Майтрея - это Будда будущего, который пребывает на небесах Тушита. Когда придёт срок, он явится на землю, наступит эра порядка и благополучия и все люди избавятся от страданий.
На выставке "Миры Майтреи" в павильоне № 13 ВДНХ можно увидеть произведения восточного искусства, которые иллюстрируют Будду будущего. Скульптуры собраны в центральной витрине и её визуальной доминантой является деревянный Будда Майтрея.
С любого ракурса это произведение подтверждает основной принцип буддийской скульптуры: красивым является то, что соответствует канону пропорций. А гармоничные пропорции делают скульптуру прекрасной со всех сторон.
В буддийском пантеоне этот персонаж одновременно относится к двум категориям просветлённых существ: Буддам и бодхисаттвам. И поэтому Майтрея может изображаться с признаками Будд и бодхисаттв.
В буддийских текстах Майтрея первоначально фигурирует как бодхисаттва. В первые века наши эры скульптуры Майтреи также изображают бодхисаттву с его "говорящими" атрибутами: сосудом и ступой.
Затем появляется вариант, в котором Майтрея изображается с признаками Будды. Это связано с идеей о последовательности тех, кто достиг освобождения из сансары и при этом проповедовал Дхарму.
Нам известен исторический Будда, он же Будда Шакьямуни, он же Сиддхартха Гаутама, живший в VI-V вв. до н. э. Однако, и до него были граждане с аналогичной жизненной позицией и после него будет кто? Будда Майтрея.
Количество Будд Прошлого варьируется в зависимости от источника. Например, есть группа, состоящая из Семи Будд Прошлого. И восьмым в этой группе изображается Будда Майтрея.
Также есть представление о трёх Буддах: Дипанкаре, Шакьямуни и Майтрее – это Будды Трёх Времён: прошлого, настоящего и будущего.
Ещё в тексте "Лалита-Вистара" говорится о том, что Будда Шакьямуни указал на Майтрею как на своего преемника. А до этого Майтрея являлся его непосредственным учеником и ему пророчили роль продолжателя дела проповеди Дхармы, будущего спасателя мира и владыки небесного рая Тушиты (Иванова, 2022, с. 205).
И что спустившись в мир людей, Майтрея первым делом отправится к ступе на горе близ города Бодхгая, в которой находятся останки Будды Кашьяпы - Будды Прошлого, который предшествовал Будде Шакьямуни. Там же хранятся монашеские одежды известного нам исторического Будды (Ганевская, Дубровин, Огнева, 2004, с. 321).
Поэтому в умах последователей буддийского учения, а затем и в искусстве появится образ Будды Майтреи в монашеском облачении.
- Разные представления о Майтрее легко уживаются и в этом состоит особенность индуистских и буддийских воззрений: нет ни средств, ни мотиваций для того, чтобы привести верования о том или ином персонаже к единому мнению. Люди могут утверждать разные идеи в отношении того или иного персонажа и ссылаться на разные источники. Все они будут - авторитетными ввиду наличия огромного количества школ и традиций. Поэтому отрицать одно в пользу другого, например, что Майтрея является бодхисаттвой и поэтому не является Буддой с точки зрения буддиста нерационально и контрпродуктивно.
Итак, художники и скульпторы развивают не только образ бодхисаттвы Майтреи, но и Будды. Иногда он хорошо маскируется под других Будд. Например, сосуд может изображаться на пьедестале под скрещенными лодыжками.
Характерной (но не обязательной) мудрой Майтреи в обеих ипостаях является дхармачакраправартана-мудра (IAST dharma - закон, Учение, cakra - колесо, pravartana - приводящий в движение) - жест, который символизирует первую буддийскую проповедь.
Будду Майтрею на вершине центральной витрины можно безошибочно идентифицировать по ступе в причёске.
Есть ещё одна деталь, которая указывает на принадлежность к культу Майтреи.
На его ладони можно рассмотреть чакраратну (IAST cakra - колесо; ratna - драгоценность).
В буддийской символике существуют семь объектов владения чакравартина, идеального правителя-буддиста, который воцарится после прихода Майтреи.
Среди них есть Драгоценное колесо. С его помощью чакравартин путешествует по всем континентам и небесным сферам. Считается, что он одержит победу в великой битве, после которой и наступит эра благоденствия (Бир, 2013, с. 64). Этот атрибут является напоминанием о том, что несмотря на препятствия, победа добра неизбежна.
Скульптура выполнена из дерева и покрыта тонировкой. Произведения подобных габаритов предназначены для храмов, а не для домашних алтарей.
Храмовая скульптура традиционно представляет собой эталон не только с точки зрения иконографии, но и сакрального соотношения пропорций, или иконометрии. А эталоны могут повторяться.
У Будды Майтреи из собрания Государственного музея Востока (ГМВ) нашёлся "брат" в Государственном музее истории Религии (ГМИР) в Санкт-Петербурге.
Это тибетский Будда Шакьямуни XVIII в., выполненный из бронзы. Он находится в экспозиции, посвящённой искусству буддизма.
У этих произведений совпадают размеры, пропорции, характер моделировок и даже цветочный узор на одеянии. Обе скульптуры восседают на съёмных пьедесталах, у петербургского Будды он утрачен.
Подобное совпадение говорит о том, что данный образ Будды в тибетской храмовой скульптуре XVIII-XIX вв. был довольно распространён. Эталон стал достаточно совершенен для того, чтобы воспроизводить его снова и снова.
Мастер который создает буддийскую храмовую скульптуру работает по специальной разметке, в которой выверена каждая мера и каждое очертание лика и тела божества. Эталон иконометрии зафиксирован и проиллюстрирован в многочисленных пособиях для скульпторов и танкописцев.
На эту тему есть легенда о том, как ученик Будды Шакьямуни попытался изобразить его портрет, но не смог уловить правильные пропорции. И тогда учитель велел ему начертить контур его тени на земле. Не случайно первые буддийские изображения - это символы, отражающие Будду, например, отпечатки стоп, но никак не антропоморфный облик (Буркхардт, 2014, с. 159-160).
Здесь работает следующая логика: художник не может собственными усилиями воспроизвести образ Будды. То, что удаётся мастерам посредством иконометрии, - проявление милосердия просветлённых существ. Это часть их обета помогать людям до тех пор, пока каждый не получит освобождение из круговорота перерождений.
В основе буддийского иконометрического канона лежат древнеиндийские пособия, в которых изложена подробная система мер, определявшая пропорции фигуры того или иного персонажа.
Например, считается, что совершенное тело достигает в длину 9 тала или 108 ангулов. Тала - это длина ладони или высота лица от подбородка до края волос на лбу. Ангул - это ширина пальца или его фаланги (Ганевская, Дубровин, Огнева, 2004, с. 19).
Вы знаете, что делать с этой информацией у себя дома. XD
Литература
- Бир Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 64.
- Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. М.: Новый Акрополь, 2014. С. 150-164.
- Ганевская Э.В., Дубровин А.Ф., Огнева Е.Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура Северного буддизма IX-XIX вв. из собрания ГМВ. М.: Едиториал УРСС, 2004. С. 19, 321.
- Иванова Е. В. Скульптурные изображения Майтреи из материковой Восточной Азии в Кунсткамере (иконографический аспект). // Кунсткамера. 2022. №1 (15). С. 205.
- Gega Lama. Principles of Tibetan Art: illustrations and explanations of Buddhist iconography and iconometry according to the Karma Gardri School. V. I. Darjeeling : Jamyang Singe, 1983. P. 85, 91.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен