Найти тему
Ольга М.

Генри Т. Лоренси Философский камень, часть 1: 4/18 Экзотерическое миро- и жизневоззрение.

Оглавление

Официальный сайт издательского фонда Генри Т. Лоренси на русском языке

Книги, опубликованные на канале Дзен

✔ Книги Генри Т. Лоренси по порядку:

1. Книга Генри Т. Лоренси Знание реальности. Начало публикации

Книга Книга Генри Т. Лоренси Знание реальности. Оглавление со ссылками

2. Книга Генри Философский камень. Начало публикации

Книга Генри Философский камень. Оглавление со ссылками

Книга Генри Т. Лоренси Философский камень, часть 1: Экзотерическое миро- и жизневоззрение. Воля к единству 1/18

Продолжение Эмоциональная культура. Человек как эмоциональное существо. Религия. Сущность религии 2/18

Продолжение Эмоциональная культура. Религиозный мистицизм. Религиозные интеллектуальные построения 3/18

Продолжение Эмоциональная культура. Мораль. Традиции. Правила поведения. Мотивы 4/18

1.7 МОРАЛЬ

1 Ни одно представление не является столь расплывчатым, неопределенным и многозначным, ни одно повседневное слово не является столь злоупотребленным, как мораль. Человек просто знает, что это «непогрешимый абсолют», который всегда достаточно хорош в качестве оружия.

Но для того, чтобы быть эффективным в качестве орудия убийства, он действительно должен быть настолько непонятным, насколько это возможно.

2 За каждым новым жизневоззрением следует новый взгляд на мораль с новыми правилами поведения и новыми ценностями, установленными в соответствии с новыми основами для оценки.

Эти правила и ценности выживают еще долгое время после того, как жизневоззрения и основа для оценки были отброшены. Они медленно устраняются случайным образом, это правда, но всегда будет существовать какая-то условность, которую никто не может объяснить и которая кажется таинственной и неоспоримой.

Не было бы такого невежества относительно того, что такое «мораль», если бы существовал спрос на нее.

3 Пытались спасти мораль многими способами. Абсолютные заповеди, абсолютные условности, абсолютные правила поведения, абсолютные мотивы, абсолютные нормы оценки и голос совести – все это было тщетно испробовано. Однако ни одна философская система морали не выдержала рациональной критики.

4 Когда употребляли слово мораль как фикцию при всяких возможных смыслах, то наконец никто уже не знал, что означает это слово. Через это злоупотребление слово приобрело вид святости, сверхъестественной тайны.

Время от времени они устраивают призовые соревнования по морали. Затуманенные всем этим обманом понятий, совершенным с помощью фикции, они тщетно ищут разумного объяснения. Не существует никакой разумной моральной науки, а только история моральных построений.

5 Для среднего человека мораль – это то, что одобряется, а аморальность – то, что не одобряется другими людьми.

Оценки других людей – это основа оценки среднего человека. Страх быть непохожим на других людей и, следовательно, быть предметом презрения и преследования со стороны неразборчивых в результате этого – вот моральный мотив среднего человека.

1.8 Традиции

1 Традиции должны быть разумными и последовательными. Они часто неразумны и взаимно противоречивы.

2 Традиции должны иметь научную основу в физиологическом, психологическом и социальном отношении. Часто они являются откровенным издевательством над всем научным.

3 Традиции должны быть гуманными и позволять человеку ту свободу, на которую он может претендовать и на которую он имеет право. Они часто бывают жестокими и вредными для человека.

4 Традиции должны помогать людям жить. В каком-то отношении они почти всегда враждебны жизни.

5 Традиции должны быть излишними. Законы сообщества должны быть достаточно нормативными. Условности действительно были бы излишни, если бы люди не были такими «условными», неуверенными в себе, лишенными вкуса, такта и рассудительности.

6 Традиции должны быть доступны для тех, кто без них беспомощен. Возможно, когда-нибудь в будущем будут составлены международные соглашения о хороших манерах. Как и сейчас, каждая страна и часть страны имеет свои обычаи, манеры и предписания относительно того, что можно делать и как, а что нельзя делать.

7 Те, кто желает практиковать определенные условности, должны объединиться в ордена для поклонников традиций, где они могли бы встречаться с людьми сходного ума и примерно одного интеллектуального и культурного уровня.

1.9 Правила поведения

1 Никакое правило не должно применяться без разбора в любое время, в любом случае и в любом месте.

Правило поведения предполагает наличие у действующего человека трех способностей: способности к анализу, рассуждению и применению как правила, так и случая. Чаще всего эти способности отсутствуют, а если и существуют, то редко используются.

Условия моральных правил абсурдны. Правильное поведение предполагает всеведение. Кроме того, они непсихологические. Мы действуем автоматически, инстинктивно и привычно. Цель определяет поведение.

2 Правило поведения – это теория для сконструированных случаев. Но в реальной жизни такие случаются крайне редко.

В момент действия – только тогда все факторы для суждения доступны, если они вообще когда-либо становятся такими – часто оказывается, что никакое правило не применимо. Сама жизнь доводит все правила до абсурда.

Никакая максима не может быть сделана общим законом, потому что никакая максима не может быть применена во всех обстоятельствах. Всегда возникали бы ситуации, в которых ее применение было бы абсурдным.

3 С помощью таблицы обязательных правил умный человек скоро вообще перестал бы действовать.

Узколобому, который не сможет осознать в этом тех трудностей, которые почти равносильны невозможности, и кто не сможет понять огромную важность приспособления, потребуется сильный мотив, так или иначе обращающийся к его эгоизму: тщеславие, страх, надежда на вознаграждение и т. д. Другими словами, он был бы бескорыстен из эгоистических побуждений.

4 Правило освобождает индивида от ответственности. Кто сможет обвинить любого, кто соблюдал моральное правило, если правила и суждения допустимы? «Он был одинаково респектабелен и бесчеловечен.»

5 Люди хотят заповедей и запретов, чтобы чувствовать себя свободными от ответственности.

Если эти обязательно наивные заповеди выполняются достаточно точно и если запреты не нарушаются, то «они действительно сделали свое дело», чувствуют себя очень уверенно и хорошо, и «слава богу, что у них хотя бы чистая совесть». Они исполнили «всякую правду» – не осознавая своего одинаково безнадежного и гротескного самообмана.

6 Резюме: правила бесполезны на практике, применяются без разборчивости и освобождают практикующего от ответственности.

7 Только одно правило оставалось верным на протяжении веков – принцип взаимности: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.

8 Единственное моральное повеление – если бы такое было возможно – было бы повелением любви. Но любовью нельзя командовать. Любовь требует свободы и дарует свободу.

1.10 Мотивы

1 Когда правила оказывались непригодными, в этике искали замену, которая делала мотивы нормой действия. Намерение и мотив стали существенными. Ответственность за это должны были нести нрав и направление воли.

2 Было обнаружено, что «когда два человека делают одно и то же, то это не одно и то же, что они делают», что два человека могут говорить и делать одно и то же из разных побуждений, более того, из диаметрально противоположных побуждений, один из благородного, а другой из неблагородного мотива.

С моральной точки зрения оба они были одинаково «респектабельны и достойны похвалы». С этической точки зрения один был достоин похвалы, а другой – порицания.

3 К сожалению, этика оказалась неприменимой. Отчасти мотив был недосягаем для объективной оценки, отчасти самообман был значителен и его невозможно было надежно избежать, отчасти люди были неспособны судить о своих мотивах, отчасти основной мотив, существующий в подсознании, ускользал даже от самого откровенно честного аналитика.

4 Хотя этика и неприменима как общий метод, тем не менее многие люди придают ей определенное превосходство над традицией, так как она делает действие предметом самостоятельной проверки индивидом и делает индивида ответственным только перед самим собой. Продолжение Эмоциональная культура. Моральные оценки. Голос совести. Религиозная мораль. Сексуальная мораль. Честь. Правильно и неправильно или добро и зло. Умение жить 5/18

Официальный сайт издательского фонда Генри Т. Лоренси на русском языке

Книги, опубликованные на канале Дзен

Книга Генри Т. Лоренси Философский камень, часть 1: Экзотерическое миро - и жизневоззрение 1/18

Продолжение Эмоциональная культура. Человек как эмоциональное существо. Религия. Сущность религии 2/18

Продолжение Эмоциональная культура. Религиозный мистицизм. Религиозные интеллектуальные построения 3/18

✔ Книги Генри Т. Лоренси по порядку:

1. Книга Генри Т. Лоренси Знание реальности. Начало публикации

Книга Книга Генри Т. Лоренси Знание реальности. Оглавление со ссылками

2. Книга Генри Философский камень. Начало публикации

Книга Генри Философский камень. Оглавление со ссылками