Найти тему
Ольга М.

Генри Т. Лоренси. Философский камень, часть 1: 5/18 Экзотерическое миро- и жизневоззрение.

Официальный сайт издательского фонда Генри Т. Лоренси на русском языке

Книги, опубликованные на канале Дзен

✔ Экзотерическое миро - и жизневоззрение 1/18 (остальные ссылки на предыдущие части эссе в конце статьи)

Продолжение Эмоциональная культура. Моральные оценки. Голос совести. Религиозная мораль. Сексуальная мораль. Честь. Правильно и неправильно или добро и зло. Умение жить 5/18

1.11 Моральные оценки

1 Нет ни абсолютных, ни объективных ценностей.

Все оценки – это субъективные эмоциональные оценки – пусть они будут индивидуальными или коллективными. Эмоция решает, что является правильным или неправильным. Моральное, или правовое представление, имело мало общего с рациональностью, по крайней мере до сих пор, но определялась эмоциональностью.

2 Оценки меняются. Как наше ментальное развитие состоит в постоянном переосмыслении, так и наше эмоциональное развитие состоит в бесконечной переоценке.

Навязывание своей оценки другим людям, желая сделать ее окончательной, является доказательством дерзости. В отношении ценностей вся эволюция представляет собой непрерывный процесс переоценки. Мы можем проследить этот процесс через все стадии развития цивилизации и культуры.

Качества и поступки, которыми восхищаются дикари, совершенно отличаются от тех, которыми восхищаются культурные люди. Нам еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем весы и меры, которыми люди измеряют, станут пригодными для стандартных мер, прежде чем они достигнут уровня великодушия или гуманности.

3 Оценки основываются на данных религиозных, философских, научных, политических, экономических, социальных и т.д. условий, и изменяются по мере того, как эти условия изменяются.

Если оценка переживает свое условие, она становится препятствием для более целесообразной оценки, таинственной реликвией, предметом суеверного почитания.

4 Традиции могут внести свой вклад своими нормами, разум может предоставить свои мнения.

Однако именно чувство ценит, определяет ценность. Оценка является субъективной и, вероятно, чаще коллективно, чем индивидуально субъективной. Почти всегда есть несколько человек, которые ценят определенное качество или действие больше или меньше, чем большинство.

5 Чувство не только ценит, но и дает жизнь тому, что ценит, вплетая его в эмоциональные комплексы, определяющие мнение или действие.

1.12 Голос совести

1 Гипотеза о том, что «язычники, не имеющие закона, по природе законное делают», опровергается исследованиями, которые обнаружили, что они имеют «закон», или принудительные условности, но что содержание закона имеет очень разнообразное, противоречивое и сомнительное свойство.

Условности долга и условности добродетели меняются у разных рас, разных наций, разных эпох.

2 Гипотеза о голосе совести была опровергнута логически и психологически.

Голос совести – это голос условности, автоматизированная «логическая» реакция тех комплексов неполноценности, которые были установлены в детстве и чрезмерно стимулированы в подростковом возрасте непсихологическим непрестанным внушением представлений греха, вины и стыда, которые враждебны жизни и которые позже в жизни превращаются в депрессивные комплексы и часто перерастают в тревожные комплексы.

3 Гипотеза о «голосе совести» опровергается также тем, что не было ничего истинного, что не было бы отвергнуто, ничего разумного, что не было бы замолчано, ничего абсурдного, что не было бы принято, ни какого-либо вида беззакония, которое не было бы одобрено, ни какого-либо вида жестокости, которая не была бы похвалена этим голосом совести.

4 Те, кто больше всего говорит о «совести», обычно меньше всего утруждаются самокритикой. Они идут с «собственными волнами через океан» и беззаботно бросают свои копья, «с законным намерением воина ранить и убить», в беззащитных, которых они находят на своем пути.

5 Один английский епископ, Саут, справедливо сказал: «Во что бы то ни стало следуй своей совести, но остерегайся, чтобы твоя совесть не была совестью глупца!»

1.13 Религиозная мораль

1 Религиозная мораль не имеет ничего общего с разумом. Ибо предполагается, что это требования некоего космического существа.

Поскольку такое существо считается абсолютным, то считается, что его требования к несовершенному также должны быть абсолютными, или требованиями совершенства. Но абсолютные требования логически абсурдны и психологически нелепы.

2 Например, столкнувшись с требованием абсолютной истины, никто – никто из тех, кто понимал, что это значит – не осмелился бы произнести слово, вряд ли посмел бы сдвинуться с места.

Потому что, во-первых, мы совершаем ошибки в том, что говорим и делаем, и, во-вторых, мы сами виноваты в том, что нас неправильно понимают.

С логической точки зрения абсолютная истина означает, что простая истина не есть истина. Следовательно, истина должна быть чем-то другим, любой вещью, возможно, даже неправдой. Таким образом, истине нельзя дать более высокую степень истины, называя ее абсолютной.

Требования враждебны жизни. В любом случае они ничем не оправданы. «Абсолютные» требования делают нас еще более слепыми к самим себе и укрепляют наш культ внешней видимости.

3 Мудрец однажды написал: «Бог не требует от нас, бедных беспомощных существ, большего, чем мать от своего новорожденного ребенка.» В этом высказывании больше понимания жизни, чем в религиозной морали любого рода.

1.14 Сексуальная мораль

1 Для многих людей курьезная сексуальная мораль – это собственно и есть мораль. Истинное положение вещей может быть резко выражено так: сексуальная мораль есть осуждение эротических людей неэротичными.

2 Так называемая сексуальная мораль диктовалась бесполыми, эротически индифферентными или импотентами, у которых отсутствовали как физиологические, так и эмоциональные условия. Они превратили необходимость в добродетель.

Монашеский аскетизм и пуританский фанатизм, фальсифицирующие жизнь, превратили инвалидность в достоинство, а физиологическую функцию – в объект презрения.

Ничто не может быть более оторвано от реальности и враждебно жизни, чем монашеская мораль, которая называет эротизм прелюбодеянием, естественную функцию постыдной и сам факт зачатия первородным грехом.

3 Сексуальная функция является естественной и, вероятно, необходимой, за исключением импотентов или тех, кто может сублимировать половое влечение. Все остальное человечество можно разделить на группы слабого и сильного эротизма.

4 Проблема сексуальности – это проблема медицинская и социальная. Упразднение проституции было бы первым шагом на пути к поднятию сексуальной проблемы с того уровня жестокости, до которого ее довел идиотский взгляд презрения.

Даже такое выражение, как «падшая женщина», бесподобно поясняет моральное в морали, свидетельствует о грубости, жестокости и бесчеловечности морали. В этом вопросе более, чем в любой другой социальной проблеме, облагораживание является категорическим требованием культуры.

5 Изучая эротизм милых первобытных народов в его совершенной справедливости и невинности, легче понять, какое невыразимое страдание сексуальная мораль, отравляющая все, навлекла на христианский мир.

1.15 Честь

1 Честь – это чудовищная моральная фикция времен морали драки. Эта фикция сохраняется здесь и там с неослабевающей интенсивностью.

2 Честь – это унаследованная или приобретенная заслуга, которой любой может быть лишен кем-либо другим, отвоевание которой часто требует крови и жизни того, кто был так легко лишен ее, возможно, злодеем, которому за это заплатили.

Если бы эта фикция имела какую-то разумную жизненную ценность, то, конечно, оскорбляющий человек, а не жертва глупости или пошлости, был бы тем, кто «потерял бы свою честь».

3 Тот, кто должен защищать свою честь, не имеет чести защищать. Обесценивающие мнения других людей, «оскорбительные» суждения или подобные выражения ненависти никогда не могут унизить человека, на которого рассчитаны, а только клеветника. Любой, кто хочет быть неуязвимым, всегда таков.

4 Честь и насилие – это пара близнецов, настолько похожих друг на друга, что их почти всегда путали. Могущество – это честь, право и мудрость. Есть много видов чести: солдатская честь драк и убийств, дипломатская честь хитрости и обмана, денежная честь ростовщичества и непомерной прибыли. Вся история – это храм чести.

1.16 Правильно и неправильно или добро и зло

1 Человек не является ни «добрым», ни «злым». На нынешней стадии своего развития он представляет собой неразвитое существо с примитивными инстинктами, эгоистическими интересами и нереальными взглядами на мир и жизнь.

2 Для общественного человека право или добро – это то, что предписывают законы общества, а в случае их отсутствия – то, к чему стремится дух законов. Зло – это то, что эти законы запрещают. В обществе именно коллектив во всей своей полноте решает, что считать правильным, а что – нет.

3 Для того, кто хочет искать свою основу оценки в единстве братства и служения, правильным или добрым является все, что способствует этому единству; неправильным или злым – все, что вредит ему.

Все, что объединяет индивидов, семью, общество, нацию и человечество, тогда рассматривается как ценное. Самый большой вклад, который может сделать человек, считается тогда вкладом собирания и объединения, самый большой вред – вкладом разделения и разобщения.

4 Для того, кто ищет свою основу правильного и неправильного в научном способе рассмотрения, законы природы служат определяющими нормами добра и зла.

5 Для того, кто в жизни видит развитие – хотя и часто кажущееся прерванным – правильным или добром является то, что служит развитию всех и каждого. Зло – это все, что препятствует развитию.

6 Из сказанного должно быть ясно, что в своем разумном смысле мораль есть правовое представление и (возможно) применение этого представления.

1.17 Умение жить

1 Мораль – это инфантильная версия умения жить, руководство по социальному общению для примитивных и неблагоразумных людей, призванное сделать их совместную жизнь с другими настолько свободной от трений, насколько это возможно. Мораль – это социальная условность и подчинение законам страны.

Таким образом, мораль – это навязанные условности для субъективно незначимого. Когда в дополнение к этому мораль устанавливает какие-либо «ты должен» или «ты не должен», она нарушает личную свободу или индивидуальный суверенитет.

Мораль вообще не имеет на это никакого права. Без своего суверенитета индивид никогда не найдет закон, которым он сам станет. Человек существует не ради традиций.

До тех пор, пока традиция выше человека, до тех пор, пока человека можно судить по традиции, до тех пор человек лишен своего человеческого права и человеческого достоинства. Рабы традиций считают свое рабство смыслом жизни.

2 Умение жить – это такт, долг и добродетель. Такт – это неспособность оскорбить. Долг состоит в том, чтобы выполнить свою задачу. Добродетель – это «золотая середина» между крайностями.

Умение жить – это далеко не самоистязание и моральные комплексы. Умение жить подразумевает понимание того, что приказы не поднимают уровень культуры, что жизнь дарует свободу, а люди отдают приказы, поскольку они отрицают свободу друг друга. Умение жить – это (также и с коллективной точки зрения) умение возможного. Продолжение Эмоциональная культура. Политика. Введение. политические проблемы. Политические системы. Свобода, равенство и братство 6/18

Официальный сайт издательского фонда Генри Т. Лоренси на русском языке

Книги, опубликованные на канале Дзен

✔ Экзотерическое миро - и жизневоззрение 1/18

Продолжение Эмоциональная культура. Человек как эмоциональное существо. Религия. Сущность религии 2/18

Продолжение Эмоциональная культура. Религиозный мистицизм. Религиозные интеллектуальные построения 3/18

Продолжение Эмоциональная культура. Мораль. Традиции. Правила поведения. Мотивы 4/18