Найти в Дзене
Кабинет Востоковеда

Майтрея, Манджушри, Цзонкапа: подвижники и небожители на выставке "Миры Майтреи".

Буддийская живопись очень нарративна и танка (Вайли thang ka; др. варианты написания: тханка, тангка, тхангка) не только являет нашему взору то, как выглядят просветлённые существа. Она иллюстрирует не столько персонажа, сколько идеи и истории, связанные с ними. В свою очередь, буддийская иконография - сложная система, но она подчинена логике. И логика буддийской иконографии такова, что танки можно рассматривать как поштучно, так и в комплексе. На выставке "Миры Майтреи" в павильоне № 13 ВДНХ представлены 3 танки из коллекции Рерихов, которые объединены стилем, размерами, временем и местом создания. Как оказалось, их объединяют общие идеи и истории. И это пример того, как раскрывается просветительская функция танок - ведь для того, чтобы понимать буддийскую живопись, необходимо обладать объёмом знаний. На одной из этих трёх танок изображён Будда Майтрея. Здесь отличительными атрибутами являются ступа в причёске и сосуд в левой руке. В нижней части на цветке лотоса изображён Асанга

Буддийская живопись очень нарративна и танка (Вайли thang ka; др. варианты написания: тханка, тангка, тхангка) не только являет нашему взору то, как выглядят просветлённые существа. Она иллюстрирует не столько персонажа, сколько идеи и истории, связанные с ними.

В свою очередь, буддийская иконография - сложная система, но она подчинена логике. И логика буддийской иконографии такова, что танки можно рассматривать как поштучно, так и в комплексе.

Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

На выставке "Миры Майтреи" в павильоне № 13 ВДНХ представлены 3 танки из коллекции Рерихов, которые объединены стилем, размерами, временем и местом создания. Как оказалось, их объединяют общие идеи и истории. И это пример того, как раскрывается просветительская функция танок - ведь для того, чтобы понимать буддийскую живопись, необходимо обладать объёмом знаний.

На одной из этих трёх танок изображён Будда Майтрея. Здесь отличительными атрибутами являются ступа в причёске и сосуд в левой руке.

Майтрея. Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 872, ГК 9144630. Источник: https://www.orientmuseum.ru/news/2024/sentyabr/tanka_reriha/index.php
Майтрея. Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 872, ГК 9144630. Источник: https://www.orientmuseum.ru/news/2024/sentyabr/tanka_reriha/index.php

В нижней части на цветке лотоса изображён Асанга, буддийский проповедник IV в., один из основателей школы йогачара. Про него есть великолепная история о том, что нет преград для упорного и сознательного человека.

Сознательность Асанги заключалась в том, что он при всех своих успехах в области образования, был готов признать, что ничего-то он не понял в Махаяне. Упорство состояло в том, что он не разменивался на мелочи, решив получить наставления от самого Майтреи, пребывающего на небесах Тушита.

И даже, когда у него получилось преодолеть свои омрачения, увидеть и услышать Майтрею, то он продолжал задавать вопросы и просить разъяснений. Ведь Асанге требовалось не только самому понять суть, но и суметь втолковать Учение другим. Подобно тому, как бодхисаттва, даже освободившись из сансары, стремится к тому, чтобы помочь в этом деле каждому.

Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

Что интересного на эту тему показывают и рассказывают две другие танки?

Цзонкапа (Вайли Tsong kha pa, англ. Tsongkhapa) (1357–1419) - это тоже пример того, как любознательность и труд могут приблизить человека к состоянию Будды. В юности он прошёл обучение в монастырях всех существовавших на тот момент основных школ тибетского буддизма: кагью, сакья, ньингма и кадампа. По тем временам это то же самое, что получить несколько высших образований.

Цзонкапа. Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 871, ГК 9144657. Публикация: Будникова Ю. Ю., Росов В. А. Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: МИСР, 2022. С. 108-109.
Цзонкапа. Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 871, ГК 9144657. Публикация: Будникова Ю. Ю., Росов В. А. Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: МИСР, 2022. С. 108-109.

Иными словами, этот человек объял разумом всё, что могло предложить систематизированное буддийское учение, после чего приступил к работе над своим вариантом. И он не только сформировал новую традицию, которая называется "гелуг", но и создавал условия, при которых эта традиция со временем смогла стать доминирующей.

Конечно, не он один участвовал в процессе становления теократии в Тибете, много было деятелей и факторов, но вклад Цзонкапы трудно переоценить.

Фрагмент танки. Тибет, XVIII в. Музей культур (нем. Museum der Kulturen), Базель. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/3314455
Фрагмент танки. Тибет, XVIII в. Музей культур (нем. Museum der Kulturen), Базель. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/3314455

Основатель традиции гелуг написал "Ламрим ченмо" (Вайли lam rim chen mo), или "Большое руководство к этапам Пути Пробуждения". По сути - новый учебник по буддизму, которым могли пользоваться его ученики и тем самым преумножать количество учеников. А большому количеству учеников нужно что? Монастырь. Причём, у Цзонкапы были определённые представления о том, как он должен быть организован.

Тибетский монастырь новой традиции стал образовательным учреждением с чёткой структурой. Образовательное учреждение требует организации и квалифицированных кадров. Организация и квалифицированные кадры требуют ресурсов. И монастыри стали накапливать ресурсы.

Фрагмент танки. Тибет, XVIII в. Музей культур (нем. Museum der Kulturen), Базель. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/3314455
Фрагмент танки. Тибет, XVIII в. Музей культур (нем. Museum der Kulturen), Базель. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/3314455

Приобщение к этой структуре стало престижным. Потому что монастырь стал единственным источником образования и одним из немногих мест, в котором квалифицированный кадр мог себя реализовать. Руководство монастырей стало обладать не только религиозной, но и политической властью. Потому что тот, кто располагает большими ресурсами, может располагать и властью. Таким образом Тибет пришёл к теократии, и высшие ламы традиции гелуг фактически становились правителями Тибета.

И определённую роль в процессе становления теократии сыграл дальновидный, дисциплинированный и энциклопедически эрудированный Цзонкапа.

Цзонкапа (фрагмент танки). Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 871, ГК 9144657. Публикация: Будникова Ю. Ю., Росов В. А. Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: МИСР, 2022. С. 108-109.
Цзонкапа (фрагмент танки). Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 871, ГК 9144657. Публикация: Будникова Ю. Ю., Росов В. А. Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: МИСР, 2022. С. 108-109.

При жизни его считали земным воплощением бодхисаттвы мудрости Манджушри. И есть легенда о том, что Цзонкапа желал посетить Индию, но ему явился бодхисаттва и сказал, что тогда он погибнет на чужбине. И Цзонкапа отказался от этого путешествия и посвятил свою жизнь созданию новой монашеской общины (Кычанов, Савицкий, 1975, с. 223).

Поэтому Цзонкапа изображается с атрибутами Манджушри: пылающим мечом, отсекающим неведение, и книгой, или пустакой с "Праджняпарамита-сутрой", центральным текстом Махаяны.

Но на танке можно увидеть и ещё кое-что. В нижней части изображены гневные божества, которые также относятся к категории идамов: Гухьясамаджа, Чакрасамвара и Ваджрабхайрава.

Фрагмент танки. Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 871, ГК 9144657. Публикация: Будникова Ю. Ю., Росов В. А. Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: МИСР, 2022. С. 108-109.
Фрагмент танки. Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 871, ГК 9144657. Публикация: Будникова Ю. Ю., Росов В. А. Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: МИСР, 2022. С. 108-109.

  • Идам - это божество-покровитель и его основная функция - защита. У них могут быть благие формы, но при такой форме занятости гораздо чаще встречаются гневные.

Так вот, согласно, биографическим сведениям, в 1415 г. Цзонкапа провёл ритуал сожжения трёх мандал идамов, чьи практики он выполнял (Елихина, 2010, с. 128, 131–132).

Цзонкапа (фрагмент танки). Тибет, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/4466
Цзонкапа (фрагмент танки). Тибет, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/4466

В верхней части танки находятся трое лам. И это тоже не случайные персонажи. Это ученики Цзонкапы, которые впоследствии внесли вклад в развитие традиции гелуг: Гьялцаб Дже (1364-1432), Гендун Дуб (1391-1474) и Кедруб Дже (1385-1438) .

Фрагмент танки. Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 871, ГК 9144657. Публикация: Будникова Ю. Ю., Росов В. А. Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: МИСР, 2022. С. 108-109.
Фрагмент танки. Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 871, ГК 9144657. Публикация: Будникова Ю. Ю., Росов В. А. Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: МИСР, 2022. С. 108-109.

  • Гьялцаб Дже, он же Гьелцаб Дарма Ринчен (Вайли Rgyal tshab rje dar ma rin chen, англ. Gyaltsab Je) вместе с Цзонкапой основал Ганден - один из главных монастырей традиции гелуг.
  • Гендун Дуб (Вайли dge-'dun grub, англ. Gedun Drupa) - стал Далай-ламой I, первым высшим ламой традиции гелуг.
  • Кедруб Дже, он же Кедруб Гелек Пэлсанг (Вайли mkhas grub rje, mkhas grub dge legs dpal bzang poангл. Khedrup Je, Khedrup Gelek Pelzang) - первый биограф Цзонкапы, также являлся настоятелем монастыря Ганден и посмертно был признан Панчен-ламой I - высшим ламой традиции гелуг другой линии перерождений.
Цзонкапа (фрагмент танки). Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 871, ГК 9144657. Публикация: Будникова Ю. Ю., Росов В. А. Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: МИСР, 2022. С. 108-109.
Цзонкапа (фрагмент танки). Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 871, ГК 9144657. Публикация: Будникова Ю. Ю., Росов В. А. Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: МИСР, 2022. С. 108-109.

И есть ещё один любопытный момент. Именно эта танка имеет отношение к названию выставки "Миры Майтреи".

Цзонкапа родился в местности Гумбум в Амдо на востоке Тибета. Подвижника не стало в 1419 г., после чего его мать на месте рождения Цзонкапы воздвигла ступу, вокруг которой в 1600 году был основан монастырь Гумбум Чжамбалин (тиб. sku-‘bum byams-pa-gling, англ. Kumbum Jampa Ling). В переводе с тибетского языка это название означает "мир Майтреи со ста тысячами изображений" (Рерих, 1990, с. 1).

Манджушри. Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 873, ГК 9144677. Публикация: Будникова Ю. Ю., Росов В. А. Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: МИСР, 2022. С. 84-87.
Манджушри. Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 873, ГК 9144677. Публикация: Будникова Ю. Ю., Росов В. А. Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: МИСР, 2022. С. 84-87.

Третья танка иллюстрирует бодхисаттву мудрости Манджушри, который стал идейным вдохновителем Цзонкапы.

Цзонкапа. Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 871, ГК 9144657. Публикация: Будникова Ю. Ю., Росов В. А. Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: МИСР, 2022. С. 108-109. Манджушри. Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 873, ГК 9144677. Публикация: Будникова Ю. Ю., Росов В. А. Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: МИСР, 2022. С. 84-87.
Цзонкапа. Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 871, ГК 9144657. Публикация: Будникова Ю. Ю., Росов В. А. Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: МИСР, 2022. С. 108-109. Манджушри. Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 873, ГК 9144677. Публикация: Будникова Ю. Ю., Росов В. А. Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: МИСР, 2022. С. 84-87.

Связь между Цзонкапой и Манджушри очевидна не только исходя из сведений о персонажах, но и посредством иконографии: оба изображаются с мечом и книгой.

Цзонкапа (фрагмент танки). Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 871, ГК 9144657. Публикация: Будникова Ю. Ю., Росов В. А. Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: МИСР, 2022. С. 108-109. Манджушри (фрагмент танки). Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 873, ГК 9144677. Публикация: Будникова Ю. Ю., Росов В. А. Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: МИСР, 2022. С. 84-87.
Цзонкапа (фрагмент танки). Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 871, ГК 9144657. Публикация: Будникова Ю. Ю., Росов В. А. Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: МИСР, 2022. С. 108-109. Манджушри (фрагмент танки). Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 873, ГК 9144677. Публикация: Будникова Ю. Ю., Росов В. А. Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: МИСР, 2022. С. 84-87.

Казалось бы, причём, тут Майтрея.

Существуют связи между Цзонкапой и Майтреей, а также Манджушри и Майтреей.

Цзонкапа. Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 871, ГК 9144657. Публикация: Будникова Ю. Ю., Росов В. А. Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: МИСР, 2022. С. 108-109. Майтрея. Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 872, ГК 9144630. Источник: https://www.orientmuseum.ru/news/2024/sentyabr/tanka_reriha/index.php
Цзонкапа. Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 871, ГК 9144657. Публикация: Будникова Ю. Ю., Росов В. А. Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: МИСР, 2022. С. 108-109. Майтрея. Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 872, ГК 9144630. Источник: https://www.orientmuseum.ru/news/2024/sentyabr/tanka_reriha/index.php

Дело в том, что Цзонкапа получал наставления не только от Манджушри.

"Цзонкхапа имел своим духовным водителем бодхисаттву Манджушри" ... "иногда его вдохновлял сам Майтрейя, и возможно, в этом заложено объяснение огромного воздействия, произведенного Учением Великого Реформатора на умы и души ламаистского братства".

(с) Рерих Ю. Н. Тибетская живопись. Самара: Агни, 2000. С. 21.

Действительно, считается, что "слово Майтреи" обладает особой силой. Непосредственно Будде будущего приписывается авторство ряда текстов Асанги. Его младший брат Васубандху составил свой трактат "Абхидхармакоша", который дополнил труды Асанги. У него получился интересный и поучительный текст именно благодаря тому, что он овладел "мистической силой слова Майтреи" (Ринчендуб, 1999, с. 222). То есть Майтрея - это ещё и покровитель писателей.

Майтрея в сопровождении Атиши и Цзонкапы (фрагмент танки). Тибет. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/61943
Майтрея в сопровождении Атиши и Цзонкапы (фрагмент танки). Тибет. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/61943

Поэтому Цзонкапа, которого также направлял Майтрея, входит в его свиту. На танках с Майтреей Цзонкапа может изображаться вместе со своим учителем Атишей (982-1054).

Майтрея, Атиша и Цзонкапа. Тибет. Рерих Ю. Н. Тибетская живопись. Самара: Агни, 2000. Илл. X.
Майтрея, Атиша и Цзонкапа. Тибет. Рерих Ю. Н. Тибетская живопись. Самара: Агни, 2000. Илл. X.

Связь между Майтреей и Манджушри кроется в истории возникновения образа Будды будущего.

Манджушри. Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 873, ГК 9144677. Публикация: Будникова Ю. Ю., Росов В. А. Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: МИСР, 2022. С. 84-87. Майтрея. Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 872, ГК 9144630. Источник: https://www.orientmuseum.ru/news/2024/sentyabr/tanka_reriha/index.php
Манджушри. Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 873, ГК 9144677. Публикация: Будникова Ю. Ю., Росов В. А. Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: МИСР, 2022. С. 84-87. Майтрея. Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ СФР КП 872, ГК 9144630. Источник: https://www.orientmuseum.ru/news/2024/sentyabr/tanka_reriha/index.php

Первоначально в ранних текстах Махаяны Майтрея фигурирует в качестве ученика бодхисаттвы мудрости Манджушри (Ганевская, Дубровин, Огнева, 2004, с. 321). Позднее о нём пишут как о бодхисаттве и Будде - преемнике Будды Шакьямуни.

В центральнотибетском монастыре Дратанг (англ. Dratang) Майтрея и Манджушри дискутируют друг с другом на настенной росписи XI в.

Майтрея и Манджушри. Центральный Тибет, XI в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/55603
Майтрея и Манджушри. Центральный Тибет, XI в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/55603

Эта сцена станет сюжетом для танок.

Майтрея и Манджушри. Тибет, XVI в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/48217
Майтрея и Манджушри. Тибет, XVI в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/48217

Учитывая свою богатую историю, этим двоим всегда есть, что обсудить.

Интересно, что в доме семьи Рерихов в Наггаре (Индия, Химачал-Прадеш), танки с Манджушри и Майтреей тоже располагались по соседству.

Интерьер поместья семьи Рерихов в Наггаре. Архив ГМВ, Москва. Эл. ресурс URL: https://roerichsmuseum.website.yandexcloud.net/FA/FA-1033.pdf
Интерьер поместья семьи Рерихов в Наггаре. Архив ГМВ, Москва. Эл. ресурс URL: https://roerichsmuseum.website.yandexcloud.net/FA/FA-1033.pdf

Таким образом, все три танки оказываются взаимосвязаны.

Майтрея, Цзонкапа, Манджушри. Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва.
Майтрея, Цзонкапа, Манджушри. Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва.

Они относятся к стилю "новый менри" и немаловероятно, что их писал один и тот же художник. У всех трёх центральных персонажей лики прописаны одинаковым образом.

Майтрея, Цзонкапа, Манджушри (фрагменты танок). Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва.
Майтрея, Цзонкапа, Манджушри (фрагменты танок). Тибет, XVIII в. ГМВ, Москва.

Также идентичны прорисовки украшений, растительности, меодлировки фигур, частей тела. Да и краски использовались одни и те же.

Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

И это тот случай, когда танки служат не только точкой опоры во время созерцательных практик, но и могут хранить в себе много сведений.

Выставка "Миры Майтреи" в Музее Востока. | Кабинет Востоковеда | Дзен

Литература

  • Титова М. А. Буддийская живопись из коллекции Ю. Н. Рериха в Музее Востока. // Будникова Ю. Ю., Росов В. А. Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: МИСР, 2022. С. 84-87, 108-109.
  • Ганевская Э. В., Дубровин А. Ф., Огнева Е. Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура Северного буддизма IX–XIX вв. из собрания ГМВ. М. : Едиториал УРСС, 2004. С. 321.
  • Елихина Ю. И. Культы основных бодхисаттв и их земных воплощений в истории и искусстве. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Нестор-История, 2010. С. 128, 131–132.
  • Кычанов Е. И., Савицкий Л. С. Люди и боги Страны снегов. Очерк истории Тибета и его культуры. М.: Наука, 1975. С. 223.
  • Рерих Ю. Н. К изучению Калачакры. Паралокасиддхи. Харьков: Основа, 1990. С. 1.
  • Рерих Ю. Н. Тибетская живопись. Самара: Агни, 2000. С. 21, илл. X.
  • Рерих Ю. Н. Тибетская живопись. Самара: Агни, 2000. С. 222.
  • Титова М. А. Образы земных воплощений бодхисаттвы Манджушри в произведениях тибетской живописи из коллекции Ю. Н. Рериха. // Рериховское наследие: Труды конференции. Т. XXII. СПб.: СПбГМИСР, 2024. C. 118-131.
Кабинет Востоковеда 🦚🐲📿

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.

"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен