Буддийская живопись очень нарративна и танка (Вайли thang ka; др. варианты написания: тханка, тангка, тхангка) не только являет нашему взору то, как выглядят просветлённые существа. Она иллюстрирует не столько персонажа, сколько идеи и истории, связанные с ними.
В свою очередь, буддийская иконография - сложная система, но она подчинена логике. И логика буддийской иконографии такова, что танки можно рассматривать как поштучно, так и в комплексе.
На выставке "Миры Майтреи" в павильоне № 13 ВДНХ представлены 3 танки из коллекции Рерихов, которые объединены стилем, размерами, временем и местом создания. Как оказалось, их объединяют общие идеи и истории. И это пример того, как раскрывается просветительская функция танок - ведь для того, чтобы понимать буддийскую живопись, необходимо обладать объёмом знаний.
На одной из этих трёх танок изображён Будда Майтрея. Здесь отличительными атрибутами являются ступа в причёске и сосуд в левой руке.
В нижней части на цветке лотоса изображён Асанга, буддийский проповедник IV в., один из основателей школы йогачара. Про него есть великолепная история о том, что нет преград для упорного и сознательного человека.
Сознательность Асанги заключалась в том, что он при всех своих успехах в области образования, был готов признать, что ничего-то он не понял в Махаяне. Упорство состояло в том, что он не разменивался на мелочи, решив получить наставления от самого Майтреи, пребывающего на небесах Тушита.
И даже, когда у него получилось преодолеть свои омрачения, увидеть и услышать Майтрею, то он продолжал задавать вопросы и просить разъяснений. Ведь Асанге требовалось не только самому понять суть, но и суметь втолковать Учение другим. Подобно тому, как бодхисаттва, даже освободившись из сансары, стремится к тому, чтобы помочь в этом деле каждому.
Что интересного на эту тему показывают и рассказывают две другие танки?
Цзонкапа (Вайли Tsong kha pa, англ. Tsongkhapa) (1357–1419) - это тоже пример того, как любознательность и труд могут приблизить человека к состоянию Будды. В юности он прошёл обучение в монастырях всех существовавших на тот момент основных школ тибетского буддизма: кагью, сакья, ньингма и кадампа. По тем временам это то же самое, что получить несколько высших образований.
Иными словами, этот человек объял разумом всё, что могло предложить систематизированное буддийское учение, после чего приступил к работе над своим вариантом. И он не только сформировал новую традицию, которая называется "гелуг", но и создавал условия, при которых эта традиция со временем смогла стать доминирующей.
Конечно, не он один участвовал в процессе становления теократии в Тибете, много было деятелей и факторов, но вклад Цзонкапы трудно переоценить.
Основатель традиции гелуг написал "Ламрим ченмо" (Вайли lam rim chen mo), или "Большое руководство к этапам Пути Пробуждения". По сути - новый учебник по буддизму, которым могли пользоваться его ученики и тем самым преумножать количество учеников. А большому количеству учеников нужно что? Монастырь. Причём, у Цзонкапы были определённые представления о том, как он должен быть организован.
Тибетский монастырь новой традиции стал образовательным учреждением с чёткой структурой. Образовательное учреждение требует организации и квалифицированных кадров. Организация и квалифицированные кадры требуют ресурсов. И монастыри стали накапливать ресурсы.
Приобщение к этой структуре стало престижным. Потому что монастырь стал единственным источником образования и одним из немногих мест, в котором квалифицированный кадр мог себя реализовать. Руководство монастырей стало обладать не только религиозной, но и политической властью. Потому что тот, кто располагает большими ресурсами, может располагать и властью. Таким образом Тибет пришёл к теократии, и высшие ламы традиции гелуг фактически становились правителями Тибета.
И определённую роль в процессе становления теократии сыграл дальновидный, дисциплинированный и энциклопедически эрудированный Цзонкапа.
При жизни его считали земным воплощением бодхисаттвы мудрости Манджушри. И есть легенда о том, что Цзонкапа желал посетить Индию, но ему явился бодхисаттва и сказал, что тогда он погибнет на чужбине. И Цзонкапа отказался от этого путешествия и посвятил свою жизнь созданию новой монашеской общины (Кычанов, Савицкий, 1975, с. 223).
Поэтому Цзонкапа изображается с атрибутами Манджушри: пылающим мечом, отсекающим неведение, и книгой, или пустакой с "Праджняпарамита-сутрой", центральным текстом Махаяны.
Но на танке можно увидеть и ещё кое-что. В нижней части изображены гневные божества, которые также относятся к категории идамов: Гухьясамаджа, Чакрасамвара и Ваджрабхайрава.
- Идам - это божество-покровитель и его основная функция - защита. У них могут быть благие формы, но при такой форме занятости гораздо чаще встречаются гневные.
Так вот, согласно, биографическим сведениям, в 1415 г. Цзонкапа провёл ритуал сожжения трёх мандал идамов, чьи практики он выполнял (Елихина, 2010, с. 128, 131–132).
В верхней части танки находятся трое лам. И это тоже не случайные персонажи. Это ученики Цзонкапы, которые впоследствии внесли вклад в развитие традиции гелуг: Гьялцаб Дже (1364-1432), Гендун Дуб (1391-1474) и Кедруб Дже (1385-1438) .
- Гьялцаб Дже, он же Гьелцаб Дарма Ринчен (Вайли Rgyal tshab rje dar ma rin chen, англ. Gyaltsab Je) вместе с Цзонкапой основал Ганден - один из главных монастырей традиции гелуг.
- Гендун Дуб (Вайли dge-'dun grub, англ. Gedun Drupa) - стал Далай-ламой I, первым высшим ламой традиции гелуг.
- Кедруб Дже, он же Кедруб Гелек Пэлсанг (Вайли mkhas grub rje, mkhas grub dge legs dpal bzang poангл. Khedrup Je, Khedrup Gelek Pelzang) - первый биограф Цзонкапы, также являлся настоятелем монастыря Ганден и посмертно был признан Панчен-ламой I - высшим ламой традиции гелуг другой линии перерождений.
И есть ещё один любопытный момент. Именно эта танка имеет отношение к названию выставки "Миры Майтреи".
Цзонкапа родился в местности Гумбум в Амдо на востоке Тибета. Подвижника не стало в 1419 г., после чего его мать на месте рождения Цзонкапы воздвигла ступу, вокруг которой в 1600 году был основан монастырь Гумбум Чжамбалин (тиб. sku-‘bum byams-pa-gling, англ. Kumbum Jampa Ling). В переводе с тибетского языка это название означает "мир Майтреи со ста тысячами изображений" (Рерих, 1990, с. 1).
Третья танка иллюстрирует бодхисаттву мудрости Манджушри, который стал идейным вдохновителем Цзонкапы.
Связь между Цзонкапой и Манджушри очевидна не только исходя из сведений о персонажах, но и посредством иконографии: оба изображаются с мечом и книгой.
Казалось бы, причём, тут Майтрея.
Существуют связи между Цзонкапой и Майтреей, а также Манджушри и Майтреей.
Дело в том, что Цзонкапа получал наставления не только от Манджушри.
"Цзонкхапа имел своим духовным водителем бодхисаттву Манджушри" ... "иногда его вдохновлял сам Майтрейя, и возможно, в этом заложено объяснение огромного воздействия, произведенного Учением Великого Реформатора на умы и души ламаистского братства".
(с) Рерих Ю. Н. Тибетская живопись. Самара: Агни, 2000. С. 21.
Действительно, считается, что "слово Майтреи" обладает особой силой. Непосредственно Будде будущего приписывается авторство ряда текстов Асанги. Его младший брат Васубандху составил свой трактат "Абхидхармакоша", который дополнил труды Асанги. У него получился интересный и поучительный текст именно благодаря тому, что он овладел "мистической силой слова Майтреи" (Ринчендуб, 1999, с. 222). То есть Майтрея - это ещё и покровитель писателей.
Поэтому Цзонкапа, которого также направлял Майтрея, входит в его свиту. На танках с Майтреей Цзонкапа может изображаться вместе со своим учителем Атишей (982-1054).
Связь между Майтреей и Манджушри кроется в истории возникновения образа Будды будущего.
Первоначально в ранних текстах Махаяны Майтрея фигурирует в качестве ученика бодхисаттвы мудрости Манджушри (Ганевская, Дубровин, Огнева, 2004, с. 321). Позднее о нём пишут как о бодхисаттве и Будде - преемнике Будды Шакьямуни.
В центральнотибетском монастыре Дратанг (англ. Dratang) Майтрея и Манджушри дискутируют друг с другом на настенной росписи XI в.
Эта сцена станет сюжетом для танок.
Учитывая свою богатую историю, этим двоим всегда есть, что обсудить.
Интересно, что в доме семьи Рерихов в Наггаре (Индия, Химачал-Прадеш), танки с Манджушри и Майтреей тоже располагались по соседству.
Таким образом, все три танки оказываются взаимосвязаны.
Они относятся к стилю "новый менри" и немаловероятно, что их писал один и тот же художник. У всех трёх центральных персонажей лики прописаны одинаковым образом.
Также идентичны прорисовки украшений, растительности, меодлировки фигур, частей тела. Да и краски использовались одни и те же.
И это тот случай, когда танки служат не только точкой опоры во время созерцательных практик, но и могут хранить в себе много сведений.
Литература
- Титова М. А. Буддийская живопись из коллекции Ю. Н. Рериха в Музее Востока. // Будникова Ю. Ю., Росов В. А. Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: МИСР, 2022. С. 84-87, 108-109.
- Ганевская Э. В., Дубровин А. Ф., Огнева Е. Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура Северного буддизма IX–XIX вв. из собрания ГМВ. М. : Едиториал УРСС, 2004. С. 321.
- Елихина Ю. И. Культы основных бодхисаттв и их земных воплощений в истории и искусстве. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Нестор-История, 2010. С. 128, 131–132.
- Кычанов Е. И., Савицкий Л. С. Люди и боги Страны снегов. Очерк истории Тибета и его культуры. М.: Наука, 1975. С. 223.
- Рерих Ю. Н. К изучению Калачакры. Паралокасиддхи. Харьков: Основа, 1990. С. 1.
- Рерих Ю. Н. Тибетская живопись. Самара: Агни, 2000. С. 21, илл. X.
- Рерих Ю. Н. Тибетская живопись. Самара: Агни, 2000. С. 222.
- Титова М. А. Образы земных воплощений бодхисаттвы Манджушри в произведениях тибетской живописи из коллекции Ю. Н. Рериха. // Рериховское наследие: Труды конференции. Т. XXII. СПб.: СПбГМИСР, 2024. C. 118-131.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен