Найти в Дзене
Кабинет Востоковеда

Совершенный бодхисаттва на выставке "Миры Майтреи" в Музее Востока.

"Происхождение буддийского искусства от искусства индуистского - это своего рода алхимическое превращение. Можно сказать, что буддийское искусство "растворило" космическую мифологию Индии и трансформировало её в образы душевных состояний". (с) Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. М.: Новый Акрополь, 2014. С. 150. Если спросить у меня, какая скульптура на выставке "Миры Майтреи" вызывает у меня наибольшее восхищение как художественная ценность, то я укажу на него - тибетского бодхисаттву XV в. Скульптура Майтреи высотой 27 см выполнена из латуни, украшена вставками серебра и меди, а также инкрустацией кабошонами, окрашена минеральными пигментами и золотой пастой. На выставке "Миры Майтреи" мы уже определили самого раннего Майтрею в ипостаси правителя-аскета, стоящего в позе абханга. Видели самого крупного Майтрею в ипостаси Будды, который восседает в дхьянасане, позе медитации. А здесь ещё один вариант позы, свойственной Будде и бодхисаттве будущего
"Происхождение буддийского искусства от искусства индуистского - это своего рода алхимическое превращение. Можно сказать, что буддийское искусство "растворило" космическую мифологию Индии и трансформировало её в образы душевных состояний". (с)

Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. М.: Новый Акрополь, 2014. С. 150.

Если спросить у меня, какая скульптура на выставке "Миры Майтреи" вызывает у меня наибольшее восхищение как художественная ценность, то я укажу на него - тибетского бодхисаттву XV в.

Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

Скульптура Майтреи высотой 27 см выполнена из латуни, украшена вставками серебра и меди, а также инкрустацией кабошонами, окрашена минеральными пигментами и золотой пастой.

На выставке "Миры Майтреи" мы уже определили самого раннего Майтрею в ипостаси правителя-аскета, стоящего в позе абханга.

Видели самого крупного Майтрею в ипостаси Будды, который восседает в дхьянасане, позе медитации.

А здесь ещё один вариант позы, свойственной Будде и бодхисаттве будущего, - лалитасана (IAST lalita - игривый).

"Игривая" поза со спущенной на малый лотос ступнёй символизирует готовность бодхисаттвы помогать людям. В случае с Майтреей это означает то, что он уже на полпути к страждующему человечеству. Ведь появление Майтреи на земле ознаменует наступление новой счастливой эры.

Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

В отношении стилистики мастер обращался к школе Пала-Сена, которая развивалась в северо-восточной Индии с VIII по XII вв. Правители династии Пала являлись приверженцами буддизма.

Авалокитешвара. Северо-восточная Индия, XII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 55669, инв. 5143 I, ГК 4657542. Эл. ресурс URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4691460
Авалокитешвара. Северо-восточная Индия, XII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 55669, инв. 5143 I, ГК 4657542. Эл. ресурс URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4691460

К XII в. территории империи Пала были завоеваны представителями индуистской династии Сена. В этот период буддизм пришёл в упадок, и мастера буддийской скульптуры переселялись в Тибет и Непал (Ганевская, Дубровин, Огнева, 2004, 52-53).

Для каменной и металлической пластики стиля Пала-Сена характерны удлинённые пропорции, грациозные позы и высокий уровень детализации.

Авалокитешвара. Северо-Восточная Индия, XII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 56932, инв. 5144 I, ГК 4657498. Эл. ресурс URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4691504
Авалокитешвара. Северо-Восточная Индия, XII в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 56932, инв. 5144 I, ГК 4657498. Эл. ресурс URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4691504
Авалокитешвара. Северо-Восточная Индия, XII в. Музей Бихара (англ. The Bihar Museum), Патна. Эл. ресурс URL: https://himalayanbuddhistart.wordpress.com/2020/06/02/pala-india-avalokiteshvara-various-forms-5/12th-c-india-ne-avalokiteshvara-gilt-bronze-255-cm-kurkihar-bihar-at-patna-m-in-bihar/
Авалокитешвара. Северо-Восточная Индия, XII в. Музей Бихара (англ. The Bihar Museum), Патна. Эл. ресурс URL: https://himalayanbuddhistart.wordpress.com/2020/06/02/pala-india-avalokiteshvara-various-forms-5/12th-c-india-ne-avalokiteshvara-gilt-bronze-255-cm-kurkihar-bihar-at-patna-m-in-bihar/

Переселение ценных кадров не прошло даром для искусства тибетской металлической пластики. В Тибете удачные художественные решения были восприняты "на ура", причём как со стороны школы Пала-Сена, так и со стороны Непала, который тоже по-своему перерабатывал индийские моделировки.

Авалокитешвара. Тибет, XIV в. Эл. ресурс URl: https://www.himalayanart.org/items/33797
Авалокитешвара. Тибет, XIV в. Эл. ресурс URl: https://www.himalayanart.org/items/33797

Белая Тара. Тибет, XIII в. Государственный Эрмитаж. Учётный номер: y-928. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+applied+arts/465498 Публикация: Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 250-251.
Белая Тара. Тибет, XIII в. Государственный Эрмитаж. Учётный номер: y-928. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+applied+arts/465498 Публикация: Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 250-251.
Зелёная Тара. Тибет, XIV в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/1716 Публикация: Uhlig H. On the Path to Enlightenment. The Berti Aschmann Foundation of Tibetan Art at the Museum Rietberg Zurich. Zurich: Museum Rietberg, 1995. P. 130-131.
Зелёная Тара. Тибет, XIV в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/1716 Публикация: Uhlig H. On the Path to Enlightenment. The Berti Aschmann Foundation of Tibetan Art at the Museum Rietberg Zurich. Zurich: Museum Rietberg, 1995. P. 130-131.
Ратнасамбхава. Тибет, XIII-XIV вв. Государственный Эрмитаж. Учётный номер: 	
y-904. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+applied+arts/465474 Публикация: Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 150-151.
Ратнасамбхава. Тибет, XIII-XIV вв. Государственный Эрмитаж. Учётный номер: y-904. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+applied+arts/465474 Публикация: Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 150-151.

Тибетские образцы XIV-XV вв. представляют собой наиболее гармоничное и изысканное переосмысление пропорций и форм, которые воспроизводили мастера северо-восточной Индии периода Пала-Сена.

Манджушри. Тибет, XV в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/49401
Манджушри. Тибет, XV в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/49401

К XV веку в Тибете искусство буддийской металлической скульптуры достигло своего расцвета. Тибетские мастера распробовали искусство инкрустации кабошонами, а также - серебром и медью. Иконометрия, детализация, стилистика - все аспекты создания образов просветлённых существ были доведены до совершенства.

Иными словами, в XIV-XV вв. в буддийскую скульптуру вкладывали наибольшее количество ресурсов: трудовых, материальных и художественных.

И это особый период в истории Тибета, когда буддийские монастыри начинают сосредотачивать в себе не только кадровые, но и материальные ресурсы, а высшие ламы тибетского буддизма становятся не только духовными лидерами, но и политическими.

Тибет в XIII-XIV вв. входил в состав монгольской империи Юань. Монгольские правители выработали административную систему управления Тибетом, в рамках которой верховную власть осуществлял высший лама одной из тибетских традиций. И в 1354 г. один из таких правителей, а именно высший лама традиции кагью Джанчуб Гьялцел (1302-1364) отменил юаньское судопроизводство на территории Тибета и ввёл свои законы.

Джанчуб Гьялцел. Тибет, XV в. Эл. ресурс URL: https://himalayanbuddhistart.wordpress.com/2015/11/16/tibet-famous-lamas-3/changchub-gyaltsen-tibet-15th-c-circa-taisitu-gilt-cop-255-cm/
Джанчуб Гьялцел. Тибет, XV в. Эл. ресурс URL: https://himalayanbuddhistart.wordpress.com/2015/11/16/tibet-famous-lamas-3/changchub-gyaltsen-tibet-15th-c-circa-taisitu-gilt-cop-255-cm/

Дальше ситуация развернулась в сторону того, что его преемники-ламы не только согласовывали своё высочайшее назначение с монголами, а затем и с минским Китаем, но и продолжали укреплять и централизовывать государство.

Правление Джанчуба характеризуют как время, когда "и старуха могла нести золото". И дело было не только в введении единой налоговой ставки и строительстве дорог и переправ.

При Джанчубе и его последователях в монастырях были открыты учебные заведения, в которых молодые люди получали религиозное образование, а также изучали дисциплины, связанные с управлением (Кычанов, Мельниченко, 2005, с. 56-59).

Таким образом, в монастырях стал формироваться кадровый резерв, который был направлен на закрепление тибетской теократии.

Драгма Гьялцен (англ. Dragpa Gyaltsen), один из преемников Джанчуб Гьялцел, правивший с 1385 по 1432 гг. Тибет, XV-XVI вв. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/3196
Драгма Гьялцен (англ. Dragpa Gyaltsen), один из преемников Джанчуб Гьялцел, правивший с 1385 по 1432 гг. Тибет, XV-XVI вв. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/3196

Монастырь и раньше был заведением, в котором способный человек мог получить систематизированные знания, выходящие за пределы узких специализаций ремесленника, скотовода или земледельца.

Но когда монастырский лама становится не просто главой государства с одобрения более сильных соседей, но и приобретает реальную власть, то монастырь становится ещё и престижным заведением, которое открывает широкие перспективы. Понятно, что не для всех, но авторитет и маркетинг - это вовсе не новые понятия.

Лама с мангустом на руках - символом богатства. Тибет, XV-XVI вв. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/83745
Лама с мангустом на руках - символом богатства. Тибет, XV-XVI вв. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/83745

Итак, в XIV-XV вв. тибетский монастырь становился не только религиозным, но и политическим центром. А в такой центр стекаются все ресурсы.

Поэтому в монастырях стали работать лучшие мастера, которые располагали высокопоставленными заказчиками, лучшими материалами и инструментами. Эти мастера могли совершенствовать свои техники и обучать других. Поэтому период с XIV по XVI вв. – это расцвет искусства тибетской металлической пластики.

Майтрея. Тибет, XV в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 55669, инв. 5137 I, ГК 4657785. Эл. ресурс URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4691617 Публикация: Ганевская Э. В., Дубровин А. Ф., Огнева Е. Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура Северного буддизма IX–XIX вв. из собрания ГМВ. М. : Едиториал УРСС, 2004. С. 120.
Майтрея. Тибет, XV в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 55669, инв. 5137 I, ГК 4657785. Эл. ресурс URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4691617 Публикация: Ганевская Э. В., Дубровин А. Ф., Огнева Е. Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура Северного буддизма IX–XIX вв. из собрания ГМВ. М. : Едиториал УРСС, 2004. С. 120.

Чем хорош этот бодхисаттва на выставке "Миры Майтреи".

Во-первых, это следование художественным традициям Пала-Сены: идеальные пропорции, динамика позы и постановка фигуры в пространстве.

Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

Во-вторых, моделировки и высокий уровень детализации внутриконтурных объёмов. Это бесконечная в своих достоинствах манифестация того, насколько тонко и гармонично скульптор обращается с формами пьедестала, частей тела, лика и растительного обрамления. Заставить металл "ожить" и "зацвести" - это дар лучших мастеров буддийской скульптуры.

Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

В-третьих, декоративное оформление. Здесь присутствует ряд техник и материалов.

Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

Гравировка, инкрустация, золочение, пигменты, бирюза, благородный коралл и красный полупрозрачный минерал, который может быть как рубином, так и шпинелью или гранатом.

Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

Мастер проявил изобретательность в изображении традиционных атрибутов. Сосуд вплетён в стебли возле левого плеча бодхисаттвы.

Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

Возле правого плеча при помощи инкрустации бирюзой и благородным кораллом расположен символ – тройное сокровище, синоним Будды, Дхармы и Сангхи.

Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

Один из атрибутов спрятан на ладони. Это чакраратна (IAST cakra - колесо; ratna - драгоценность), Драгоценное колесо, которое считается одним из семи объектов владения чакравартина - идеального правителя-буддиста, который воцарится после прихода Майтреи.

Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

С помощью чакраратны он путешествует по всем континентам и небесным сферам. У Драгоценного колеса есть особая опция: оно позволяет управлять всеми металлами и всеми видами оружия (Бир, 2013, с. 64).

Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Выставка "Миры Майтреи". ГМВ. Пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

Выставка "Миры Майтреи" в Музее Востока. | Кабинет Востоковеда | Дзен

Литература

  • Бир Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 64.
  • Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. М.: Новый Акрополь, 2014. С. 150.
  • Ганевская Э. В., Дубровин А. Ф., Огнева Е. Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура Северного буддизма IX–XIX вв. из собрания ГМВ. М. : Едиториал УРСС, 2004. С. 52-53, 120.
  • Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 150-151, 250-251.
  • Кычанов Е. И., Мельниченко Б. И. История Тибета с древнейших времён до наших дней. М.: Восточная литература, 2005. С. 56-59.
  • Uhlig H. On the Path to Enlightenment. The Berti Aschmann Foundation of Tibetan Art at the Museum Rietberg Zurich. Zurich: Museum Rietberg, 1995. P. 130-131.
Кабинет Востоковеда 🦚🐲📿

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.

"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен