✔ Официальный сайт издательского фонда Генри Т. Лоренси на русском языке
Книги, опубликованные на канале Дзен
✔ Генри Т. Лоренси Философский камень, часть 1: Экзотерическое миро - и жизневоззрение 1/18
Продолжение Эмоциональная культура. Религиозный мистицизм. Религиозные интеллектуальные построения 3/18
1.5 Религиозный мистицизм
1 Сознание, вероятно, не ограничено нашими «пятью чувствами», но имеет, может быть, неограниченные возможности бессознательного контакта с огромным рядом вибраций из вселенной, которая в основном еще не исследована.
Если бы мы могли воспринимать и толковать все космические вибрации, пронизывающие наше собственное тело, то возможно, что мы были бы всеведущими.
2 Христианский мистицизм, исламский суфизм и индуистская бхакти-йога – это разные пути к тому мистическому опыту, который в состояниях, недоступных интроспективному анализу, обрел наивысшие состояния.
Из-за опасности самообмана эти предрасположенности должны быть уравновешены специальной тренировкой в здравом смысле со строгим требованием целесообразности.
Истинный мистик всегда был редким явлением и кажется стать еще более редок. Для посторонних людей он характеризуется тем чувством единства всей жизни, тем стремлением к единению с жизнью, тем погружением в единство – которое не следует путать c квиетизмом, парализующим мысль, чувство и волю – типичным примером которого является индиец Рамакришна, изображенный в ряде биографий.
1.6 Религиозные интеллектуальные построения
1 Еще не было возможности сделать какую-либо систему мышления неизменной. Рассматриваемые исторически, системы мышления состоят каждая из ряда систем; таким образом, они являются реконструкциями.
2 Истинная религия не является делом разума и почти не имеет отношения к теориям. Задача религии не в том, чтобы дать нам миро- и жизневоззрение. Религиозная догматика – это ни религия ни разумное жизневоззрение. Она вредит религии.
3 Представление, не имеющее соответствия в реальности, является фикцией.
Если разум берет фикцию на себя, то фикция будет постоянно приспосабливаться через новые определения после увеличения опыта.
Если чувство, требующее неизменности, берет фикцию на себя, то фикция превращается в догму.
Если религиозное чувство связано с несостоятельными рациональными построениями, то вред наносится и тем, и другим.
Сомнение у индивида, раздор между индивидами, расколы, приводящие к появлению все новых сект, – вот неизбежные последствия. Когда догма разрушается, вся эмоциональная жизнь потрясается. Многие люди тогда охвачены паникой и видят себя бредущими по бездонному болоту.
4 То, что религия может обходиться без догматов, доказывается буддизмом, терпимость которого является следствием этого.
Буддийский «синод» сформулировал в качестве своего первого тезиса: «То, что противоречит здравому смыслу, не может быть согласовано с учением Будды.»
Если бы христианский собор принял подобный тезис, то значительная часть несчастного человеческого рода была бы избавлена от ужасных страданий, бесконечных споров и бесконечных сомнений.
5 Религиозные догмы никого не улучшают. Именно облагораживание чувств приводит к улучшениям.
Культивирование благородных чувств, таких как восхищение, привязанность, сочувствие, совершенно иным образом способствовало бы возвышению человечества.
Разорение религиозного чувства лучше, чем что-либо другое, свидетельствует о вреде, причиняемом соединением религии с несостоятельными взглядами.
6 Вера не принадлежит к сущности религии. Это лучше всего видно из того, что Будда настойчиво предупреждал всех своих учеников не верить (не принимать слепо).
Вопрос заключается в том, не имел ли ввиду Иешу под «верой» волю, хотя вера из значения воли была искажена так, что сначала означала доверие, а затем слепое принятие или иррациональное убеждение.
7 Библейская критика пугает многих людей. Но тот, кто сомневается в том, что вопрос Пилата – «Что такое истина?» – это слово божие, он уже практикует критику Библии.
Если каждое слово Ветхого Завета есть слово божие, то иудаизм столь же непогрешим и божественен, как и христианство. Вопрос заключается в том, не утратили ли также и евреи ключ к своему Завету, став западниками и буквалистами вместо того, чтобы быть восточниками и символистами.
8 Слова, которые люди могут понять, – это слова людей, а не слова космического существа. Бог не проповедует никакой истины и не защищает истину от фальсификации и обмана. Человеку дан разум чтобы он использовал его, чтобы он мог сам искать и сам находить истину.
9 Религиозная догматика, как правило, страдает от трех ложных представлений: ошибочного понятия бога, ошибочного понятия греха и ошибочного понятия искупления.
10 Представление о боге постоянно менялось на протяжении веков. Оно, как и все другие религиозные представления, всегда будет предметом споров. Но тогда безосновательные представления являются излишними для религии, обладающей психологическим пониманием.
11 Наше представление о боге должно быть ложным, пока человека еще распинают, оскорбляют и презирают. Конечно, наше представление о боге никак не влияет на возмжное существование космического существа.
Дикари обожают дух созданных ими идолов, а несколько менее примитивные умы обожают дух созданных ими представлений.
12 Когда представление о боге будет сублимировано в идею, – столь непривлекательную для тех, кто убаюкан верой в произвольную благодать – всеобщего причинного закона, который также имеет силу психологическую, закона посева и жатвы, на неизбежность которого намекал Иешу, тогда эта идея достигнет своего высшего разумного выражения.
Высшим выражением чувства божественности является объединяющее всемогущество любви.
13 Кто не совершенен, как бог, кто не подобен богу, кто, следовательно, не есть бог, тот считается «грешником». Человек, то есть нечто относительное, должен быть богом или абсолютным, иначе он осужден на вечность.
14 Привитие представления о грехе, которое было истинным «грехопадением», и заражение человечества тем неразумным комплексом неизбежного и невыносимого бремени греха, тем комплексом, который препятствует жизни и способствует ненависти, – это самое гнусное преступление – достойное дьявола – которое когда-либо совершалось над человечеством. Зарубежные миссии распространяют доктрины греха и вечного наказания.
15 Конечно, вскоре они поняли, что это невыносимое бремя греха должно быть каким-то образом снято. Для этого в различных религиях есть наемные уполномоченные, у которых есть свои особые приемы. Христианство – нечто совершенно отличное от учения Христа – сделало веру в неразумное и непостижимое условием отпущения грехов.
16 Согласно учению церкви, «грех есть преступление, совершенное против бесконечного существа, и потому требует бесконечного наказания».
Вполне естественно, что они пытались объяснить идею о том, что это бесконечное существо может быть бесконечной любовью, может бесконечно прощать и не ненавидеть вечно жертв невежества и неспособности.
Согласно здравому смыслу, «грех» скорее был бы преступлением, совершенным против других и явно признанным виновным лицом, либо препятствием для своего собственного развития, созданным человеком. Такой грешник нуждается в психиатрическом лечении.
Когда «грех» будет тем, что отделяет человека – не от космического существа, – а от другого человека, кем бы он ни был, тогда мы станем очеловеченными. Тогда мы начнем открывать то, что еще не открыто, а именно Человека. Истинная культура проявляется в том, что она примиряет человека с его собратьями. Однако это, по-видимому, самое трудное из всех.
17 Представление об искуплении столь же абсурдно. Однако проблеск здравого смысла сумел проникнуть сквозь эту тьму неразумия: «Бог не есть гнев. Ни в Ветхом, ни в Новом Завете нет такого места, которое делало бы Бога объектом искупления, тем, кто должен быть искуплен. Напротив, Бог – это субъект искупления, тот, от кого исходит искупление. Именно человек приходит в ярость от кажущихся беззаконий жизни и уходит от Бога в своей ненависти. Не Бог должен примириться с человеком, но человек с Богом.»
18 Стремление человека к единству с жизнью воспринимало – как у мистиков – всегда и везде реальность этого единства. Продолжение Эмоциональная культура.Мораль. Традиции. Правила поведения. Мотивы 4/18
✔ Официальный сайт издательского фонда Генри Т. Лоренси на русском языке
Книги, опубликованные на канале Дзен
✔ Генри Т. Лоренси Философский камень, часть 1: Экзотерическое миро - и жизневоззрение 1/18