Найти тему
Eyetracking.care

Как развивать речь ребенка с синдромом Дауна?

Оглавление

Синдром Дауна является одним из наиболее распространенных хромосомных нарушений. Дети с синдромом Дауна обладают характерной внешностью и особенностями интеллектуального развития. Задержка речевого развития – одна из характерных черт, однако и здесь есть своя специфика: ребенок с синдромом Дауна обладает хорошей зрительной восприимчивостью и понимает гораздо больше, чем может выразить словами. Этот факт можно эффективно использовать в развитии малыша – в нашей статье рассказываем, как это сделать.

Девочка с синдромом Дауна
Девочка с синдромом Дауна

Особенности детей с синдромом Дауна:

1) Черты лица. При синдроме Дауна у ребенка обычно меньше рот и нос, также относительно большой язык. Это создает физиологические препятствия для развития речи, поскольку воздуху трудно проходить через ротовую и носовую полости.

2) Слух. У детей с синдромом Дауна уши расположены ниже. Это потенциально может стать причиной возникновения среднего отита. При таком диагнозе жидкость застревает в среднем ухе и приводит к заложенности, боли, ушной инфекции и даже потере слуха. Вследствие этого может наблюдаться временная или постоянная потеря речи.

3) Мышечный тонус. Тонус определяется тем, как мышцы реагируют на силу тяжести в состоянии покоя. Как правило, мышечного тонуса достаточно, чтобы держать рот закрытым в состоянии покоя. При синдроме Дауна низкий мышечный тонус приводит к открыванию рта, опущенному положению языка и дыханию ртом. Следовательно, при снижении мышечного тонуса может наблюдаться снижение скорости речи.

4) Когнитивное развитие.Большинство детей с синдромом Дауна обладают умеренными интеллектуальными способностями. Согласно исследованиям, такие дети часто понимают больше, чем говорят – это связано с различиями между развитием рецептивного языка (понимание сказанного и объем словаря) и способностью произносить речь.

Основные этапы развития речи при синдроме Дауна

Развитие речи при синдроме Дауна происходит в том же порядке, что и у нормотипичных детей, только более медленными темпами. Задержка речи становится очевидной на этапе появления лепета и вокализации.

Типичные стадии овладения речью при синдроме Дауна:

1) Повторный лепет: начинается в 9 месяцев (с задержкой на 2 месяца). Повторное лепетание – это повторение слога, состоящего из согласной и гласной. Пример: «ба-ба-ба-ба».

2) Стадия из 10 слов: начинается в 2,25 года (задержка в 1,25 года).

3) Всплеск словарного запаса: происходит в 2,5 года, когда средний словарный запас детей составляет 24 слова. Важно знать, что не у каждого ребенка будет резкий скачок словарного запаса.

4) Закрепление фразы из двух слов: эта стадия наступает в возрасте 3 лет (задержка в 18 месяцев). Дети вступают в эту стадию со средним словарным запасом в 50-55 слов.

Обратите внимание, что эти этапы основаны на усредненных данных, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Дети развиваются с разной скоростью: у некоторых первые слова могут появиться уже в 1 год, иногда эта стадия наступает и в 5 лет. В то время как некоторые дети могут произносить всего 50 слов в 3 года, некоторые могут произносить до 300 слов.

-2

Как развивать речь у ребенка с синдромом Дауна?

Зрительная память является сильной стороной у детей с синдромом Дауна, именно на нее опираются основные методики при работе с речевыми навыками. Дети с таким диагнозом усваивают лучше, видя, чем слыша: они могут использовать знаки, жесты и визуальные средства общения уже в 10 месяцев!

Мультисенсорный подход

Специалисты называют особо эффективным мультисенсорный подход, который сочетает слуховые модальности с визуальными и тактильными модальностями. Он включает в себя говорение, фиксирование ключевых слов, показ визуальных изображений и прикосновение к предметам.

Возможность слышать слова и одновременно видеть их визуализацию способствует обучению. Визуальная обработка как сильная сторона ускоряет понимание и продуцирование произносимых слов и обеспечивает дополнительный метод общения. В качестве инструмента можно использовать коммуникаторы: эти устройства работают по принципу записи сообщений и их воспроизведения. В специальные поля вставляются распечатанные коммуникационные карточки, где каждое слово сопровождается изображением. К каждой картинке можно самостоятельно записать сообщение (их можно перезаписывать неограниченное количество раз). Далее, после визуального ознакомления со словом его можно прослушать, нажав на картинку. Это простое и удобное средство альтернативной и дополнительной коммуникации.

Коммуникатор QuickTalker FT 7
Коммуникатор QuickTalker FT 7

Коммуникационные планшеты – высокотехнологичный вариант коммуникаторов. Они оборудованы сенсорным экраном и широким функционалом. Во-первых, здесь есть специальная программа для самостоятельного создания коммуникационных карточек. В ней можно создавать целые тематические наборы для общения, озвучивать картинки своим голосом или выбирать изображения для визуализации слов из Интернета. Во-вторых, планшет может использоваться как самостоятельное устройство, а также как многофункциональное – на него можно скачать различные программыдля альтернативной и дополнительной коммуникации.

Планшет Dpad 10,1 - сенсорный планшет для развития речи неговорящих детей
Планшет Dpad 10,1 - сенсорный планшет для развития речи неговорящих детей

Работа с речью

Использование коммуникативных карточек повышает разборчивость спонтанной речи. Доказано, что преимущества этого подхода сохраняются и в сознательном возрасте.

Ниже приведены несколько стратегий, которые вы можете применять в своих повседневных взаимодействиях, чтобы улучшить словарный запас, синтаксис и коммуникацию ребенка с синдромом Дауна.

· Словарный запас. Последовательно заучивайте и подписывайте значимые ключевые слова во время разговора.

Пример: обозначайте объекты и слова действия: мяч, машина, малыш, прыгай и так далее. Сделайте с ними коммуникационные карточки и периодически повторяйте.

Примеры коммуникационных карточек
Примеры коммуникационных карточек

Привлекайте внимание ребенка, указывая на окружающие предметы и называя их. Например, на картинки в книгах или персонажей в телевизоре. Если ваш ребенок после этого будет обращать ваше внимание на «мяч», вы можете ответить: «Да, это прыгающий мяч».

Примеры создания целого предложения с помощью коммуникационных карточек
Примеры создания целого предложения с помощью коммуникационных карточек

Пойте песни вместе со своим ребенком. Эффективно используйте паузы, чтобы ребенок сам заполнял их словами из текста.

· Синтаксис(связывание слов для составления грамматических предложений).

Часто используйте общие фразы с надписями: «хочешь пойти в парк?», «увидимся завтра», «хорошо выспаться» и так далее.

Составление фраз с помощью коммуникационных карточек
Составление фраз с помощью коммуникационных карточек

· Вежливость и этика. Поощряйте ребенка говорить «привет» или «пока» помахивая рукой.

Можно сделать соответствующие карточки и записать на Коммуникатор QuickTalker FT 7 сообщение, чтобы ребенок мог самостоятельно включать и воспроизводить приветствие.

Приветствие с помощью коммуникационных карточек
Приветствие с помощью коммуникационных карточек

· Используйте приложения. Например, программное обеспечение Grid 3 помогает людям с синдромом Дауна, а также детям с РАС общаться, учиться и пользоваться компьютером. Управление программой возможно с помощью мыши, нажатий на сенсорный экран, кнопок-переключателей или с помощью взгляда благодаря айтрекеру.

Чем более в раннем возрасте начать работу над речевыми навыками, тем выше будет их эффективность. При постоянных занятиях ребенок с синдромом Дауна сможет развить свою речь в соответствии с его коммуникативными способностями и уровнем интеллектуального развития. Благодаря специальным устройствам этот процесс будет проходить интереснее и быстрее: подробнее со средствами альтернативной и дополнительной коммуникации можете ознакомиться на нашем сайте: https://www.eyetracking.care.

Остались вопросы?

📞+74994043656

📩info@eyetracking.care