Отдельного рассказа заслуживает, пожалуй, самая эффектная богиня на выставке "Миры Майтреи" в павильоне № 13 ВДНХ.
Скульптура происходит из коллекции Рерихов и это редкий случай, когда предмет зафиксирован в семейном фотоархиве.
Эта Деви относится к художественной традиции золоченой металлической скульптуры Непала. И здесь мы обращаем внимание на округлые моделировки и немного укороченные пропорции. Она словно наполнена праной изнутри.
C точки зрения стилистики статуэтка имитирует древние и средневековые образцы непальской металлической скульптуры. Для истории индуистской и буддийской металлической скульптуры – это нормально. Удачные художественные решения повторялись из века в век.
- При этом любая художественная традиция, подобно живому существу, переживает три основные стадии: зарождение, расцвет и увядание.
В ранней непальской металлической скульптуре, например, периода Личчхавов (V-VIII вв.) встречаются богини, которые сочетают в себе изящество небожительниц и земное полнокровие. Династия Личчхавов находилась в родстве с императорским домом Гуптов, которые правили в Восточной Индии в IV-VI вв. Поэтому древнеиндийское искусство оказало значительное влияние на художественные традиции непальской скульптуры.
Традиции достигли своей вершины в XIV в. в период расцвета династии Малла (XIII-XVIII вв.). Скульптура приобретает наиболее взвешенные пропорции и высочайший уровень детализации. Среди техник развивается инкрустация кабошонами. Позолота остаётся густой и с художественными потёртостями а ля шебби-шик.
Деви из коллекции Рерихов - это более рафинированный образец XVII в. с плотной позолотой, тяжеловесными моделировками частей тела и украшений (Ганевская, Дубровин, Огнева, 2004, с. 73).
Деви стоит в позе абханга с лёгким изгибом туловища. Постановка фигуры настолько динамична, словно богиня вот-вот спрыгнет с пьедестала.
Я называю её "Деви" (IAST devi - богиня), потому что это общее обозначение индуистского божества в женской форме. Но эту барышню можно обозначить и как Тару - главная богиня буддийского пантеона обладает бесчисленным множеством ипостасей. Может быть, у этой скульптуры были утраченные атрибуты, например, к локтям могли крепиться стебли лотосов.
В данном случае грань между индуистской и буддийской богиней довольно условна, потому что в Непале исповедуют как индуизм, так и буддизм и особой строкой в религиозной картине Непала идёт почитание богинь-матерей (Pal, 1985, 23-28).
Поэтому одни и те же богини могут почитаться как у непальских индуистов, так и у непальских буддистов.
Деви из коллекции Рерихов интересна тем, что держит в руке атрибут в виде шарика. Более ранние непальские богини тоже держат в руках кругляшки. Возможно, мастер имел в виду бусину от чёток.
У некоторых форм бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары встречается бусина от чёток. В свою очередь, Тара была рождена из слезы Авалокитешвары, когда он оплакивал страдания этого мира.
А теперь самое веселое: в индуизме богиня по имени Тара тоже есть и считается одной из ипостасей изначальной Деви, то есть она тоже богиня-мать, или Матрика (IAST matrka).
Тара встречается у последователей шактизма в Дашаматрике, группе из десяти богинь-матерей. Другое название этой группы - Дашамахавидья (IAST dasa - десять, maha - великая, vidya - учение). Эти десять богинь являются олицетворением различных способностей Шивы. Он сохраняет своё могущество через взаимоотношения с шакти.
Подобные скульптуры в семейной коллекции говорят о том, что Рерихи были сведущи в иконографии и художественных традициях, поэтому могли отличить интересные произведения и сохранить их для нас.
Причём, речь идёт о "старой школе" коллекционирования, когда предметы приобретались непосредственно на местах. В условиях, когда во время путешествия вы не можете нагуглить сайт Британского музея или аукциона Bonhams, отбор происходил с опорой, прежде всего, на собственное эстетическое воспитание, искусствоведческие квалификации и особое чутьё коллекционера, которое было свойственно Николаю Рериху и его семье.
"Хороша радость о прекрасных произведениях. Подъёмы счастья возникают и преображают все окружающее. Первая ступень будет собирательством: "мои вещи", "моя радость". Но затем образуется и следующая ступень, когда условие самости уже отойдёт. Почему вещь "моя"? Надолго ли? Пусть она несёт радость всем. При таком мышлении зародится и третья ступень, возникнет расширение сознания. Вот где истинная, нестеснённая радость! Взлёты счастья!"
Н. К. Рерих. Счастье. 1941 г.
Литература
- Ганевская Э. В., Дубровин А. Ф., Огнева Е. Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура Северного буддизма IX–XIX вв. из собрания ГМВ. М. : Едиториал УРСС, 2004. С. 73, 247
- Мифы народов мира: Энциклопедия. Электронное издание / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 2008 (Советская Энциклопедия, 1980). С. 967.
- Pal P. Art of Nepal. A Catalogue of the Los Angeles County Museum of Art. Los Angeles: University of California Press, 1985. P. 23-28.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен