"Время обновления мира уже наступило". (с)
Н. К. Рерих. Искусство Тибета. 1928 г.
3 октября 2024 г. в Государственном музее Востока состоялось открытие выставки "Миры Майтреи" к 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха.
Кураторы: Владимир Андреевич Росов – заведующий отделом "Наследие Рерихов", Мария Алексеевна Титова – младший научный сотрудник отдела "Наследие Рерихов" и автор этого канала.
Перед кураторами стояла интересная задача: представить итоги жизни и творчества Николая Рериха, вершину его воззрений. К этой высокой координате мы подходили с разных точек зрения и основа была обнаружена, конечно же, в буддизме.
"Мы впервые делаем некий срез его жизни, мировоззренческий, художественный, который сконцентрирован на тех идеях, ради которых он жил. Уникальность выставки в том, что мы выбираем из потока дорогих Рериху образов те, что наиболее веско и ярко отображают его мировоззрение. Раньше исследователи смотрели на жизнь Николая Константиновича в целом. А мы посмотрели в её глубину". (c)
Творчество Николая Рериха изобилует отсылками к буддийской культуре. Здесь мы остановились на персонаже буддийского пантеона, образ которого и связанные с ним идеи стали доминантой зрелых лет художника.
О каких идеях идёт речь?
Это мысли о будущем.
В своих письмах и очерках Николай Рерих делится рассуждениями о том, что нас ждёт. В устах художника повторяются определения: "лучшее будущее", "будущая счастливая жизнь", "будущие светлые достижения". Необходимым условием для позитивного сценария является неустанная работа, ведь счастье человека - в сознательном труде.
Художник транслирует идею о том, что человек должен созидать и строить, а сотворённые другими культурные ценности необходимо сохранять, потому что именно они служат постоянным напоминанием о прошлом:
"Не знающий прошлого не может думать о будущем. Народ должен знать свою историю, запечатлённую в памятниках старины. Народ должен владеть всеми лучшими достижениями прошлых эпох".
Н. К. Рерих. Старые годы. 1935 г.
Памятники прошлого Н. К. Рерих называет "ступенями будущего" и "чудесными вратами к будущему достижению".
Таким образом, культурные ценности, в которые вложены художественные, интеллектуальные и материальные ресурсы, позволяют человеку вести полноценную жизнь, и любой труд, обращённый на сохранение прошлого и строительство будущего, можно назвать "просветлённым трудом". Николай Рерих использует это выражение в своём очерке "Буддизм в Тибете" 1928 г.
"Победит тот, кто в основу поставит великое сотрудничество, любовь к труду и преданность Культуре. Искусство, наука и познание силы мысли приблизят светлое будущее". (c)
Н. К. Рерих. Будущее. 1939 г.
В буддизме существует аналогичная концепция просветлённого труда, которая носит глобальный характер и включает в себя представления о будущем Золотом веке человечества.
Главным действующим лицом этой концепции является Майтрея, который почитается как Будда и бодхисаттва будущего.
- Его имя (IAST Maitreya) можно перевести с санскрита как "добросердечный" или "благорасположенный". С тибетского языка имя Будды будущего переводится как "милостивый спаситель" (Вайли byams mgon, byams-pa). Также к этому персонажу применяется санскритский эпитет "аджита" (IAST adjita) – Всепобеждающий, или Непобедимый.
- Согласно представлениям буддистов, в настоящий момент Майтрея находится на небесах Тушита, местопребывании просветлённых существ. Считается, что приход Майтреи ознаменует новый этап в истории человечества, эру порядка и благополучия, когда люди освободятся от страданий и весь мир будет объединён под властью чакравартина, справедливого правителя-буддиста (Ганевская, Дубровин, Огнева, с. 321).
Майтрея почитается во всех буддийских традициях и знаком в каждом регионе, в котором исповедуют буддизм.
"Майтрея воплощает в себе все чаяния буддийского мира – от острова Цейлон до монастырей Забайкалья, Сибири".
Ю. Н. Рерих. Тибетская живопись.
Представления о Майтрее начали формироваться в ранних сутрах Махаяны в первые века нашей эры. Соответственно, образы Майтреи в искусстве могут быть очень разнообразными как с точки зрения иконографии, так и стилистики. Название выставки "Миры Майтреи" отражает ещё одну задачу кураторов: представить многообразие обликов Майтреи в буддийском искусстве.
Поэтому для этой выставки были собраны практически все образцы его иконографии из фондов Музея Востока. Эти скульптуры расположены в центральной витрине.
Вдохновением для этой конструкции послужили архитектурные формы, традиционные для регионов, в которых исповедуют буддизм: ступа и дзонг. И то, и другое фигурирует в живописи Н. К. Рериха и упоминается в путевых заметках экспедиций.
Витрина содержит скульптуры Майтреи из Тибета, Непала, Китая и Монголии. Каждая из них представляет собой ценный образец той или иной художественной традиции, и в совокупности они дают всеобъемлющую картину иконографии Майтреи.
Справа и слева от центральной витрины расположены стенды, которые создают форму разомкнутого прямоугольника. На них размещены танки (Вайли thangka), образцы традиционной буддийской живописи.
В одной из танок зашифрована отсылка к названию "Миры Майтреи".
Также на стендах под тканями блэкаут находятся архивные фотографии, сделанные Рерихами во время экспедиций. Например, во время Маньчжурской экспедиции 1934-1935 гг. они запечатлели монгольский праздник Майдари-хурал, или "Круговращение Майтреи". Ритуальное действо выражает готовность встретить Всепобеждающего и приглашение спуститься с небес Тушита.
Пространства в торцах боковых галерей посвящены отдельным аспектам культа Майтреи. Их иллюстрируют произведения восточного искусства, в частности, из коллекции семьи Рерихов.
Одним из направлений, в котором Н. К. Рерих применял свои искусствоведческие квалификации, было собирательство. История любви к коллекционированию произведений искусства началась ещё в Петербурге.
"Хочется вспомнить, сколько радости дали и путешествия и собирание искусства. Радовались с Еленой Ивановной и каменному веку, и старинным мастерам. Искали, собирали, изучали, складывали. Хорошие были вечера, когда после дневной работы, далеко за полночь радовались мы находкам. От многих приглашений воздержались мы, чтобы иметь наши вечера". (c)
Н. К. Рерих. Долой осудительство! 1941 г.
Николай Рерих считал, что коллекционирование – это один из методов сохранения культурных ценностей, познавательный, развивающий, дарующий радость, и при этом в той или иной мере доступный каждому человеку.
"Хороша радость о прекрасных произведениях. Подъёмы счастья возникают и преображают все окружающее. Первая ступень будет собирательством: "мои вещи", "моя радость". Но затем образуется и следующая ступень, когда условие самости уже отойдёт. Почему вещь "моя"? Надолго ли? Пусть она несёт радость всем. При таком мышлении зародится и третья ступень, возникнет расширение сознания. Вот где истинная, нестеснённая радость! Взлёты счастья!"
Н. К. Рерих. Счастье. 1941 г.
В основе первых музейных коллекций восточного искусства лежали собрания тех, кто самолично путешествовал по Азии и приобретал произведения непосредственно на местах.
Иными словами, первые собиратели художественных ценностей и предметов этнографии способствовали возникновению связанных с искусством научных дисциплин. Первые знатоки восточного искусства одновременно являлись и первыми коллекционерами.
"Объезжая мир, многажды радовались мы. С восторгом вспоминает Елена Ивановна нашу экспедицию на конях по всему сердцу Азии. Все трудности и невзгоды стираются перед каждодневным щедрым познаванием и любованием. Именно каждый день - новые кругозоры, новые очертания, новые краски, новые люди. И щедра Азия. Сама пустыня наполнена красотою. А в Гималаях, в их горной державе, заключен магнит прекрасный. Никакая книга не передаст этих очарований. Сам прикоснись! Так же и в собирательстве необходимо личное прикасание. Творчество радует энергетическими выявлениями. И в собирательстве – творчество. И в странствии, в несравнимых сменах впечатлений растет творчество. Как судить и осуждать творчество? Не лучше ли совместно порадоваться?"
Н. К. Рерих. Долой осудительство! 1941 г.
Коллекционирование произведений восточного искусства было общим делом семьи Рерихов и входило в сферу научных интересов старшего сына художника Юрия Николаевича Рериха (1902-1960), видного востоковеда и автора первой монографии об искусстве танки. Поэтому в рамках выставки «Миры Майтреи» Николай Рерих предстаёт не только как художник и мыслитель, но и как собиратель и знаток восточного искусства.
План зала с его правильными геометрическими очертаниями напомнил нам схему буддийской мандалы. Мандала - это символическое изображение мира, вселенной, местопребывания просветлённых существ.
- Мандала изображается посредством простых геометрических фигур - это наглядный способ показать многомерность пространства. И речь идёт не только о трёх физических измерениях, но и о буддийском представлении о существовании множества миров, населённом бесчисленным множеством просветлённых граждан и не только.
Форма зала диктовала необходимость обозначить ось, которая будет визуально схватывать пространство. Геометрия зала позволяет создавать "умышленные" ракурсы и создавать тематические секторы.
Поэтому экспозиция представляет собой ось в виде витрины. Витрина окружена разомкнутым прямоугольником с буддийскими святынями, фотографиями обрядов и культовых сооружений. Это буддийское "ядро", вокруг которого строится творческое наследие художника.
Следуя структуре буддийской мандалы, в которой квадраты и круги вписаны друг в друга, посетитель может совершить обход вокруг стендов и увидеть живописные работы Николая Рериха.
Для выставки, посвящённой юбилею художника, Государственный нижегородский художественный музей предоставил 6 картин из серии "Майтрея". В 1926 г. Н. К. Рерих преподнёс эти произведения наркому Анатолию Васильевичу Луначарскому (1875-1933) в качестве дара Советскому правительству. Затем картины попали к писателю Максиму Горькому (1868-1936), а тот по завещанию передал их на свою малую родину в Нижний Новгород.
И, конечно, на выставке "Миры Майтреи" представлены живописные работы Николая и Святослава Рерихов из собрания Музея Востока. Они продолжают тематику легенд, связанных с приходом Майтреи и наступлением ожидаемого Золотого века. Среди них можно увидеть "Чудо" (1923), "Свет небесный" (1931), "Клад захороненный" (1947), "Приказ Учителя" (1947).
Такова "география" выставки "Миры Майтреи". Ядро буддийского искусства, окружённое живописью Николая Рериха, в пространстве, которое повторяет структуру буддийской мандалы. Верования, связанные с Буддой грядущего, созвучны с мыслями художника, которыми он делится с нами посредством картин, фотографий, путевых заметок и произведений восточного искусства.
"Конечно, мы знаем, как по всей Азии ожидается наступление Новой Эры. Каждый толкует по-своему, кто ближе, кто дальше; кто прекрасно, кто извращенно, но все об одном и том же сужденном сроке. Особенно захватывающе видеть такое сознание на местах, когда не засохшая краска печатной буквы, но сам звук, само слово человеческое непосредственно выражает волнующую мировую мысль".
Н. К. Рерих. XII. Тибет. 1927-1928 гг.
Майтрея стал для художника символом счастливого будущего. И условия для наступления новой эпохи человек волен создать сам. В буддизме человек может освободиться от страданий благодаря труду на благо всех живых существ. И этим заняты просветлённые существа, которые помогают людям работать над собой и своим будущим.
"В будущем – благо. В будущем – магнит. В будущем – реальность. Любите прошлое, когда оно вынырнет из нажитых глубин, но живите будущим. Со всею судьбою и кармою, и мойрою, и кисметом будущее притягательно". (c)
Н. К. Рерих. Будущее. 1940 г.
Николай Рерих доказал, что каждый человек в силу своих устремлений и квалификаций может приблизить наступление Золотого века.
В очерке "Счастье" художник утверждает:
"Битва за лучшее будущее не только на полях сражений. Неутомимость, терпение, достижение лучшего качества испытываются в жизни каждого дня. Подвиг человечности нарастает в трудах. Счастье – в сознательном труде. Песнь труда есть великое созвучие всех взыскующих". (c)
Н. К. Рерих. Прекрасное. 1941 г.
Выставка «Миры Майтреи» будет работать до 16 февраля 2025 г.
Литература
- Ганевская Э. В., Дубровин А. Ф., Огнева Е. Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура Северного буддизма IX–XIX вв. из собрания ГМВ. М. : Едиториал УРСС, 2004. С. 321.
- Рерих. Рерих Ю. Н. Тибетская живопись. Самара: Агни, 2000. С. 64.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен