Найти в Дзене
Кабинет Востоковеда

Будда, которого знают все, на выставке "Миры Майтреи" в Музее Востока.

Если вам кажется, что восточное искусство и образцы буддийской иконографии далеки от вашего быта, то это не так. Есть персонаж, который в нашей стране знаком многим и который имеет прямое отношение к Майтрее, главном герое выставки "Миры Майтреи" в Музее Востока, посвящённой юбилею Николая Рериха. Поскольку Майтрея известен во всех регионах, в которых исповедуют буддизм, то он обладает множеством обликов. Один из наиболее известных вариантов представляет собой народную интерпретацию. И эта версия Майтреи зародилась в Китае. Первые буддийские миссионеры появились в Китае в первые века нашей эры, когда в стране доминировали две национальные религии: конфуцианство и даосизм. Они не предполагали абсолютной догматичности и в них, как и в буддизме, отсутствует представление о Боге-творце. Со временем это позволило сформировать такое уникальное явление, как синкретизм трёх учений: конфуцианства, даосизма и буддизма (Титаренко, 2007, с. 23-24). Первые тексты Махаяны воспринимались жителями

Если вам кажется, что восточное искусство и образцы буддийской иконографии далеки от вашего быта, то это не так. Есть персонаж, который в нашей стране знаком многим и который имеет прямое отношение к Майтрее, главном герое выставки "Миры Майтреи" в Музее Востока, посвящённой юбилею Николая Рериха.

  • Майтрея это Будда будущего, который в настоящий момент пребывает на небесах Тушита. Он почитается во всех буддийских традициях как Будда и бодхисаттва. Когда Майтрея явится на землю, то наступит новая эра порядка и благополучия. Поэтому его образ олицетворяет светлое будущее.
Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

Поскольку Майтрея известен во всех регионах, в которых исповедуют буддизм, то он обладает множеством обликов. Один из наиболее известных вариантов представляет собой народную интерпретацию. И эта версия Майтреи зародилась в Китае.

Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

Первые буддийские миссионеры появились в Китае в первые века нашей эры, когда в стране доминировали две национальные религии: конфуцианство и даосизм. Они не предполагали абсолютной догматичности и в них, как и в буддизме, отсутствует представление о Боге-творце. Со временем это позволило сформировать такое уникальное явление, как синкретизм трёх учений: конфуцианства, даосизма и буддизма (Титаренко, 2007, с. 23-24).

Первые тексты Махаяны воспринимались жителями Китая через призму даосских и конфуцианских представлений.

  • Например, культ Майтреи был близок последователям даосизма благодаря идее о том, что показателем духовного совершенства является бессмертие. В канонических текстах говорится, что появление Майтреи ознаменует новый Золотой век, когда люди будут жить по 84 000 лет (Ганевская, 2004, с. 321). Не бессмертие, но тоже неплохо.

Эти точки соприкосновений вовлекали новых последователей буддизма в Китае. Первые китайские образцы иконографии Майтреи относятся к IV-V вв. и находятся в пещерных комплексах оазиса Дуньхуан, который располагался на Великом Шёлковом пути. Одна из самых известных скульптур находится в пещере № 275 в комплексе Могао (Титаренко, 2010, с. 117, 190).

Майтрея. Китай, 420-442 гг. Могао, пещера № 275. Эл. ресурс URL: http://www.art-and-archaeology.com/china/dunhuang/du06.html и https://ru.pinterest.com/pin/278097345731240645/
Майтрея. Китай, 420-442 гг. Могао, пещера № 275. Эл. ресурс URL: http://www.art-and-archaeology.com/china/dunhuang/du06.html и https://ru.pinterest.com/pin/278097345731240645/

Эти храмовые образцы следовали иконографии, которая сформировалась в Индии, Тибете и Непале. Но образ Майтреи и связанные с ним идеи понравились не только китайским ламам.

В народной среде Майтрея или Милэ (пиньинь mile) приобрёл особую интерпретацию, слившись с персонажем китайского фольклора.

Народная легенда повествует о странствующем монахе, который живёт подаянием, сохраняет оптимизм, приносит удачу и благополучие каждому, кого встречает на своём пути. У него большой живот, который символизирует изобилие жизненной энергии ци. Он традиционно изображается с мешком, который символизирует желание божества поделиться благами (Титаренко, 2010, с. 194).

Три Будая. Китай, династия Цин, XVII-XVIII вв. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auction/30320/lot/602/three-large-blanc-de-chine-figures-of-budai-17th18th-century-6/
Три Будая. Китай, династия Цин, XVII-XVIII вв. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auction/30320/lot/602/three-large-blanc-de-chine-figures-of-budai-17th18th-century-6/

В России в большей степени известно японской название - Хотей, которое переводится как "холщовый мешок". Его образ сливается с народными божествами богатства. Поэтому есть поверье о том, что его живот надо 300 раз потереть по часовой стрелке, чтобы в доме было богатство.

Десятилетия назад это был один из самых популярных сувениров с Востока, который в наши дни можно обнаружить в каждом шкафу и каждом серванте.

Будай или Хотей. Фотография автора.
Будай или Хотей. Фотография автора.

У традиции изготовления этих фигурок богатая история. Например, в минском Китае (1368-1644) миниатюрные статуэтки этих толстячков были очень популярны. Их изготавливали из различных материалов.

Если говорить о Японии, то окимоно, выполненные из слоновой кости, вошли в моду в XVII в. Затем слоновую кость стали закупать на государственном уровне в крупных масштабах, а ближе к XX в. научились имитировать.

В советские времена и в 90-ые годы "смеющихся Будд" из заграничных поездок привозили все, кто мог. Потом эти тиражные фигурки появились в российских магазинах.

Порвать мимиметр: самые няшные нэцке и окимоно из Метрополитен-музея.
Кабинет Востоковеда16 декабря 2021

Но изначально этот толстячок появился в Китае и его отождествляют с буддийским проповедником X в. по имени Цици (пиньинь qieci) и есть интерпретация, согласно которой странствующий монах был земным воплощением Майтреи.

Он известен как Будай, что в переводе, как и Хотей, означает "холщовый мешок" (Токарев, 2008, с. 157, 538-539, 668). Так в Китае народная легенда стала частью буддийской мифологии.

Иногда Будая называют Майтреей или Буддой и, в целом, это не ошибка. Майтрею так представляли? Представляли. А словом "Будда" обозначают человека, который достиг высшей формы духовного развития.

Будай. Китай, династия Цин, XIX в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 8962, инв. 10600 I, ГК 5072363. Эл. ресурс URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=5153640
Будай. Китай, династия Цин, XIX в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 8962, инв. 10600 I, ГК 5072363. Эл. ресурс URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=5153640

Замечательного цинского Будая можно увидеть на выставке "Миры Майтреи" в компании его коллег из других регионов.

Будай. Китай, династия Цин, XIX в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 8962, инв. 10600 I, ГК 5072363. Эл. ресурс URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=5153640
Будай. Китай, династия Цин, XIX в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 8962, инв. 10600 I, ГК 5072363. Эл. ресурс URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=5153640

Его одеяние украшено изображениями растений из особой группы "Четверо Благородных". В неё входят бамбук, хризантема, орхидея и дикая слива.

Четверо Благородных. Первая московская галерея восточной живописи. Эл. ресурс URL: https://mos.gallery/blog/chetvero_blagorodnykh/
Четверо Благородных. Первая московская галерея восточной живописи. Эл. ресурс URL: https://mos.gallery/blog/chetvero_blagorodnykh/
  • Точки соприкосновения между буддизмом и национальными религиями Китая лежали в народных культах, которые были близки самым широким слоям населения. В конфуцианских воззрениях благополучие государства начинается с процветания семьи и мерилом богатства рода являются дети.

Поэтому в иконографии Будая появилась особая форма, в которой божество изображается в окружении детей. В глазах жителей Китая представления о грядущем Золотом веке связаны с обильным потомством, через которое человек несёт свою правду миру.

Будай в окружении детей. Китай, династия Цин, XIX в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 41092, инв. 20598/1,2 I, ГК 5572302. Эл. ресурс URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=5719766
Будай в окружении детей. Китай, династия Цин, XIX в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 41092, инв. 20598/1,2 I, ГК 5572302. Эл. ресурс URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=5719766

На выставке "Миры Майтреи" представлен многодетный Будай, которого малыши дёргают за всякое и теребят его одежду. А он, радостный, лежит на мешке и протягивает сокровище.

Будай в окружении детей. Китай, династия Мин, XVII в. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auction/20959/lot/610/anonymous-17th-century-maitreya-buddha-and-ten-children/
Будай в окружении детей. Китай, династия Мин, XVII в. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auction/20959/lot/610/anonymous-17th-century-maitreya-buddha-and-ten-children/

Количество детей в такого рода изображениях варьируется, но это всегда про шалости, к которым Будай относится с божественным юмором.

Будай в окружении детей. Китай, династия Мин, XVII в. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auction/20959/lot/610/anonymous-17th-century-maitreya-buddha-and-ten-children/
Будай в окружении детей. Китай, династия Мин, XVII в. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auction/20959/lot/610/anonymous-17th-century-maitreya-buddha-and-ten-children/
Будай в окружении детей. Китай, династия Мин, XVII в. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auction/20959/lot/610/anonymous-17th-century-maitreya-buddha-and-ten-children/
Будай в окружении детей. Китай, династия Мин, XVII в. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auction/20959/lot/610/anonymous-17th-century-maitreya-buddha-and-ten-children/

Иногда Будая изображали восседающим на пьедестале в асане в соответствии с канонами буддийской скульптуры.

Будай в окружении детей. Китай, династия Мин, XVII в. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auction/22234/lot/62/a-gilt-bronze-figure-of-budai-17th-century/
Будай в окружении детей. Китай, династия Мин, XVII в. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auction/22234/lot/62/a-gilt-bronze-figure-of-budai-17th-century/

В цинском Китае (1644-1912) Будаев вырезали из корня бамбука. Иногда дети изображались совсем маленькими в сравнении с великаном-Милэ.

Будай в окружении детей. Корень бамбука. Китай, династия Цин, правление Канси (1654-1722). Онлайн-каталог аукционного дома Sotheby's. Эл. ресурс URL: https://www.sothebys.com/en/buy/auction/2020/china-5000-years/a-bamboo-root-figure-of-budai-qing-dynasty-kangxi
Будай в окружении детей. Корень бамбука. Китай, династия Цин, правление Канси (1654-1722). Онлайн-каталог аукционного дома Sotheby's. Эл. ресурс URL: https://www.sothebys.com/en/buy/auction/2020/china-5000-years/a-bamboo-root-figure-of-budai-qing-dynasty-kangxi
Будай в окружении детей. Корень бамбука. Китай, династия Цин, правление Канси (1654-1722). Онлайн-каталог аукционного дома Sotheby's. Эл. ресурс URL: https://www.sothebys.com/en/buy/auction/2020/china-5000-years/a-bamboo-root-figure-of-budai-qing-dynasty-kangxi
Будай в окружении детей. Корень бамбука. Китай, династия Цин, правление Канси (1654-1722). Онлайн-каталог аукционного дома Sotheby's. Эл. ресурс URL: https://www.sothebys.com/en/buy/auction/2020/china-5000-years/a-bamboo-root-figure-of-budai-qing-dynasty-kangxi

Фарфоровых Будаев изготавливали на протяжении всего XX в.

Будай в окружении детей. Китай, XX в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-5763239
Будай в окружении детей. Китай, XX в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-5763239

Китайский Будай в окружении детей - это буквальная иллюстрация аксиомы о том, что дети - это будущее.

Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

Заводское производство и в наши дни позволяет создавать бесконечное количество скульптур. Образ Будая в разных вариациях остаётся популярным и продолжает тиражироваться.

Будай в окружении детей. Китай, XX в. Онлайн-каталог платформы 1stDIBS. Эл. ресурс URL: https://www.1stdibs.com/furniture/asian-art-furniture/sculptures-carvings/chinese-famille-rose-buddha-budai-boys-group-20th-century/id-f_36370532/
Будай в окружении детей. Китай, XX в. Онлайн-каталог платформы 1stDIBS. Эл. ресурс URL: https://www.1stdibs.com/furniture/asian-art-furniture/sculptures-carvings/chinese-famille-rose-buddha-budai-boys-group-20th-century/id-f_36370532/

Продолжает тиражироваться...

Дарт Будай. Где взять: https://www.ozon.ru/product/statuetka-iz-gipsa-budda-dart-veyder-11-sm-835076088/?__rr=1
Дарт Будай. Где взять: https://www.ozon.ru/product/statuetka-iz-gipsa-budda-dart-veyder-11-sm-835076088/?__rr=1

Выставка "Миры Майтреи" в Музее Востока. | Кабинет Востоковеда | Дзен

Литература

  • Ганевская Э. В., Дубровин А. Ф., Огнева Е. Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура Северного буддизма IX–XIX вв. из собрания ГМВ. М. : Едиториал УРСС, 2004. С. 321.
  • Мифы народов мира: Энциклопедия. Электронное издание / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 2008 (Советская Энциклопедия, 1980). С. 157, 538-539, 668.
  • Духовная культура Китая: Энциклопедия. Т. 2. Гл. ред. М. Л. Титаренко М.: Восточная литература, 2007. С. 23-24.
  • Духовная культура Китая: Энциклопедия. Т. 6. Гл. ред. М. Л. Титаренко М.: Восточная литература, 2010. С. 117, 190, 194.
Кабинет Востоковеда 🦚🐲📿

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.

"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен