схоластов.

3 Логическая дедукция идет от всеобщего к особому. Этот способ имеет вид открытия. Но дедукция только выясняет то, что ранее было включено во «всеобщее».

Уже Лейбниц доказал, что логическая и математическая индукция состоит в последовательном следовании цепочке тождеств шаг за шагом. Доказательство выявляет то, что «потенциально» включено в предложение.

Он утверждал, что обобщение не логично, а психологично, что индукция научна в той мере, в какой она является вычислением вероятности, и что логика не ведет к научным открытиям (которые являются результатом сиюминутного вдохновения).

4 В своей работе «Количественный способ рассмотрения в логике» Фален показал, что в понятии, или логике, неправильно различать форму и содержание, что это различение сделало возможным построение так называемого третьего закона мышления, повлекло за собой количественный, а не качественный или объективный способ рассмотрения и допустило знакомые неопровержимые софизмы.

Соответственно, пространство и время, пространственные и временные величины, будучи только понятиями, не являются количественными продуктами. Деление на большие или меньшие единицы (бесконечное пространство, бесконечно малые частицы и т. д.) являются математическими построениями.

5 Не существует универсальной логики, производящей знание. Любая формальная, схематическая, механическая, математическая логика подразумевает или предполагает квантификацию.

Логика – это внутренняя логика предмета, и каждая качественная область имеет свою собственную логику. То, что мы получаем через схематическую логику, – это своего рода интеллектуальная игра с тривиальными или неразрешимыми положениями, или растворение понятий.

Огромный вред был причинен с помощью дедуктивной и индуктивной, а также математической логики.

Можно было бы признать значение логики как умственной гимнастики, если бы она одновременно не стереотипизировала и не догматизировала способность мышления.

История философии – это лишь один великий пример того, что философы не постигли проблем реальности, и что логика привела к непоправимым догмам.

6 Согласно Лейбницу, логические истины аналитичны, а их самоочевидность – следствие используемых определений.

Он называл эмпирические суждения синтетическими и утверждал, что математические суждения являются синтетическими a posteriori (полученное из опыта), а также что не существует никаких синтетических суждений a priori (заранее известное).

В этом он, несомненно, был прав, в отличие от Канта, который сделал свою фиктивную конструкцию позже.

7 Закон мышления можно рассматривать как единый, хотя он может быть сформулирован двояко: как тождество или не-тождество.

8 «Логическое» мышление – это иногда работа воображения, иногда автоматическая, иногда бессознательная. Если она представлена как формально-логическое мышление, то способ вывода – это рационализация. Никто не думает так, как учит формальная логика.

Формальная логика включает в себя все способы вывода, которые относятся к так называемому третьему закону мышления. Истинная логика – это объективность.

9 Логический процесс – это довольно простой процесс, который работает со сходствами и расхождениями, точками согласия и отклонениями.

К этому процессу прояснения можно отнести и те процессы предчувствия или инстинкта, которые ищут сходства при расхождениях и расхождений в точках кажущегося согласия.

Результаты впоследствии проверяются на объективном опыте, если человек хочет быть убежденным. Без этой проверки логическое легко будет ошибочным.

Логике было придано значение, далеко выходящее за пределы ее истинного значения. Любая умственная работа называется просто логической, хотя ее скорее следовало бы назвать психологической.

Подготовительная работа, проделанная подсознанием, его вклад в работу размышлений, был упущен из виду. Можно привести веские доводы истинности гипотезы о том, что человек «думает» более бессознательно в течение 24 часов, чем сознательно в течение целого года. Соответствующие реалии были очень мало рассмотрены.

Когда сознание работает над какой-то проблемой, идеи внезапно возникают и вписываются в ментальные конструкции. Мы часто не замечаем, что пытаемся построить логический процесс из полученной идеи и представить эту идею как результат логического вывода.

Будет ли идея представлена в результате индукции или дедукции, в этом случае будет вопросом конструктивной целесообразности.

Философы построили целые системы мышления, предназначенные для того, чтобы привести к тому неизбежному заключению, которое они первоначально имели как идею.

Жонглирование умозаключениями удерживает очарование как от волшебства и парализует рассудительность. С помощью логических доказательств вы можете убедить невежественных в чем угодно.

10 Логика – это также тот технический процесс сцепления, который связывает различные моменты в непрерывную цепь мыслей, и тот метод последующей проверки, который прослеживает за тем, что требование логического определения выполнено, что дело, подлежащее доказательству, доказано.

Чем убедительнее это будет сделано, тем сильнее будет и мнимое доказательство.

11 Логика включает в себя демонстрацию нелогичного. Истинное опровержение состоит в демонстрации ложности идей или объективной несостоятельности выводов.

12 Многие люди думают, что опровержение делается путем указания на формальные противоречия.

Однако обычно такое происходит из-за неподходящей формулировки, небрежности в языковом выражении, недостаточной проработанности материала. Они вовсе не обязательно подразумевают какую-либо фактическую ошибку или ошибочность рассуждений.

Противоположные утверждения иногда приобретают действительность благодаря тому ограничению, которое они налагают друг на друга. Именно эта относительность часто оправдывает парадоксы.

13 Наиболее распространенное «опровержение» вы делаете, исходя из других посылок и других предположений, критикуя с других исходных точек. Используя этот «метод», вы можете «опровергнуть» все, что угодно.

14 Нет таких антиномий разума, которые утверждал Кант. Гегельянский тезисантитезис-синтез-диалектика также зависит либо от объективного незнания и отсюда возможных противоречивых гипотез, либо от смешения абсолютного и относительного, либо от смешения логического и языкового способов выражения.

Мы выражаем себя в абсолютных, а не относительных утверждениях. Если бы язык содержал ряд легко управляемых релятивизмов, то оказалось бы, что отсутствие относительности зависит от объективного невежества. По-видимому, логический формализм задержал понимание общего значения относительности.

Критерий разума – это реальность. Противоречие подразумевает непонимание, невежество. Разум полон противоречий изза своей ошибочной разработки содержания смысла.

Если субъективное и объективное противоречат друг другу, то вина лежит на субъективном. Наша субъективность в сочетании с нашим объективным невежеством приводит к тому, что реальность кажется нам нелогичной, так же, как логика более глубокого осознания часто кажется нелогичной более простой логике невежества.

15 Наконец, несколько слов о логике пословиц, тех самых пословиц, которые составляют оглупляющее «сокровище древней мудрости». Они были первые попытки первобытной мысли создать теорию.

Они все еще используются простыми умами в качестве логических аргументов для подтверждения истинности всевозможных утверждений.

Они являются слишком широкими обобщениями, могут быть применены любым способом и доказывать все, что вы хотите доказать; таким образом, они доказывают слишком много и, следовательно, вообще ничего. Продолжение Ментальная культура. Критика 11/18

Официальный сайт издательского фонда Генри Т. Лоренси на русском языке

Книги, опубликованные на канале Дзен

✔ Экзотерическое миро - и жизневоззрение 1/18

Продолжение Эмоциональная культура. Человек как эмоциональное существо. Религия. Сущность религии 2/18

Продолжение Эмоциональная культура. Религиозный мистицизм. Религиозные интеллектуальные построения 3/18

Продолжение Эмоциональная культура. Мораль. Традиции. Правила поведения. Мотивы 4/18

Продолжение Эмоциональная культура. Моральные оценки. Голос совести. Религиозная мораль. Сексуальная мораль. Честь. Правильно и неправильно или добро и зло. Умение жить 5/18

Продолжение Политика. Введение. Политические проблемы. Политические системы. Свобода, равенство и братство 6/18

Продолжение Политика. Политическое единство. Практическая политика 7/18

Продолжение Эстетика 8/18

Продолжение Ментальная культура. Философия. Идеи 9/18