Майтрея – это Будда грядущего мирового порядка, который почитается во всех буддийских традициях. На выставке "Миры Майтреи" в Государственном музее Востока (ГМВ) у посетителей есть уникальная возможность увидеть в одном месте образцы иконографии этого персонажа из разных регионов с X по XX вв. Тысяча лет человеческой фантазии о Майтрее в одной витрине.
В ранних текстах Махаяны Майтрея фигурирует в качестве ученика бодхисаттвы мудрости Манджушри. Одним из ранних текстов, в котором содержится целостный рассказ об этом персонаже, является "Майтреявьякарана", и в нём Майтрея уже сам становится бодхисаттвой. В III-IV вв. этот текст был переведён на китайский язык (Симонова, 2024, с. 32), то есть составлен он был ещё раньше.
Иконография Майтреи также начинает формироваться в первые века нашей эры. Ранние скульптурные изображения относятся к художественным традициям Гандхары, Непала, Китая, Кашмира и долины Сват.
В этих произведениях Майтрея изображается, в основном, в ипостаси бодхисаттвы и его отличительным атрибутом является сосуд, который может изображаться в виде как калаши (IAST kalasa) или кундики (IAST kundika), то есть кувшина с носиком.
В буддийской иконографии история многих атрибутов берёт начало в индуистской культуре. В Древней Индии сосуд с водой использовался для помазания правителя во время его инаугурации (Бир, 2013, с. 256).
Здесь существует прямая ассоциация с Майтреей: появление Будды будущего на земле предшествует воцарению чакравартина (IAST cakravartin), справедливого правителя-буддиста. Поэтому ритуальный сосуд стал отличительным атрибутом Майтреи как предвестника новой эры.
В то же время содержимое сосуда Майтреи интерпретируется как эликсир бессмертия амрита, а это уже символ бесконечного благополучия, которое ожидает человечество после его прихода.
- В собрании ГМВ есть непальский образец X-XI вв. и это самое раннее произведение, которое можно увидеть на выставке "Миры Майтреи".
Статуэтка относится к художественной традиции периода правления династии Тхакури (IX-XIII вв.). Характерной особенностью непальской металлической скульптуры этого периода является использование меди, а не латуни или бронзы.
С точки зрения непальских мастеров чистые металлы считались более ценными, чем сплавы. Майтрея из собрания ГМВ на 99% состоит из меди (Ганевская, Дубровин, Огнева, с. 26, 87). Его лик и шея покрыты золотой пастой, волосы - пигментом на основе лазурита.
Художественные традиции непальской пластики с древности формировались под влиянием индийской скульптуры, в которой ощутимо стремление отобразить жизненной силу, наполняющую божество изнутри.
Непальская династия Личчхавов V-VIII вв. состояла в родстве с императорским домом Гуптов, которые правили в Восточной Индии в IV-VI вв. Поэтому искусство Гуптов оказало значительное влияние на художественные традиции непальской скульптуры.
Для металлической скульптуры Непала периода правления династий Личчхавов и Тхакури характерны плавные моделировки и укороченные пропорции, лаконичные трактовки одежд и украшений, округлые лики с высокими лбами и аккуратными подбородками (Ганевская, Дубровин, Огнева, 2004, с. 49-51).
Стилистической особенностью ранней непальской скульптуры является форма двойного лотосового пьедестала, лепестки которого смещены в сторону относительно друг друга (Елихина, 2003, с. 190).
В ранней иконографии появляется вариант, в котором Майтрея предстаёт в образе царя-аскета: в многочисленных украшениях бодхисаттвы и с йогическим поясом на бёдрах.
Правитель потому что, согласно одному из текстов, сам Будда Шакьямуни указал на Майтрею как на преемника и надел на него корону бодхисаттвы (Рерих, 2000, с. 64).
Йогический пояс подчёркивает аскетический характер этой двойственной ипостаси Майтреи, бывшего ученика Манджушри, олицетворяющего мудрость всех просветлённых существ.
Второй атрибут, свойственный йогину, - это аджина (IAST adjina), шкура чёрной антилопы. Он впервые появляется в ведийской культуре и упоминается в "Атхарваведе". Аджину носили ученики брахманов, которые вели аскетический образ жизни (Пандей, 1990, с. 55).
Впрочем, здесь Майтрею сразу можно идентифицировать по двум наиболее распространённым атрибутам: это сосуд с амритой, или эликсиром бессмертия в левой руке и стилизованная ступа в причёске. Почему ступа?
Согласно представлениям буддистов, спустившись в мир людей, Майтрея пойдёт к ступе неподалёку от индийского города Бодхгая. Он знаменит тем, что там росло дерево, под которым Сиддхартха Гаутама обрёл просветление и стал "пробуждённым отшельником из рода Шакьев".
Эти представления было необходимо проиллюстрировать: так новые идеи и образы, описанные в буддийских текстах, приобретают воплощение в произведениях искусства.
Литература
- Бир Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 256.
- Ганевская Э.В., Дубровин А.Ф., Огнева Е.Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура Северного буддизма IX-XIX вв. из собрания ГМВ. М.: Едиториал УРСС, 2004. С. 26, 49-51, 87.
- Елихина Ю.И., Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 190.
- Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). М.: Высшая школа, 1990. С. 55.
- Рерих Ю. Н. Тибетская живопись. Самара: Агни, 2000. С. 64.
- Симонова А. В. Взаимосвязь текста и изобразительной традиции в буддийском искусстве (на примере бодхисаттвы Майтреи). // Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция "Весенние искусствоведческие чтения — 2023". ЕКб: УрФУ, 2024. С. 30-34.
- Цыбиков Г. Ц. Избранные труды. Том. 2. Новосибирск: Наука, 1981. С. 191.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен