"Происхождение буддийского искусства от искусства индуистского - это своего рода алхимическое превращение. Можно сказать, что буддийское искусство "растворило" космическую мифологию Индии и трансформировало её в образы душевных состояний". (с)
Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. М.: Новый Акрополь, 2014. С. 150.
Если спросить у меня, какая скульптура на выставке "Миры Майтреи" вызывает у меня наибольшее восхищение как художественная ценность, то я укажу на него - тибетского бодхисаттву XV в.
Скульптура Майтреи высотой 27 см выполнена из латуни, украшена вставками серебра и меди, а также инкрустацией кабошонами, окрашена минеральными пигментами и золотой пастой.
На выставке "Миры Майтреи" мы уже определили самого раннего Майтрею в ипостаси правителя-аскета, стоящего в позе абханга.
Видели самого крупного Майтрею в ипостаси Будды, который восседает в дхьянасане, позе медитации.
А здесь ещё один вариант позы, свойственной Будде и бодхисаттве будущего, - лалитасана (IAST lalita - игривый).
"Игривая" поза со спущенной на малый лотос ступнёй символизирует готовность бодхисаттвы помогать людям. В случае с Майтреей это означает то, что он уже на полпути к страждующему человечеству. Ведь появление Майтреи на земле ознаменует наступление новой счастливой эры.
В отношении стилистики мастер обращался к школе Пала-Сена, которая развивалась в северо-восточной Индии с VIII по XII вв. Правители династии Пала являлись приверженцами буддизма.
К XII в. территории империи Пала были завоеваны представителями индуистской династии Сена. В этот период буддизм пришёл в упадок, и мастера буддийской скульптуры переселялись в Тибет и Непал (Ганевская, Дубровин, Огнева, 2004, 52-53).
Для каменной и металлической пластики стиля Пала-Сена характерны удлинённые пропорции, грациозные позы и высокий уровень детализации.
Переселение ценных кадров не прошло даром для искусства тибетской металлической пластики. В Тибете удачные художественные решения были восприняты "на ура", причём как со стороны школы Пала-Сена, так и со стороны Непала, который тоже по-своему перерабатывал индийские моделировки.
Тибетские образцы XIV-XV вв. представляют собой наиболее гармоничное и изысканное переосмысление пропорций и форм, которые воспроизводили мастера северо-восточной Индии периода Пала-Сена.
К XV веку в Тибете искусство буддийской металлической скульптуры достигло своего расцвета. Тибетские мастера распробовали искусство инкрустации кабошонами, а также - серебром и медью. Иконометрия, детализация, стилистика - все аспекты создания образов просветлённых существ были доведены до совершенства.
Иными словами, в XIV-XV вв. в буддийскую скульптуру вкладывали наибольшее количество ресурсов: трудовых, материальных и художественных.
И это особый период в истории Тибета, когда буддийские монастыри начинают сосредотачивать в себе не только кадровые, но и материальные ресурсы, а высшие ламы тибетского буддизма становятся не только духовными лидерами, но и политическими.
Тибет в XIII-XIV вв. входил в состав монгольской империи Юань. Монгольские правители выработали административную систему управления Тибетом, в рамках которой верховную власть осуществлял высший лама одной из тибетских традиций. И в 1354 г. один из таких правителей, а именно высший лама традиции кагью Джанчуб Гьялцел (1302-1364) отменил юаньское судопроизводство на территории Тибета и ввёл свои законы.
Дальше ситуация развернулась в сторону того, что его преемники-ламы не только согласовывали своё высочайшее назначение с монголами, а затем и с минским Китаем, но и продолжали укреплять и централизовывать государство.
Правление Джанчуба характеризуют как время, когда "и старуха могла нести золото". И дело было не только в введении единой налоговой ставки и строительстве дорог и переправ.
При Джанчубе и его последователях в монастырях были открыты учебные заведения, в которых молодые люди получали религиозное образование, а также изучали дисциплины, связанные с управлением (Кычанов, Мельниченко, 2005, с. 56-59).
Таким образом, в монастырях стал формироваться кадровый резерв, который был направлен на закрепление тибетской теократии.
Монастырь и раньше был заведением, в котором способный человек мог получить систематизированные знания, выходящие за пределы узких специализаций ремесленника, скотовода или земледельца.
Но когда монастырский лама становится не просто главой государства с одобрения более сильных соседей, но и приобретает реальную власть, то монастырь становится ещё и престижным заведением, которое открывает широкие перспективы. Понятно, что не для всех, но авторитет и маркетинг - это вовсе не новые понятия.
Итак, в XIV-XV вв. тибетский монастырь становился не только религиозным, но и политическим центром. А в такой центр стекаются все ресурсы.
Поэтому в монастырях стали работать лучшие мастера, которые располагали высокопоставленными заказчиками, лучшими материалами и инструментами. Эти мастера могли совершенствовать свои техники и обучать других. Поэтому период с XIV по XVI вв. – это расцвет искусства тибетской металлической пластики.
Чем хорош этот бодхисаттва на выставке "Миры Майтреи".
Во-первых, это следование художественным традициям Пала-Сены: идеальные пропорции, динамика позы и постановка фигуры в пространстве.
Во-вторых, моделировки и высокий уровень детализации внутриконтурных объёмов. Это бесконечная в своих достоинствах манифестация того, насколько тонко и гармонично скульптор обращается с формами пьедестала, частей тела, лика и растительного обрамления. Заставить металл "ожить" и "зацвести" - это дар лучших мастеров буддийской скульптуры.
В-третьих, декоративное оформление. Здесь присутствует ряд техник и материалов.
Гравировка, инкрустация, золочение, пигменты, бирюза, благородный коралл и красный полупрозрачный минерал, который может быть как рубином, так и шпинелью или гранатом.
Мастер проявил изобретательность в изображении традиционных атрибутов. Сосуд вплетён в стебли возле левого плеча бодхисаттвы.
Возле правого плеча при помощи инкрустации бирюзой и благородным кораллом расположен символ – тройное сокровище, синоним Будды, Дхармы и Сангхи.
Один из атрибутов спрятан на ладони. Это чакраратна (IAST cakra - колесо; ratna - драгоценность), Драгоценное колесо, которое считается одним из семи объектов владения чакравартина - идеального правителя-буддиста, который воцарится после прихода Майтреи.
С помощью чакраратны он путешествует по всем континентам и небесным сферам. У Драгоценного колеса есть особая опция: оно позволяет управлять всеми металлами и всеми видами оружия (Бир, 2013, с. 64).
Литература
- Бир Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 64.
- Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. М.: Новый Акрополь, 2014. С. 150.
- Ганевская Э. В., Дубровин А. Ф., Огнева Е. Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура Северного буддизма IX–XIX вв. из собрания ГМВ. М. : Едиториал УРСС, 2004. С. 52-53, 120.
- Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 150-151, 250-251.
- Кычанов Е. И., Мельниченко Б. И. История Тибета с древнейших времён до наших дней. М.: Восточная литература, 2005. С. 56-59.
- Uhlig H. On the Path to Enlightenment. The Berti Aschmann Foundation of Tibetan Art at the Museum Rietberg Zurich. Zurich: Museum Rietberg, 1995. P. 130-131.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен