Найти в Дзене
Кабинет Востоковеда

Правитель-аскет: тысячелетняя непальская скульптура на выставке "Миры Майтреи".

Майтрея – это Будда грядущего мирового порядка, который почитается во всех буддийских традициях. На выставке "Миры Майтреи" в Государственном музее Востока (ГМВ) у посетителей есть уникальная возможность увидеть в одном месте образцы иконографии этого персонажа из разных регионов с X по XX вв. Тысяча лет человеческой фантазии о Майтрее в одной витрине. В ранних текстах Махаяны Майтрея фигурирует в качестве ученика бодхисаттвы мудрости Манджушри. Одним из ранних текстов, в котором содержится целостный рассказ об этом персонаже, является "Майтреявьякарана", и в нём Майтрея уже сам становится бодхисаттвой. В III-IV вв. этот текст был переведён на китайский язык (Симонова, 2024, с. 32), то есть составлен он был ещё раньше. Иконография Майтреи также начинает формироваться в первые века нашей эры. Ранние скульптурные изображения относятся к художественным традициям Гандхары, Непала, Китая, Кашмира и долины Сват. В этих произведениях Майтрея изображается, в основном, в ипостаси бодхисатт

Майтрея – это Будда грядущего мирового порядка, который почитается во всех буддийских традициях. На выставке "Миры Майтреи" в Государственном музее Востока (ГМВ) у посетителей есть уникальная возможность увидеть в одном месте образцы иконографии этого персонажа из разных регионов с X по XX вв. Тысяча лет человеческой фантазии о Майтрее в одной витрине.

Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

В ранних текстах Махаяны Майтрея фигурирует в качестве ученика бодхисаттвы мудрости Манджушри. Одним из ранних текстов, в котором содержится целостный рассказ об этом персонаже, является "Майтреявьякарана", и в нём Майтрея уже сам становится бодхисаттвой. В III-IV вв. этот текст был переведён на китайский язык (Симонова, 2024, с. 32), то есть составлен он был ещё раньше.

Иконография Майтреи также начинает формироваться в первые века нашей эры. Ранние скульптурные изображения относятся к художественным традициям Гандхары, Непала, Китая, Кашмира и долины Сват.

Майтрея. Гандхара (совр. Пакистан), III в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 13.96.17. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/38788
Майтрея. Гандхара (совр. Пакистан), III в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 13.96.17. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/38788

В этих произведениях Майтрея изображается, в основном, в ипостаси бодхисаттвы и его отличительным атрибутом является сосуд, который может изображаться в виде как калаши (IAST kalasa) или кундики (IAST kundika), то есть кувшина с носиком.

Майтрея (фрагмент). Гандхара (совр. Пакистан), III в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 13.96.17. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/38788
Майтрея (фрагмент). Гандхара (совр. Пакистан), III в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 13.96.17. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/38788
Майтрея. Джамму и Кашмир или долина Сват, VII-VIII вв. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1978.536. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/38980
Майтрея. Джамму и Кашмир или долина Сват, VII-VIII вв. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1978.536. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/38980
Майтрея (фрагмент). Джамму и Кашмир или долина Сват, VII-VIII вв. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1978.536. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/38980
Майтрея (фрагмент). Джамму и Кашмир или долина Сват, VII-VIII вв. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1978.536. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/38980

В буддийской иконографии история многих атрибутов берёт начало в индуистской культуре. В Древней Индии сосуд с водой использовался для помазания правителя во время его инаугурации (Бир, 2013, с. 256).

Здесь существует прямая ассоциация с Майтреей: появление Будды будущего на земле предшествует воцарению чакравартина (IAST cakravartin), справедливого правителя-буддиста. Поэтому ритуальный сосуд стал отличительным атрибутом Майтреи как предвестника новой эры.

В то же время содержимое сосуда Майтреи интерпретируется как эликсир бессмертия амрита, а это уже символ бесконечного благополучия, которое ожидает человечество после его прихода.

Майтрея. Непал, X-XI вв. ГМВ. Учётный номер: 5829 I, ГМВ КП 63754, ГК № 4657708. Фотография автора. Эл. ресурс URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4691694
Майтрея. Непал, X-XI вв. ГМВ. Учётный номер: 5829 I, ГМВ КП 63754, ГК № 4657708. Фотография автора. Эл. ресурс URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4691694

  • В собрании ГМВ есть непальский образец X-XI вв. и это самое раннее произведение, которое можно увидеть на выставке "Миры Майтреи".

Статуэтка относится к художественной традиции периода правления династии Тхакури (IX-XIII вв.). Характерной особенностью непальской металлической скульптуры этого периода является использование меди, а не латуни или бронзы.

С точки зрения непальских мастеров чистые металлы считались более ценными, чем сплавы. Майтрея из собрания ГМВ на 99% состоит из меди (Ганевская, Дубровин, Огнева, с. 26, 87). Его лик и шея покрыты золотой пастой, волосы - пигментом на основе лазурита.

Майтрея. Непал, XII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/68448
Майтрея. Непал, XII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/68448
Майтрея. Непал, X в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/23657
Майтрея. Непал, X в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/23657
Майтрея. Непал, XI в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/21853
Майтрея. Непал, XI в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/21853

Художественные традиции непальской пластики с древности формировались под влиянием индийской скульптуры, в которой ощутимо стремление отобразить жизненной силу, наполняющую божество изнутри.

Непальская династия Личчхавов V-VIII вв. состояла в родстве с императорским домом Гуптов, которые правили в Восточной Индии в IV-VI вв. Поэтому искусство Гуптов оказало значительное влияние на художественные традиции непальской скульптуры.

Вишну. Индия, Матхура, Уттар-Прадеш, династия Гуптов, V в. Национальный музей Индии (англ. The National Museum), Нью-Дели. Эл. ресурс URL: https://kevinstandagephotography.wordpress.com/2020/10/28/national-museum-new-delhi-gupta-and-medieval-sculpture/
Вишну. Индия, Матхура, Уттар-Прадеш, династия Гуптов, V в. Национальный музей Индии (англ. The National Museum), Нью-Дели. Эл. ресурс URL: https://kevinstandagephotography.wordpress.com/2020/10/28/national-museum-new-delhi-gupta-and-medieval-sculpture/

Для металлической скульптуры Непала периода правления династий Личчхавов и Тхакури характерны плавные моделировки и укороченные пропорции, лаконичные трактовки одежд и украшений, округлые лики с высокими лбами и аккуратными подбородками (Ганевская, Дубровин, Огнева, 2004, с. 49-51).

Стилистической особенностью ранней непальской скульптуры является форма двойного лотосового пьедестала, лепестки которого смещены в сторону относительно друг друга (Елихина, 2003, с. 190).

Майтрея. Непал, X-XI вв. ГМВ. Учётный номер: 5829 I, ГМВ КП 63754, ГК № 4657708. Фотография автора. Эл. ресурс URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4691694
Майтрея. Непал, X-XI вв. ГМВ. Учётный номер: 5829 I, ГМВ КП 63754, ГК № 4657708. Фотография автора. Эл. ресурс URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4691694

В ранней иконографии появляется вариант, в котором Майтрея предстаёт в образе царя-аскета: в многочисленных украшениях бодхисаттвы и с йогическим поясом на бёдрах.

Правитель потому что, согласно одному из текстов, сам Будда Шакьямуни указал на Майтрею как на преемника и надел на него корону бодхисаттвы (Рерих, 2000, с. 64).

Майтрея. Непал, X-XI вв. ГМВ. Учётный номер: 5829 I, ГМВ КП 63754, ГК № 4657708. Фотография автора. Эл. ресурс URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4691694
Майтрея. Непал, X-XI вв. ГМВ. Учётный номер: 5829 I, ГМВ КП 63754, ГК № 4657708. Фотография автора. Эл. ресурс URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4691694

Йогический пояс подчёркивает аскетический характер этой двойственной ипостаси Майтреи, бывшего ученика Манджушри, олицетворяющего мудрость всех просветлённых существ.

Второй атрибут, свойственный йогину, - это аджина (IAST adjina), шкура чёрной антилопы. Он впервые появляется в ведийской культуре и упоминается в "Атхарваведе". Аджину носили ученики брахманов, которые вели аскетический образ жизни (Пандей, 1990, с. 55).

Майтрея. Непал, X-XI вв. ГМВ. Учётный номер: 5829 I, ГК № 4657708. Эл. ресурс URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4691694
Майтрея. Непал, X-XI вв. ГМВ. Учётный номер: 5829 I, ГК № 4657708. Эл. ресурс URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4691694

Впрочем, здесь Майтрею сразу можно идентифицировать по двум наиболее распространённым атрибутам: это сосуд с амритой, или эликсиром бессмертия в левой руке и стилизованная ступа в причёске. Почему ступа?

Согласно представлениям буддистов, спустившись в мир людей, Майтрея пойдёт к ступе неподалёку от индийского города Бодхгая. Он знаменит тем, что там росло дерево, под которым Сиддхартха Гаутама обрёл просветление и стал "пробуждённым отшельником из рода Шакьев".

Эти представления было необходимо проиллюстрировать: так новые идеи и образы, описанные в буддийских текстах, приобретают воплощение в произведениях искусства.

Майтрея. Непал, X-XI вв. ГМВ. Учётный номер: 5829 I, ГМВ КП 63754, ГК № 4657708. Фотография автора. Эл. ресурс URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4691694
Майтрея. Непал, X-XI вв. ГМВ. Учётный номер: 5829 I, ГМВ КП 63754, ГК № 4657708. Фотография автора. Эл. ресурс URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4691694

Литература

  • Бир Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 256.
  • Ганевская Э.В., Дубровин А.Ф., Огнева Е.Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура Северного буддизма IX-XIX вв. из собрания ГМВ. М.: Едиториал УРСС, 2004. С. 26, 49-51, 87.
  • Елихина Ю.И., Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 190.
  • Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). М.: Высшая школа, 1990. С. 55.
  • Рерих Ю. Н. Тибетская живопись. Самара: Агни, 2000. С. 64.
  • Симонова А. В. Взаимосвязь текста и изобразительной традиции в буддийском искусстве (на примере бодхисаттвы Майтреи). // Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция "Весенние искусствоведческие чтения — 2023". ЕКб: УрФУ, 2024. С. 30-34.
  • Цыбиков Г. Ц. Избранные труды. Том. 2. Новосибирск: Наука, 1981. С. 191.
Кабинет Востоковеда 🦚🐲📿

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.

"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен