Найти в Дзене
Кабинет Востоковеда

Непальская богиня из коллекции Рерихов на выставке "Миры Майтреи" в Музее Востока.

Отдельного рассказа заслуживает, пожалуй, самая эффектная богиня на выставке "Миры Майтреи" в павильоне № 13 ВДНХ. Скульптура происходит из коллекции Рерихов и это редкий случай, когда предмет зафиксирован в семейном фотоархиве. Эта Деви относится к художественной традиции золоченой металлической скульптуры Непала. И здесь мы обращаем внимание на округлые моделировки и немного укороченные пропорции. Она словно наполнена праной изнутри. C точки зрения стилистики статуэтка имитирует древние и средневековые образцы непальской металлической скульптуры. Для истории индуистской и буддийской металлической скульптуры – это нормально. Удачные художественные решения повторялись из века в век. В ранней непальской металлической скульптуре, например, периода Личчхавов (V-VIII вв.) встречаются богини, которые сочетают в себе изящество небожительниц и земное полнокровие. Династия Личчхавов находилась в родстве с императорским домом Гуптов, которые правили в Восточной Индии в IV-VI вв. Поэтому дре

Отдельного рассказа заслуживает, пожалуй, самая эффектная богиня на выставке "Миры Майтреи" в павильоне № 13 ВДНХ.

Деви. Непал, XVII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 26019, 5613 II, ГК 4434706. Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Деви. Непал, XVII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 26019, 5613 II, ГК 4434706. Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

Скульптура происходит из коллекции Рерихов и это редкий случай, когда предмет зафиксирован в семейном фотоархиве.

Архив Музея Рерихов. ГМВ, Москва. Эл. ресурс URL: 
https://roerichsmuseum.website.yandexcloud.net/FA/FA-1156.pdf
Архив Музея Рерихов. ГМВ, Москва. Эл. ресурс URL: https://roerichsmuseum.website.yandexcloud.net/FA/FA-1156.pdf

Эта Деви относится к художественной традиции золоченой металлической скульптуры Непала. И здесь мы обращаем внимание на округлые моделировки и немного укороченные пропорции. Она словно наполнена праной изнутри.

C точки зрения стилистики статуэтка имитирует древние и средневековые образцы непальской металлической скульптуры. Для истории индуистской и буддийской металлической скульптуры – это нормально. Удачные художественные решения повторялись из века в век.

  • При этом любая художественная традиция, подобно живому существу, переживает три основные стадии: зарождение, расцвет и увядание.

В ранней непальской металлической скульптуре, например, периода Личчхавов (V-VIII вв.) встречаются богини, которые сочетают в себе изящество небожительниц и земное полнокровие. Династия Личчхавов находилась в родстве с императорским домом Гуптов, которые правили в Восточной Индии в IV-VI вв. Поэтому древнеиндийское искусство оказало значительное влияние на художественные традиции непальской скульптуры.

Тара. Непал, VIII в. Художественный музей Кливленда (англ. The Cleveland Museum of Art). Учётный номер: 1983.153. Эл. ресурс URL: https://www.clevelandart.org/art/1983.153
Тара. Непал, VIII в. Художественный музей Кливленда (англ. The Cleveland Museum of Art). Учётный номер: 1983.153. Эл. ресурс URL: https://www.clevelandart.org/art/1983.153

Традиции достигли своей вершины в XIV в. в период расцвета династии Малла (XIII-XVIII вв.). Скульптура приобретает наиболее взвешенные пропорции и высочайший уровень детализации. Среди техник развивается инкрустация кабошонами. Позолота остаётся густой и с художественными потёртостями а ля шебби-шик.

Тара. Непал, XIV в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 66.179. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/toah/works-of-art/66.179
Тара. Непал, XIV в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 66.179. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/toah/works-of-art/66.179

Деви из коллекции Рерихов - это более рафинированный образец XVII в. с плотной позолотой, тяжеловесными моделировками частей тела и украшений (Ганевская, Дубровин, Огнева, 2004, с. 73).

Деви. Непал, XVII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 26019, 5613 II, ГК 4434706. Эл. ресурс URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4400724
Деви. Непал, XVII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 26019, 5613 II, ГК 4434706. Эл. ресурс URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4400724
Деви. Непал, XVII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 26019, 5613 II, ГК 4434706. Эл. ресурс URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4400724
Деви. Непал, XVII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 26019, 5613 II, ГК 4434706. Эл. ресурс URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4400724

Деви стоит в позе абханга с лёгким изгибом туловища. Постановка фигуры настолько динамична, словно богиня вот-вот спрыгнет с пьедестала.

Деви. Непал, XVII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 26019, 5613 II, ГК 4434706. Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Деви. Непал, XVII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 26019, 5613 II, ГК 4434706. Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

Я называю её "Деви" (IAST devi - богиня), потому что это общее обозначение индуистского божества в женской форме. Но эту барышню можно обозначить и как Тару - главная богиня буддийского пантеона обладает бесчисленным множеством ипостасей. Может быть, у этой скульптуры были утраченные атрибуты, например, к локтям могли крепиться стебли лотосов.

Деви. Непал, XVII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 26019, 5613 II, ГК 4434706. Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Деви. Непал, XVII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 26019, 5613 II, ГК 4434706. Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

В данном случае грань между индуистской и буддийской богиней довольно условна, потому что в Непале исповедуют как индуизм, так и буддизм и особой строкой в религиозной картине Непала идёт почитание богинь-матерей (Pal, 1985, 23-28).

Поэтому одни и те же богини могут почитаться как у непальских индуистов, так и у непальских буддистов.

Деви. Непал, XVII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 26019, 5613 II, ГК 4434706. Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Деви. Непал, XVII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 26019, 5613 II, ГК 4434706. Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

Деви из коллекции Рерихов интересна тем, что держит в руке атрибут в виде шарика. Более ранние непальские богини тоже держат в руках кругляшки. Возможно, мастер имел в виду бусину от чёток.

Деви. Непал, XVII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 26019, 5613 II, ГК 4434706. Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Деви. Непал, XVII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 26019, 5613 II, ГК 4434706. Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

У некоторых форм бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары встречается бусина от чёток. В свою очередь, Тара была рождена из слезы Авалокитешвары, когда он оплакивал страдания этого мира.

А теперь самое веселое: в индуизме богиня по имени Тара тоже есть и считается одной из ипостасей изначальной Деви, то есть она тоже богиня-мать, или Матрика (IAST matrka).

Тара встречается у последователей шактизма в Дашаматрике, группе из десяти богинь-матерей. Другое название этой группы - Дашамахавидья (IAST dasa - десять, maha - великая, vidya - учение). Эти десять богинь являются олицетворением различных способностей Шивы. Он сохраняет своё могущество через взаимоотношения с шакти.

Дашамахавидья: Кали, Тара, Шодаши, Бхубанешвари, Бхайрави, Чиннамаста, Дхумавати, Багаламукхи, Матанги и Камала. Британский музей (The British Museum), Лондон. Учётный номер: 2003,1022,0.37. Эл. ресурс URL: https://www.britishmuseum.org/collection/object/A_2003-1022-0-37
Дашамахавидья: Кали, Тара, Шодаши, Бхубанешвари, Бхайрави, Чиннамаста, Дхумавати, Багаламукхи, Матанги и Камала. Британский музей (The British Museum), Лондон. Учётный номер: 2003,1022,0.37. Эл. ресурс URL: https://www.britishmuseum.org/collection/object/A_2003-1022-0-37

Подобные скульптуры в семейной коллекции говорят о том, что Рерихи были сведущи в иконографии и художественных традициях, поэтому могли отличить интересные произведения и сохранить их для нас.

Причём, речь идёт о "старой школе" коллекционирования, когда предметы приобретались непосредственно на местах. В условиях, когда во время путешествия вы не можете нагуглить сайт Британского музея или аукциона Bonhams, отбор происходил с опорой, прежде всего, на собственное эстетическое воспитание, искусствоведческие квалификации и особое чутьё коллекционера, которое было свойственно Николаю Рериху и его семье.

Деви. Непал, XVII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 26019, 5613 II, ГК 4434706. Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Деви. Непал, XVII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 26019, 5613 II, ГК 4434706. Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
"Хороша радость о прекрасных произведениях. Подъёмы счастья возникают и преображают все окружающее. Первая ступень будет собирательством: "мои вещи", "моя радость". Но затем образуется и следующая ступень, когда условие самости уже отойдёт. Почему вещь "моя"? Надолго ли? Пусть она несёт радость всем. При таком мышлении зародится и третья ступень, возникнет расширение сознания. Вот где истинная, нестеснённая радость! Взлёты счастья!"

Н. К. Рерих. Счастье. 1941 г.

Выставка "Миры Майтреи" в Музее Востока. | Кабинет Востоковеда | Дзен

Литература

  • Ганевская Э. В., Дубровин А. Ф., Огнева Е. Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура Северного буддизма IX–XIX вв. из собрания ГМВ. М. : Едиториал УРСС, 2004. С. 73, 247
  • Мифы народов мира: Энциклопедия. Электронное издание / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 2008 (Советская Энциклопедия, 1980). С. 967.
  • Рерих Н. К. Счастье. // Молодому другу. М.: МЦР, 1993.
  • Pal P. Art of Nepal. A Catalogue of the Los Angeles County Museum of Art. Los Angeles: University of California Press, 1985. P. 23-28.
Кабинет Востоковеда 🦚🐲📿

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.

"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен

Музеи
137 тыс интересуются