Найти в Дзене
Кабинет Востоковеда

Будда Майтрея и его "брат" из Петербурга на выставке "Миры Майтреи" в Музее Востока.

Майтрея - это Будда будущего, который пребывает на небесах Тушита. Когда придёт срок, он явится на землю, наступит эра порядка и благополучия и все люди избавятся от страданий. На выставке "Миры Майтреи" в павильоне № 13 ВДНХ можно увидеть произведения восточного искусства, которые иллюстрируют Будду будущего. Скульптуры собраны в центральной витрине и её визуальной доминантой является деревянный Будда Майтрея. С любого ракурса это произведение подтверждает основной принцип буддийской скульптуры: красивым является то, что соответствует канону пропорций. А гармоничные пропорции делают скульптуру прекрасной со всех сторон. В буддийском пантеоне этот персонаж одновременно относится к двум категориям просветлённых существ: Буддам и бодхисаттвам. И поэтому Майтрея может изображаться с признаками Будд и бодхисаттв. В буддийских текстах Майтрея первоначально фигурирует как бодхисаттва. В первые века наши эры скульптуры Майтреи также изображают бодхисаттву с его "говорящими" атрибутами:

Майтрея - это Будда будущего, который пребывает на небесах Тушита. Когда придёт срок, он явится на землю, наступит эра порядка и благополучия и все люди избавятся от страданий.

На выставке "Миры Майтреи" в павильоне № 13 ВДНХ можно увидеть произведения восточного искусства, которые иллюстрируют Будду будущего. Скульптуры собраны в центральной витрине и её визуальной доминантой является деревянный Будда Майтрея.

С любого ракурса это произведение подтверждает основной принцип буддийской скульптуры: красивым является то, что соответствует канону пропорций. А гармоничные пропорции делают скульптуру прекрасной со всех сторон.

Фотограф - Сергей Киселёв. Источник: https://www.mskagency.ru/photobank/923983#c
Фотограф - Сергей Киселёв. Источник: https://www.mskagency.ru/photobank/923983#c

В буддийском пантеоне этот персонаж одновременно относится к двум категориям просветлённых существ: Буддам и бодхисаттвам. И поэтому Майтрея может изображаться с признаками Будд и бодхисаттв.

Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

В буддийских текстах Майтрея первоначально фигурирует как бодхисаттва. В первые века наши эры скульптуры Майтреи также изображают бодхисаттву с его "говорящими" атрибутами: сосудом и ступой.

Затем появляется вариант, в котором Майтрея изображается с признаками Будды. Это связано с идеей о последовательности тех, кто достиг освобождения из сансары и при этом проповедовал Дхарму.

Нам известен исторический Будда, он же Будда Шакьямуни, он же Сиддхартха Гаутама, живший в VI-V вв. до н. э. Однако, и до него были граждане с аналогичной жизненной позицией и после него будет кто? Будда Майтрея.

Количество Будд Прошлого варьируется в зависимости от источника. Например, есть группа, состоящая из Семи Будд Прошлого. И восьмым в этой группе изображается Будда Майтрея.

Семь Будд Прошлого + Будда Майтрея. Индия, Аджанта, пещера № 17, II в. до н.э. - VI в. Источник: https://sjoneall.net/galleries/india-2012/05-ajanta/index.html#in12_021513191_j.jpghttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%B4%D0%B4%D1%8B_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Ajanta_Entrance_cave_17.jpg
Семь Будд Прошлого + Будда Майтрея. Индия, Аджанта, пещера № 17, II в. до н.э. - VI в. Источник: https://sjoneall.net/galleries/india-2012/05-ajanta/index.html#in12_021513191_j.jpghttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%B4%D0%B4%D1%8B_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Ajanta_Entrance_cave_17.jpg

Также есть представление о трёх Буддах: Дипанкаре, Шакьямуни и Майтрее – это Будды Трёх Времён: прошлого, настоящего и будущего.

Будды Трёх Времён. Источник: https://ru.pinterest.com/pin/325877723049874862/
Будды Трёх Времён. Источник: https://ru.pinterest.com/pin/325877723049874862/

Ещё в тексте "Лалита-Вистара" говорится о том, что Будда Шакьямуни указал на Майтрею как на своего преемника. А до этого Майтрея являлся его непосредственным учеником и ему пророчили роль продолжателя дела проповеди Дхармы, будущего спасателя мира и владыки небесного рая Тушиты (Иванова, 2022, с. 205).

И что спустившись в мир людей, Майтрея первым делом отправится к ступе на горе близ города Бодхгая, в которой находятся останки Будды Кашьяпы - Будды Прошлого, который предшествовал Будде Шакьямуни. Там же хранятся монашеские одежды известного нам исторического Будды (Ганевская, Дубровин, Огнева, 2004, с. 321).

Поэтому в умах последователей буддийского учения, а затем и в искусстве появится образ Будды Майтреи в монашеском облачении.

  • Разные представления о Майтрее легко уживаются и в этом состоит особенность индуистских и буддийских воззрений: нет ни средств, ни мотиваций для того, чтобы привести верования о том или ином персонаже к единому мнению. Люди могут утверждать разные идеи в отношении того или иного персонажа и ссылаться на разные источники. Все они будут - авторитетными ввиду наличия огромного количества школ и традиций. Поэтому отрицать одно в пользу другого, например, что Майтрея является бодхисаттвой и поэтому не является Буддой с точки зрения буддиста нерационально и контрпродуктивно.
Будда Майтрея. Монголия, Долоннор (?), вторая половина XVIII в. Национальный музей азиатского искусства Смитсоновского института (англ. The National Museum of Asian Art, Smithsonian Institution), Вашингтон. Учётный номер: S2011.11. Эл. ресурс URL: https://asia.si.edu/explore-art-culture/collections/search/edanmdm:fsg_S2011.11/
Будда Майтрея. Монголия, Долоннор (?), вторая половина XVIII в. Национальный музей азиатского искусства Смитсоновского института (англ. The National Museum of Asian Art, Smithsonian Institution), Вашингтон. Учётный номер: S2011.11. Эл. ресурс URL: https://asia.si.edu/explore-art-culture/collections/search/edanmdm:fsg_S2011.11/

Итак, художники и скульпторы развивают не только образ бодхисаттвы Майтреи, но и Будды. Иногда он хорошо маскируется под других Будд. Например, сосуд может изображаться на пьедестале под скрещенными лодыжками.

Будда Майтрея (фрагмент). Монголия, Долоннор (?), вторая половина XVIII в. Национальный музей азиатского искусства Смитсоновского института (англ. The National Museum of Asian Art, Smithsonian Institution), Вашингтон. Учётный номер: S2011.11. Эл. ресурс URL: https://asia.si.edu/explore-art-culture/collections/search/edanmdm:fsg_S2011.11/
Будда Майтрея (фрагмент). Монголия, Долоннор (?), вторая половина XVIII в. Национальный музей азиатского искусства Смитсоновского института (англ. The National Museum of Asian Art, Smithsonian Institution), Вашингтон. Учётный номер: S2011.11. Эл. ресурс URL: https://asia.si.edu/explore-art-culture/collections/search/edanmdm:fsg_S2011.11/

Характерной (но не обязательной) мудрой Майтреи в обеих ипостаях является дхармачакраправартана-мудра (IAST dharma - закон, Учение, cakra - колесо, pravartana - приводящий в движение) - жест, который символизирует первую буддийскую проповедь.

Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

Будду Майтрею на вершине центральной витрины можно безошибочно идентифицировать по ступе в причёске.

Майтрея. Тибет, конец XVIII - начало XIX вв. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 63635, инв. № 3634 I, ГК № 4438727. Эл. ресурс URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4405109
Майтрея. Тибет, конец XVIII - начало XIX вв. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 63635, инв. № 3634 I, ГК № 4438727. Эл. ресурс URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4405109

Есть ещё одна деталь, которая указывает на принадлежность к культу Майтреи.

Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

На его ладони можно рассмотреть чакраратну (IAST cakra - колесо; ratna - драгоценность).

В буддийской символике существуют семь объектов владения чакравартина, идеального правителя-буддиста, который воцарится после прихода Майтреи.

Среди них есть Драгоценное колесо. С его помощью чакравартин путешествует по всем континентам и небесным сферам. Считается, что он одержит победу в великой битве, после которой и наступит эра благоденствия (Бир, 2013, с. 64). Этот атрибут является напоминанием о том, что несмотря на препятствия, победа добра неизбежна.

Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

Скульптура выполнена из дерева и покрыта тонировкой. Произведения подобных габаритов предназначены для храмов, а не для домашних алтарей.

Храмовая скульптура традиционно представляет собой эталон не только с точки зрения иконографии, но и сакрального соотношения пропорций, или иконометрии. А эталоны могут повторяться.

У Будды Майтреи из собрания Государственного музея Востока (ГМВ) нашёлся "брат" в Государственном музее истории Религии (ГМИР) в Санкт-Петербурге.

Будда Шакьямуни. Тибет, XVIII в. ГМИР, Санкт-Петербург. Фотография автора.
Будда Шакьямуни. Тибет, XVIII в. ГМИР, Санкт-Петербург. Фотография автора.

Это тибетский Будда Шакьямуни XVIII в., выполненный из бронзы. Он находится в экспозиции, посвящённой искусству буддизма.

Будда Шакьямуни в ГМИР и Будда Майтрея в ГМВ.
Будда Шакьямуни в ГМИР и Будда Майтрея в ГМВ.

У этих произведений совпадают размеры, пропорции, характер моделировок и даже цветочный узор на одеянии. Обе скульптуры восседают на съёмных пьедесталах, у петербургского Будды он утрачен.

Будда Шакьямуни. Тибет, XVIII в. ГМИР, Санкт-Петербург. Фотография автора.
Будда Шакьямуни. Тибет, XVIII в. ГМИР, Санкт-Петербург. Фотография автора.
Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

Будда Шакьямуни. Тибет, XVIII в. ГМИР, Санкт-Петербург. Фотография автора.
Будда Шакьямуни. Тибет, XVIII в. ГМИР, Санкт-Петербург. Фотография автора.
Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

Подобное совпадение говорит о том, что данный образ Будды в тибетской храмовой скульптуре XVIII-XIX вв. был довольно распространён. Эталон стал достаточно совершенен для того, чтобы воспроизводить его снова и снова.

Будда Шакьямуни в ГМИР и Будда Майтрея в ГМВ.
Будда Шакьямуни в ГМИР и Будда Майтрея в ГМВ.

Мастер который создает буддийскую храмовую скульптуру работает по специальной разметке, в которой выверена каждая мера и каждое очертание лика и тела божества. Эталон иконометрии зафиксирован и проиллюстрирован в многочисленных пособиях для скульпторов и танкописцев.

Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. М.: Новый Акрополь, 2014. С. 164.
Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. М.: Новый Акрополь, 2014. С. 164.

На эту тему есть легенда о том, как ученик Будды Шакьямуни попытался изобразить его портрет, но не смог уловить правильные пропорции. И тогда учитель велел ему начертить контур его тени на земле. Не случайно первые буддийские изображения - это символы, отражающие Будду, например, отпечатки стоп, но никак не антропоморфный облик (Буркхардт, 2014, с. 159-160).

Здесь работает следующая логика: художник не может собственными усилиями воспроизвести образ Будды. То, что удаётся мастерам посредством иконометрии, - проявление милосердия просветлённых существ. Это часть их обета помогать людям до тех пор, пока каждый не получит освобождение из круговорота перерождений.

Gega Lama. Principles of Tibetan Art: illustrations and explanations of Buddhist iconography and iconometry according to the Karma Gardri School. V. I. Darjeeling : Jamyang Singe, 1983. P. 85.
Gega Lama. Principles of Tibetan Art: illustrations and explanations of Buddhist iconography and iconometry according to the Karma Gardri School. V. I. Darjeeling : Jamyang Singe, 1983. P. 85.

Gega Lama. Principles of Tibetan Art: illustrations and explanations of Buddhist iconography and iconometry according to the Karma Gardri School. V. I. Darjeeling : Jamyang Singe, 1983. P. 91.
Gega Lama. Principles of Tibetan Art: illustrations and explanations of Buddhist iconography and iconometry according to the Karma Gardri School. V. I. Darjeeling : Jamyang Singe, 1983. P. 91.

В основе буддийского иконометрического канона лежат древнеиндийские пособия, в которых изложена подробная система мер, определявшая пропорции фигуры того или иного персонажа.

Например, считается, что совершенное тело достигает в длину 9 тала или 108 ангулов. Тала - это длина ладони или высота лица от подбородка до края волос на лбу. Ангул - это ширина пальца или его фаланги (Ганевская, Дубровин, Огнева, 2004, с. 19).

Вы знаете, что делать с этой информацией у себя дома. XD

Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотограф - Ольга Сухарева. Источник: https://rodina-history.ru/2024/10/09/iubilejnaia-vystavka-reriha-otkrylas-v-muzee-vostoka-na-vdnh.html
Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотограф - Ольга Сухарева. Источник: https://rodina-history.ru/2024/10/09/iubilejnaia-vystavka-reriha-otkrylas-v-muzee-vostoka-na-vdnh.html
Выставка "Миры Майтреи" в Музее Востока. | Кабинет Востоковеда | Дзен

Литература

  • Бир Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 64.
  • Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. М.: Новый Акрополь, 2014. С. 150-164.
  • Ганевская Э.В., Дубровин А.Ф., Огнева Е.Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура Северного буддизма IX-XIX вв. из собрания ГМВ. М.: Едиториал УРСС, 2004. С. 19, 321.
  • Gega Lama. Principles of Tibetan Art: illustrations and explanations of Buddhist iconography and iconometry according to the Karma Gardri School. V. I. Darjeeling : Jamyang Singe, 1983. P. 85, 91.
Кабинет Востоковеда 🦚🐲📿

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.

"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен