Найти в Дзене
Кабинет Востоковеда

Нет чудес, кроме тех, что мы создаём сами: танка с Буддой Майтреей на выставке "Миры Майтреи".

Танка (Вайли thang ka; др. варианты написания: тханка, тангка, тхангка) – одна из разновидностей традиционной тибетской живописи. Она выполняется на ткани растительными и минеральными красками на водно-клеевой основе, которые по своим свойствам похожи на гуашь. В основном этот вид искусства является атрибутом тибетского буддизма. На выставке "Миры Майтреи" в павильне № 13 ВДНХ представлены танки из собрания Музея Востока, в том числе произведения из коллекции Рерихов. Юрий Николаевич Рерих (1902-1960), старший сын художника, был автором первой монографии по искусству танки "Тибетская живопись". В этой работе учёный систематизирует богатейший пантеон буддийских божеств. С 1925 г. прошло 99 лет и сейчас эта книга - одно из ценнейших русскоязычных исследований о буддийской живописи. Николай Константинович Рерих (1874-1947) считал, что коллекционирование – это один из методов сохранения культурных ценностей, который в той или иной мере доступен каждому человеку. Семья разделяла его любов

Танка (Вайли thang ka; др. варианты написания: тханка, тангка, тхангка) – одна из разновидностей традиционной тибетской живописи. Она выполняется на ткани растительными и минеральными красками на водно-клеевой основе, которые по своим свойствам похожи на гуашь. В основном этот вид искусства является атрибутом тибетского буддизма.

На выставке "Миры Майтреи" в павильне № 13 ВДНХ представлены танки из собрания Музея Востока, в том числе произведения из коллекции Рерихов.

Н. К. Рерих и Ю. Н. Рерих. Нью-Йорк, 1929 г. Источник: https://ru.pinterest.com/pin/446067538090614014/
Н. К. Рерих и Ю. Н. Рерих. Нью-Йорк, 1929 г. Источник: https://ru.pinterest.com/pin/446067538090614014/

Юрий Николаевич Рерих (1902-1960), старший сын художника, был автором первой монографии по искусству танки "Тибетская живопись". В этой работе учёный систематизирует богатейший пантеон буддийских божеств. С 1925 г. прошло 99 лет и сейчас эта книга - одно из ценнейших русскоязычных исследований о буддийской живописи.

Николай Константинович Рерих (1874-1947) считал, что коллекционирование – это один из методов сохранения культурных ценностей, который в той или иной мере доступен каждому человеку. Семья разделяла его любовь к собирательству, в частности, Юрий Николаевич известен как коллекционер танок.

Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

На выставке "Миры Майтреи" представлена танка из коллекции Рерихов, которая изображает Будду Майтрею.

И это не только замечательный образец тибетской живописи, но и доказательство того, что научная реставрация - "важнейшее из искусств" там, где хранят и экспонируют культурные ценности.

"Экспонированию не подлежит, хранить в развернутом виде во избежание дальнейших разрушений" – вердикт, вынесенный этому музейному предмету, кураторов будущей выставки не испугал, ведь в Отделе научной реставрации Музея Востока работают волшебники". (с)
До и после реставрации. Майтрея. Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 872, ГК 9144630. Источник: https://www.orientmuseum.ru/news/2024/sentyabr/tanka_reriha/index.php
До и после реставрации. Майтрея. Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 872, ГК 9144630. Источник: https://www.orientmuseum.ru/news/2024/sentyabr/tanka_reriha/index.php

Обрамление было сильно разрушено и загрязнено, а живописная часть танки, или зеркало было покрыто таким слоем копоти, что цвета изменились до неузнаваемости.

До и после реставрации. Майтрея. Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 872, ГК 9144630. Источник: https://www.orientmuseum.ru/news/2024/sentyabr/tanka_reriha/index.php
До и после реставрации. Майтрея. Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 872, ГК 9144630. Источник: https://www.orientmuseum.ru/news/2024/sentyabr/tanka_reriha/index.php

Результат реставрации настолько впечатляющий, что не сразу можно поверить в то, что это одно и то же произведение. И всё "волшебство" - это квалификации специалистов, помноженные на труд.

Реставрация памятников - это кропотливая работа, которая требует не только ювелирной точности, но и досконального знания материалов, техник и ряда научных дисциплин. Несмотря на то, что один из принципов реставрации, это обратимость, когда речь идёт о культурной ценности особого значения, то права на ошибку реставратор не имеет.

Поэтому реставрация культурных ценностей - это не только "ручной труд", но и нередко научное исследование, которое в дальнейшем помогает не только в реставрации, но и в атрибуции аналогичных произведений.

"У нас не было задачи сделать танку «новой». Сложность реставрации была в том, что мы должны были убрать всю грязь, копоть, жир, восстановить прорехи в ткани, вернуть первоначальные цвета, при этом не «стирать» с нее следы времени, бытования". (с) Ю. С. Березин

С этой танкой работали два реставратора: Татьяна Михайловна Пунко (ткань) и Юрий Степанович Березин (живопись).

Реставратор по ткани восстановила и очистила тонкое шёлковое обрамление. Это лишь несколько слов, за которыми стоит профессиональная "магия".

Что до реставрации живописной части, то реставратор поделился рассказом о своей работе:

"Нужно было очистить красочный слой, при этом не размыв краску. Я пробовал разные способы и, как это ни странно, подошла так называемся гелевая методика, которая иногда используется для реставрации графики. В моей практике это было в первый раз". (с) Ю. С. Березин
Майтрея (фрагмент). Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 872, ГК 9144630. Источник: https://www.orientmuseum.ru/news/2024/sentyabr/tanka_reriha/index.php
Майтрея (фрагмент). Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 872, ГК 9144630. Источник: https://www.orientmuseum.ru/news/2024/sentyabr/tanka_reriha/index.php

Как и в скульптуре, Майтрею мы можем определить по атрибутам. В данном случае это ступа в причёске и сосуд (здесь это кундика - с носиком) на левой ладони.

Композиция видится лаконичной, но в нижней части есть герой, который делает это танку не просто изображением Майтреи, но иллюстрацией целой истории.

В буддизме существует представление о том, что праведники перерождаются на небесах в цветках лотоса. Кто же этот праведник и что он сделал для того, чтобы оказаться в гостях у Майтреи на небесах Тушита?

Майтрея (фрагмент). Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 872, ГК 9144630. Источник: https://www.orientmuseum.ru/news/2024/sentyabr/tanka_reriha/index.php
Майтрея (фрагмент). Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 872, ГК 9144630. Источник: https://www.orientmuseum.ru/news/2024/sentyabr/tanka_reriha/index.php

  • Майтрея, напомню, это Будда будущего, который в настоящий момент пребывает на небесах Тушита. Он почитается как Будда и бодхисаттва. Когда Майтрея явится на землю, то наступит новая эра порядка и благополучия.

В буддизме Махаяны существует сюжет об Асанге, который пожелал, чтобы сам Майтрея стал его наставником. Его матерью была Прасаннашила из касты брахманов. Она поставила перед собой цель произвести на свет тех, кто станет проповедовать буддийское учение.

Всё ещё жалуетесь на то, как родители за вас решали на какие "развивашки" ходить? В IV веке такие решения принимались ещё до зачатия. XD

Майтрея (фрагмент). Тибет, XVII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/30598
Майтрея (фрагмент). Тибет, XVII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/30598

От кшатрия она родила старшего сына - Асангу, затем от брахмана - младшего и дала ему имя Васубандху. Когда они подросли, то стали спрашивать о своих отцах и их занятиях, но Прасаннашила сказала: "Я родила вас не для этого. Вы должны очистить свои умы и изложить Учение".

Васубандху нашёл себе учителя в Кашмире. Асанга учился у нескольких учителей. Он был усердным и способным учеником, овладел всеми дисциплинами, которые на тот момент могла предложить ему система образования: письмо, дебаты, математика, медицина и искусства.

Но при этом Асанга осознал, что от него ускользает смысл "Праджняпарамита-сутры", центрального текста Махаяны. Вот тогда ему и пришла в голову мысль учиться непосредственно у Майтреи. Но для того, чтобы хотя бы увидеть небожителя, ему требовалось достичь высокого уровня сознания (Рей, 2004, с. 179-180).

Асанга (фрагмент). Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P1996.20.6. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/358
Асанга (фрагмент). Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P1996.20.6. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/358

Асанга нашёл пещеру в горе и 3 года медитировал. Когда ему это надоело, то он вышел из пещеры и встретил старика, который натирал брусок железа хлопковой тряпкой. Асанга спросил, чем он занимается, и тот ответил, что делает иголку. Асанга выразил недоумение и старик объяснил:

"Если человек, обладающий нравственным усилием,
Желает совершить нечто,
Он никогда не встретит неудач,
Какой бы трудной ни была работа.
Если он не теряет терпения, то
Он сможет разрушить горы ладонью руки".

(c) Ринчендуб Б. История буддизма. СПб.: Евразия, 1999. С. 217.

Асанга вроде бы понял и вернулся в пещеру. Через 6 лет он снова понял, что ничего не понял. Но при этом увидел, что за эти годы пейзаж изменился: знакомая ему скала оказалась истёрта дождями и птицами, которые задевали её крыльями. Асанга осознал, что его усилия тщетны, но у него всё ещё оставалось упорство. Поэтому он с грустью вернулся в пещеру и промедитировал там ещё 3 года.

Источник: https://ca.pinterest.com/pin/388365167871353970/
Источник: https://ca.pinterest.com/pin/388365167871353970/

В итоге прошло 12 лет и Асанга ничего не добился. Он вышел из пещеры и увидел умирающую собаку, в ранах которой кишели черви. Асанга преисполнился состраданием к несчастному животному. Но это ещё не всё: он подумал и о голодных червях, которых он не мог лишить пищи, - они ведь тоже не должны погибать от голода.

Асанга дошёл до ближайшего города и обменял всё своё имущество, а именно - посох нищенствующего проповедника на золотой нож. Этим ножом он отрезал кусок мяса со своего тела и предложил его червям (Цыбиков, 1981, с. 71).

Собака и черви превратились в Майтрею. Асанга не растерялся и упрекнул небожителя:

"О, мой отец, мое единственное прибежище,
Я делал усилия сотней различных путей,
Но тем не менее не увидел результата.
Почему же дождевые облака и могущество океана
Пришли только теперь, когда, мучимый свирепой болью,
Я больше не жажду?
С такими усилиями я старался умилостивить (вас),
Но не появилось даже знака.
Скудно поэтому ваше сочувствие".

(с) Ринчендуб, 1999, с. 218.

Асанга (фрагмент). Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P1996.20.6. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/358
Асанга (фрагмент). Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P1996.20.6. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/358

Но Майтрея не обиделся. Более того, он дал человеку возможность понять, что к чему, и проверить, что обмана нет.

"Хотя царь богов и посылает дождь,
Плохое семя не способно вырасти.
Хотя Будды могут являться (в этом мире),
Тот, кто не достоин, не может вкусить блаженство.
Я был здесь с самого начала, но ты не мог увидеть меня из-за своих собственных омрачений. Так как в тебе возникло великое сочувствие, ты очистился и можешь теперь видеть меня. Для того, чтобы увидеть, что это действительно так, подними меня на свои плечи и покажи людям".

(с) Ринчендуб, 1999, с. 218.

Майтрея снова превратился в собаку, Асанга посадил её на плечо и ходил среди мирян. Никто не увидел Майтрею. Лишь одна пожилая нищенка, чьё сознание было выше, чем у других, увидела на плече Асанги собаку. Собаку, но не Майтрею.

Асанга (фрагмент). Тибет, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/13646
Асанга (фрагмент). Тибет, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/13646

Асанга поверил, что у него действительно получилось приблизиться к просветлённому существу.

— Теперь каково твое желание?
— Я ищу наставлений, как изложить махаянское Учение.
— Тогда держись за мою одежду.

(с) Ринчендуб, 1999, с. 218.

Майтрея и Асанга (фрагмент танки). Тибет, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/13646
Майтрея и Асанга (фрагмент танки). Тибет, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/13646

Так этот упорный парень оказался на небесах Тушита, местопребывании Майтреи, и тот наставлял его. Асанга в своём духе просил разъяснений, которые можно было бы передавать людям, Майтрея раскладывал по полочкам и помог Асанге составить ряд пособий.

Асанга вернулся на землю и записал трактат, состоящий из пяти разделов, в котором рассмотрел концепции Махаяны. Впоследствии Асанга стал основателем махаянской школы йогачара. В некоторых источниках, например, в "Синей летописи" авторство текстов этой традиции приписывается самому Майтрее (Цыбиков, 1981, с. 68; Шоннупэл, 2001, с. 141, 188).

Майтрея и Асанга на небесах Тушита (фрагмент танки). Тибет, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/13646
Майтрея и Асанга на небесах Тушита (фрагмент танки). Тибет, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/13646

В своих трудах Асанга, в частности, излагает традиционную для Махаяны практику шести добродетелей, или парамит, которые помогают человеку достичь духовного совершенства (Судзуки, 2002, с. 86). Это база.

  • 1. Практика даяния (IAST dana), чтобы не привязываться к жизненным благам или удовольствиям.
  • 2. Практика моральных предписаний (IAST sila), чтобы не разрешать помыслам нарушать заповеди.
  • 3. Практика мягкосердечия (IAST ksanti), чтобы не пасовать перед лицом зла.
  • 4. Практика энергии (IAST virya), чтобы не допускать праздности в делании добра.
  • 5. Практика медитации (IAST dhyana), чтобы сохранять безмятежность ума в гуще волнений и сутолоки этого мира.
  • 6. Практика знания, или мудрости (IAST pajna), чтобы правильно понимать природу вещей.
- Ну, и чего ты там намудрил? Фрагмент танки. Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P1996.20.6. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/358
- Ну, и чего ты там намудрил? Фрагмент танки. Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P1996.20.6. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/358

Васубандху в это время шёл своим путём и он не сразу осознал, насколько преисполнился старший брат, думая, что его трактаты - пустое занудство:

"Увы, Асанга, пребывая в лесу,
Практиковал созерцание двенадцать лет,
Не достигнув ничего посредством этого созерцания,
Он основал систему настолько трудную и обременительную,
Что ее может вынести только слон".

(с) Ринчендуб, 1999, с. 221.

Асанга втолковывает Васубандху, чему его научил Майтрея, под присмотром матери Прасаннашилы. Тибет, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/77133
Асанга втолковывает Васубандху, чему его научил Майтрея, под присмотром матери Прасаннашилы. Тибет, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/77133

Но потом, ничего, понял. И даже написал текст "Абхидхармакоша", в котором разбирал труды брата и дополнил своими соображениями.

"Святой Асанга, наделённый самой величественной славой и являющийся самым выдающимся из тех, кто обладает Высшей Мудростью, сочинил комментарий, устанавливающий истинное положение вещей (таттва-винишчая). Вдохновлённый этой работой, Учитель Васубандху, чрезвычайно гордый своим знанием, искусный в области различения того, что является реальностью само и не является, (сочинил) свой комментарий и обрел славу благодаря своему изложению смысла".

(с) Ринчендуб, 1999, с. 223.

Асанга и Васубандху (фрагмент танки). Тибет, XV в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P1995.20.3. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/182
Асанга и Васубандху (фрагмент танки). Тибет, XV в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P1995.20.3. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/182

Эта история интересна тем, что здесь Майтрея выступает в роли автора канонических текстов, подобно тому, как авторство сутр могут приписывать Будде Шакьямуни. Таким образом, просветлённое существо становится причастным к развитию Махаяны как непосредственный участник и составитель текстов.

Майтрея. Тибет, XVIII в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: C2002.35.2. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/65201
Майтрея. Тибет, XVIII в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: C2002.35.2. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/65201

В танках с изображением Будды и бодхисаттвы будущего Асанга может изображаться в нижней части, укутанным в алое одеяние. Он созерцает своего учителя как главный духовный ориентир.

Майтрея (фрагмент). Тибет, XVII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/30598
Майтрея (фрагмент). Тибет, XVII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/30598
Майтрея. Тибет, XVII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/30598
Майтрея. Тибет, XVII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/30598

Майтрея в ипостаси Будды - распространённый образ в танках. Однако, Будда будущего, на которого из цветка лотоса взирает Асанга, самый целеустремлённый из его учеников, - это уже редкая композиция.

Таким образом, эта танка с разных точек зрения служит напоминанием о том, что "ученье и труд всё перетрут".

Майтрея. Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 872, ГК 9144630. Источник: https://www.orientmuseum.ru/news/2024/sentyabr/tanka_reriha/index.php
Майтрея. Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 872, ГК 9144630. Источник: https://www.orientmuseum.ru/news/2024/sentyabr/tanka_reriha/index.php
Выставка "Миры Майтреи" в Музее Востока. | Кабинет Востоковеда | Дзен

Литература

  • Будникова Ю. Ю., Росов В. А. Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: МИСР, 2022. С. 81.
  • Васубандху. Энциклопедия буддийской канонической философии (Абхидхармакоша). СПб.: СПбГУ, 2006.
  • Рей А. Р. Нерушимые истины. М.: Астрель, 2004. С. 179-180.
  • Рерих Н. К. Долой осудительство! // Листы дневника. Т. II. М.: МЦР, 2000.
  • Рерих Н. К. Счастье. // Молодому другу. М.: МЦР, 1993.
  • Ринчендуб Б. История буддизма. СПб.: Евразия, 1999. С. 217-223.
  • Судзуки Д. Т. Основные принципы буддизма Махаяны. СПб.: Наука, 2002. С. 86.
  • Цыбиков Г. Ц. Избранные труды. Т. 2. оЦентральном Тибете, Монголии и Бурятии. Новосибирск: Наука, 1981. С. 68, 71-72
  • Шоннупэл Г. Синяя летопись. СПб.: Евразия, 2001. С. 141, 188.
Кабинет Востоковеда 🦚🐲📿

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.

"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен