Роль русского языка в многогранна и сложна, но неоспоримо значима. Он служит не только языком межнационального общения, но и инструментом интеграции различных культур и традиций.
В условиях многоязычия русский язык выступает связующим звеном, позволяя представителям множества этнических групп находить общий язык и обмениваться опытом. Таким образом, русский язык не только объединяет культурную мозаику России, но и становится важным фактором устойчивости и гармонии в многонациональном обществе.
Русский язык, обладая богатым лексическим и грамматическим потенциалом, способен отражать богатство и разнообразие чувств, мыслей и идей. Изучая русский, мы погружаемся в величественные произведения литературы, где чувства и переживания запечатлены на страницах классиков. Мы становимся частью глубоких философских размышлений и многослойных историй, таких как «Война и мир» Льва Толстого или «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского, которые заставляют нас переосмысливать наше место в мире.
Русский язык также служит ключом к современным достижениям науки и технологий. В последние десятилетия российские ученые внесли значительный вклад в глобальные исследования и инновации. Владение русским языком открывает доступ к новым идеям и возможностям, позволяет строить международные связи и сотрудничество.
Таким образом, русский язык — это не просто средство общения, а мощный инструмент, который обогащает нашу жизнь и расширяет горизонты возможностей.
Рабочий лист
Рабочий лист «Русский язык - язык общения и язык возможностей» разработан к уроку ОДНКНР в 5 классе. Данная разработка может быть полезна и на уроках русского языка и литературы.
Лист разработан в соответствии с ФОП.
Рабочий лист состоит из 12 заданий (на 4 листах). На пятом листе - ответы к заданиям.
Задание 1. Разгадай ребусы, и ты узнаешь, какие нематериальные ценности являются главным наследием.
Задание 2. Ознакомься с фактами о русском языке. Отметь знаком «плюс» те, которые тебе известны.
Задание 3. Прочитай слова дагестанского (аварского) поэта Расула Гамзатова. Напиши, какое значение имеет русский язык для народов Российской Федерации, говорящих на разных языках.
Задание 4. Подумай, какие возможности появляются у народов, говорящих на разных языках, благодаря владению русским языком?
Задание 5. Разгадай кроссворд. Ты узнаешь, какие слова (географические названия, названия животных) достались русскому языку от финно-угорских племён.
Задание 6. Найди в филворде слова, пришедшие в русский язык от тюркских народов.
Задание 7. Писатель Михаил Шолохов писал: «Величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыт».
Ты уже знаешь, что фразеологизмы – одно из таких сокровищ в русском языке. Объясни смысл следующих выражений:
Задание 8. Язык – живое явление. Он формируется, живёт и развивается вместе с обществом. Заимствование слов из других языков - явление неизбежное, но не всегда оправданное. Подбери к данным словам русские синонимы.
Задание 9. Подумай, что меняет русскую речь не в лучшую сторону. Верные утверждения отметь галочкой.
Задание 10. А. Н. Толстой писал: «Русский язык – это, прежде всего Пушкин - нерушимый причал русского языка. Это Лермонтов, Лесков, Чехов, Горький». Какими именами ты бы дополнил(а) этот список? Напиши.
Задание 11. Русский язык это восьмой язык на планете по численности владеющих им людей. Он отражает многовековую историю России, в нём закреплены слова, которые отражают главные ценности нашего народа. Какие ценности ты считаешь самыми важными?
Задание 12. Сформулируй вывод по теме урока. Вставь в предложение подходящие по смыслу слова.
РЕФЛЕКСИЯ
Рабочий лист представлен в двух форматах: в формате pdf, готовом для печати, и в формате pptx, доступном для редактирования.
Желаю успехов!