"В эпоху Матери Мира мы должны приветствовать каждое упоминание о Ней". (с)
Е. И. Рерих. 24 августа 1936 г.
Культ Майтреи включает в себя представления о грядущем Золотом веке человечества. Обращаясь к наследию семьи Рерихов, мы обнаруживаем, что эти представления связаны с особой ролью женщины и они перекликаются с индуистскими и буддийскими воззрениями.
В Индии почитание богини-матери восходит к цивилизации Хараппы и Мохенджо-Даро. Женские божества, или Деви олицетворяют собой мудрость и созидательную силу. Среди эпитетов, которыми в индуистских текстах наделяют различные проявления богинь, фигурируют “Высшая матерь” и “Матерь мира”.
В индуизме женские божества являются шакти (IAST sakti) божеств, благодаря которым они могут выполнять свои функции. Слово "шакти" в переводе с санскрита означает "сила". Соответственно, без своей шакти божество бессильно.
Вайшнави – шакти бога Вишну. И подобно Вишну, она изображается с его атрибутами: чакрой, или огненным диском в правой руке с раковиной шанкхой - в левой руке.
Николай Константинович Рерих (1874-1947) уделяет этой богине особое внимание. Ей посвящён очерк "Лакшми-победительница" 1908 года.
В этом сюжете у прекрасной и трудолюбивой богини, которая посвящает свою жизнь созиданию, есть злая сестра, одержимая завистью Сива Тандава. Она делает попытку посеять сомнение в Лакшми и разрушить построенное ей благополучие.
“Спокойно глядишь ты на людские шествия, и мало что осталось делать тебе. Боюсь, без труда и заботы утучнеет тело твое и на нем умрут драгоценные жемчуга. Покроется жиром лицо твое, а прекрасные глаза твои станут коровьими. Забудут тогда люди принести приятные тебе жертвы. И не найдешь больше для себя отличных работниц. И смешаются все священные узоры твои”. (с)
Н. К. Рерих. Лакшми-победительница. 1908 г.
Сива Тандава предлагает Лакшми разрушить построенное ей благополучие, но Лакшми не позволяет злой сестре манипулировать собой и твёрдо отказывает. В этом рассказе Лакшми является богиней, которая не позволяет миру разрушиться:
"Безумствуя, ждёт теперь Сива Тандава долгого разрушения временем. В безмерном гневе иногда потрясает она землю, и тогда погибают толпы народов. Но успевает всегда Лакшми набросить свои покрывала покоя, и на телах погибших опять собираются люди". (с)
Н. К. Рерих. Лакшми-победительница. 1908 г.
В очерке "Сокровище снегов" (1929) Н. К. Рерих, пересказывая индуистские мифы, упоминает о том, что десятым воплощением Вишну станет Майтрея. Появление Лакшми знаменует начало великой битвы богов с асурами, в которой боги, наделённые силой Великой Богини, одержат победу:
"Лакшми возникает из темноты, неся Чашу нектара. Перед её лучезарной Красотой все злые духи ночи рассеиваются. Новая Космическая энергия проявлена в мире!" (с)
Н. К. Рерих. Сокровище снегов. 1928 г.
В очерке “Похвала врагам” Н. К. Рерих также противопоставляет разрушителю-Шиве не Брахму и не Вишну, которые в индуистской концепции Тримурти выполняют функции создателя и хранителя вселенной, но именно Лакшми:
"Когда же вы призовете самого разрушительного Шиву, мы обратимся к творящей Лакшми. Сейчас ведь Сатурн молчит, а Звезда Матери Мира окружает Землю своими лучами будущих созиданий”. (с)
Н. К. Рерих. Похвала врагам. 1924 г.
Супруга художника Елена Ивановна Рерих (1879-1955) писала в своих письмах:
“Именно Женщине предстоит подвиг двойной: поднять себя и поднять своего вечного спутника – мужчину". (с)
Е. И. Рерих. 8 мая 1935 г.
"Грядущая Эпоха, Эпоха Майтрейи, будет Эпохою Женщины. И женщине придется вооружиться мужество, и, прежде всего, закалить сердце свое от неразумного даяния, ибо во всем нужно соблюсти Золотое Равновесие". (с)
Е. И. Рерих. 8 марта 1935 г.
Словом, концепции последователей шактизма были знакомы Рерихам и некоторые идеи транслируются в эпистолярном и творческом наследии.
Коллекционирование произведений восточного искусства было семейным делом Рерихов. Николай Рерих считал, что собирательство - это один из методов сохранения культурных ценностей.
Он отмечал, что сначала коллекционер одержим обладанием определёнными произведениями, но затем наступает вторая ступень: когда он желает, чтобы его собрание приносило радость обществу.
"Хороша радость о прекрасных произведениях. Подъёмы счастья возникают и преображают все окружающее. Первая ступень будет собирательством: "мои вещи", "моя радость". Но затем образуется и следующая ступень, когда условие самости уже отойдёт. Почему вещь "моя"? Надолго ли? Пусть она несёт радость всем. При таком мышлении зародится и третья ступень, возникнет расширение сознания. Вот где истинная, нестеснённая радость! Взлёты счастья!"
Н. К. Рерих. Счастье. 1941 г.
Ну, и кто мы такие, чтобы не присоединиться к этому счастью.
На выставке "Миры Майтреи" представлены три индийские статуэтки Вайшнави из коллекции Рерихов. Две из них идентифицируются однозначно, а третья - может быть Вайшнави, а может быть и менее известной ипостасью Деви.
Первая статуэтка иллюстрирует понятный и узнаваемый образ богини в благой форме и с атрибутами Вишну. Она держит раковину шанкху и огненный диск чакру в дополнительных руках.
Вторая представляет собой более воинственный вариант: у четырехрукой богини есть чакра и шанкха, которая трогательно прижимается к луку. И ещё есть меч или дубинка.
Среди индуистских богинь такой атрибут, как лук со стрелами может быть характерен для Лакшми (это поздняя ипостась шакти Вишну), а также для Ситы (это супруга Рамы, одной из земных аватар Вишну). А ещё лук может держать Рати (это супруга бога чувственной любви Камы, который является сыном Вишну). То есть все дороги ведут к Вишну и его женской форме - Вайшнави.
Наконец, если обратиться к "Деви-Махатмье", то арсенал Вайшнави так и перечислен: она сражается "с раковиной, диском, палицей, роговым луком и мечом". (c)
Третья богиня восседает на лотосовом пьедестале в царственной позе махараджалиласана. Правая рука сложена на уровне живота в жесте увещевания витарка-мудра.
Это самый интригующий образец.
Среди атрибутов есть только лук и стрела, которые лежат на пьедестале перед богиней.
Это очень необычное расположение атрибутов, которые словно спрятаны от зрителей. Кроме того, расположение рук тоже довольно интересно. С точки зрения иконографии эта скульптура представляет собой раритет.
Литература
- Деви-Махатмья. Пер. с санскрита Игнатьева А. А. Калининград: Санатана Дхарма, 2015.
- Рерих Е. И. Письма Том III (1935 г.). М.: Международный Центр Рерихов, 2002. C. 101, 184.
- Рерих Е. И. Письма Том IV (1936 г.). М.: Международный Центр Рерихов, 2002. C. 220.
- Титова М. А. Предметы декоартивно-прикладного искусства из коллекции семьи Рерихов. М.: Государственный музей Востока, 2022. С. 14-16.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен