Само слово «конфликт» пришло к нам из латинского языка и означает «столкновение», то есть это ситуация разногласий и противостояния.
Бытовой конфликт может разгореться при столкновении разных типов мышления или противоположных интересов людей. Бытовые конфликты могут происходить на работе, в общественных местах, при общении с соседями, друзьями, членами семьи.
Как себя вести в разгорающемся конфликте, давайте разбираться.
Пять стратегий взаимодействия в конфликте
В любом конфликте применяются различные стратегии взаимодействия, описанные в модели Томаса — Килманна. Эта модель представляет собой сложную теорию о стилях поведения в конфликтных ситуациях. В основе данной теории лежит предположение о том, что поведение большинства людей в конфликтных ситуациях сводится к одному конкретному стилю, который, однако, не всегда является самым эффективным. В зависимости от конкретных обстоятельств, например того, насколько важным является конечный результат, или сколько усилий человек готов приложить, респонденты могут выбрать разные стили поведения для разрешения конфликтной ситуации.
По мнению ученых К. Томаса и Р. Килманна, конфликтное поведение человека определяется двумя поведенческими стилями:
- внимание человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт
- напористость, акцент на защиту собственных интересов.
Чтобы выбрать подходящую именно вам стратегии надо четко сформулировать:
- Цель или чего вы хотите достичь в конфликтной ситуации? Насколько это важно для вас?
- Риски. Какие последствия могут быть, если вы выберете конкретную стратегию?
Давайте рассмотрим на примере.
Предположим, что вы заказали в интернет-магазине электрочайник, который оказался неисправным, и вы решили его вернуть. Ваша цель в этом случае — получить полный возврат денег или замену товара на исправный. Ваши возможные риски — потраченное время и нервы.
Вот пять стратегий, которые можно использовать:
🔺 Стратегия давления (соперничества).
Вы настойчиво требуете возврата средств, угрожаете жалобой в вышестоящую организацию. Выбирая в бытовом конфликте стратегию давления, вы всегда должны оценивать свои риски — например, с точки зрения вашей безопасности. Но если важно без компромиссов решить проблему, то этот метод может быть оправдан.
🔺 Стратегия избегания.
Вы решаете не писать претензий и не заниматься процессом возврата, чтобы избежать конфликта. Чайник не особо дорогой, время и нервы дороже. Такое поведение точно сохранит ваши нервы, но вы останетесь с неисправным чайником. Если вы понимаете, что для вас важнее сохранение ментального благополучия, то можно использовать именно эту стратегию.
🔺 Стратегия приспособления.
Вы соглашаетесь на предложение магазина о ремонте чайника, хотя хотели полного возврата средств.
🔺 Стратегия компромисса.
Вы договариваетесь с магазином о скидке на следующую покупку. Чайник остается у вас, тем более, что вы уже поняли, что починить его можете самостоятельно и без проблем.
🔺 Стратегия сотрудничества.
Вы обсуждаете с магазином все возможные варианты, стараясь найти решение, которое устроит обе стороны. Например, замена чайника, но вам никуда не надо ехать, курьер магазина привезет новый и заберет неисправный.
Алгоритм решения бытового конфликта
Давайте теперь разберем, как стоит действовать в ситуации длительного конфликта, например, из-за постоянного шума в связи с капитальным ремонтом у соседей. В такой ситуации особенно важно выбрать правильный метод общения, чтобы избежать обострения и достичь своих целей.
В описываемой ситуации стратегия давления или соперничества может не подойти, так как она часто приводит ко встречному давлению и ухудшению отношений, а добрые отношения с соседями это очень важно. Вот что стоит предпринять для эффективного решения конфликта:
🔹 Выслушайте мнение вашего оппонента
На первом этапе надо внимательно выслушать соседа. Узнайте, насколько важно для него проводить ремонт или другие шумные работы именно в это время. Попробуйте понять его позицию. Возможно, шум будет продолжаться только несколько дней и сосед хочет как можно быстрее закончить работы.
🔹 Проведите переговоры
Теперь можно переходить к этапу переговоров, чтобы достичь компромисса или начать сотрудничать.
Обязательно зафиксируйте, что нужно вам и что нужно другой стороне. Например, вам необходимо работать с 9 до 12 часов в тишине. В остальное время вы готовы уходить из дома или потерпеть шум.
Есть ли возможность договориться, чтобы именно в это время была тишина? Спросите соседа, чем вы можете ему помочь. Возможно, ему нужны какие-то инструменты или контакты дополнительных мастеров.
🔹 Зафиксируйте соглашение
Когда психотерапевт или конфликтолог работает с семейными парами, то мирное соглашение часто фиксируют в письменной форме. С соседом это может быть не так формально, но хотя бы на словах вслух обозначьте и проговорите то, о чем вы оба договорились.
Пример договоренности с соседом:
Он не проводит ремонт и не выполняет шумные работы с 9 до 12 часов.
В остальное время он может выполнять любые виды работ.
Если ему понадобится ваша помощь или дополнительное время на шумные работы, он обратится к вам.
Как убрать эмоции из конфликта
Это в реальности очень сложно. Разрешение конфликта подразумевает, что все стороны остались удовлетворены и способны существовать в рамках текущей ситуации. Вы можете применять техники, которые помогают создать эмоциональную удовлетворённость, вот они:
🔸 Отражение эмоций.
Покажите человеку, что вы его понимаете. Например, скажите: «Я вас понимаю, сам занимался ремонтом». Или: «Да, действительно, я понимаю, что вы расстроены».
🔸 Вербализацию чувств.
Говорите о своих эмоциях, а не об ошибках другой стороны. Используйте технику «Я-сообщений». Например: «Я работаю психологом в онлайне, и на моих сессиях с клиентами должна быть полная тишина. Скажите, пожалуйста, можем ли мы что-то придумать, чтобы во время с 9 до 12 шума не было?»
Что такое конфликтогены и симпатогены
Конфликтогены это фразы и слова, которые способны вызвать раздражение у второй стороны конфликта. Они включают угрозы, приказы, критику, фразы типа «вы должны», допрос, несвоевременные советы, внезапную смену темы разговора, успокоение отрицанием («не волнуйся», «не нервничай», «чего ты психуешь»). Всё это приводит к эскалации конфликта.
Гораздо эффективнее использовать симпатогены — позитивные фразы и слова, которые способны поддержать оппонента. К ним относятся вербализация эмоций, подчеркивание значимости другой стороны («да, я понимаю, что это важно»), подчеркивание ценности оппонента. Это позволяет убрать эмоциональную составляющую конфликта и не усиливать его.
Если вы планируете идти на переговоры, то необходимо сначала справиться со своими эмоциями. Чтобы убрать гнев, необходимо выплеснуть его безопасным способом, не на соседа и не на любого другого человека. Подойдут следующие методы:
🌀 Физическая нагрузка.
Сделайте несколько упражнений, чтобы сбросить напряжение. Можно пойти на пробежку.
🌀 Дыхательные упражнения.
Глубоко подышите, чтобы успокоиться. Можно дышать по квадрату.
🌀 Самопроговаривание.
Проговорите свои чувства перед зеркалом. Скажите: «Я ужасно злюсь, я жутко зол». Это поможет выразить свои эмоции до того, как вы пойдете на переговоры.
Таким образом, к моменту встречи вы будете готовы к спокойному и конструктивному обсуждению ситуации.
Стремление к позиции win-win в бытовых конфликтах
В бытовых конфликтах важно стремиться к позиции win-win, когда обе стороны удовлетворены результатом переговоров. В ситуации с соседом win-win — это когда одна сторона может спокойно работать в тишине, а другая — проводить шумный ремонт.
Разница между win-win и компромиссом в том, что при компромиссе все немного уступают, а при win-win — обе стороны полностью довольны, выполняют свои задачи и удовлетворяют свои интересы. Для достижения win-win обычно требуется больше времени и усилий: нужно понять не только позиции, но более глубокие интересы другой стороны. В семейных конфликтах стоит искать решения, которые удовлетворяют всех участников событий.
Никто не учит людей поведению в конфликтах. Давайте учится самостоятельно. Внутри конфликта всегда есть две основные проблемы:
✔️ Отсутствие цели.
Это довольно странно, но большинству людей очень сложно четко и ясно сформулировать, что они хотят получить в результате конфликта. Чаще всего вперед выходят эмоции: «Я хочу, чтобы сосед совсем не делал ремонт». Вы уверены, что эта цель достижима и реалистична? Давайте лучше формулировать цели конкретно, исходя из действительных интересов и реальных возможностей. Четкая формулировка цели, того, чего я хочу получить в результате этого конфликта, — это первый шаг.
✔️ Неумение управлять эмоциями.
Конфликт всегда сопровождают огромным количеством эмоций. Пока мы не разберёмся с ними, говорить о разрешении конфликта становится просто невозможным.
Избежать в жизни конфликтов не удастся, но любую спорную ситуацию можно разрешить наиболее эффективно. Помните, что конфликт может стать первым звоночком, который позволит обнаружить сложности в отношениях и сделать их более мягче. Учитесь управлять конфликтом эффективно и на пользу обоим сторонам.
Если вам удобнее читать мои тексты в телеграмм, то подписывайтесь на мой канал «Психология без волшебства»
Записаться на консультацию можно НАЖАВ ЗДЕСЬ
Если у вас есть вопросы, которые Вы готовы задать психологу и повысить качество своей жизни, то обращайтесь к нам.
Сообщество Психология для жизни
〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️
Дорогие подписчики!
Я уже знаю, что вы любите читать разные истории из жизни, но, возможно, кому-то будет интересны и другие мои тексты, не связанные с вопросами психологии, скорее развлекательные и немного ностальгические романы, тогда заходите на мой новый канал ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ И ДРУГИЕ РОМАНЫ