В буддизме существует своё небесное воинство, которое помогает человеку бороться с его внутренними врагами. Это Далха (Вайли dgra bla, dgra lha; англ. drala, dralha; также рус. драла, дралха).
Этот термин обозначает категорию божеств, которые защищают воинов и хранят домашнее благополучие. Их функционал охватывает все сферы жизни, поэтому к этим персонажам применяется эпитет “рождённые вместе с человеком”. Среди далха были покровители вооружённых дружин, поэтому они представлялись в виде воинственных всадников. Этот добуддийский культ был распространён у монгольских народов, а также у жителей Гималаев, Тибета и Китая.
С приходом буддизма Далха перепрофилировали и в буддийском пантеоне они стали охранителями Учения, которые защищают человека от омрачений, уничтожают препятствия на пути к просветлению и способствуют накоплению всего хорошего против всего плохого.
На выставке "Миры Майтреи" в павильоне № 13 ВДНХ представлены монгольские, бурятские и тибетские танки с изображением небесных всадников.
Среди них есть особое произведение: танка из коллекции Рерихов, которая иллюстрирует предводителя небесного воинства. Это герой, который очень глубоко пророс в народную культуру Центральной Азии.
Это Гэсэр. В мифологии жителей Центральной и Восточной Азии он является героем, посланным небом для того, чтобы очистить землю от чудовищ.
Истории о Гэсэре зафиксированы в народных представлениях, а также в эпосе, множество версий которого были записаны после становления буддизма. На русский язык переведена бурятская версия в виде стихотворного улигера.
- Гэсэр. Бурятский героический эпос. Пер. с бурятского С. Липкина. М.: Художественная литература, 1968.
- Гэсэр. Бурятский героический эпос. В 2-ух книгах. Пер. с бурятского В. А. Солоухина. М.: Современник, 1988.
Ещё на русский язык переведён вариант из Восточного Тибета, на который ссылается Ю. Н. Рерих (1902-1960) в своей статье "Сказание о Кэсаре Лингском".
- Давид-Неэль А. Необыкновенная жизнь Гесара, царя Линга. М.: Ориенталия, 2015.
Суть истории в следующем: небожитель перерождается на земле человеком, из ребёнка он вырастает в мужчину, преодолевает трудности, растёт душой и телом, уничтожает демонов и становится идеальным правителем.
В народных верованиях монголов и тибетцев Гэсэр - это предводитель небесного воинства, который должен одержать победу в священной войне и тогда наступит всеобщее счастье и благоденствие.
Где-то мы это уже слышали.
"Для кочевников Восточного и Северного Тибета легенда о Гэсэре не просто эпос — это их религия, их воплощенная надежда на лучшее будущее, которое представляется им по образцу их славного прошлого". (с)
Рерих Ю. Н. По тропам Срединной Азии. Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1982. С. 220.
Действительно идеи, связанные с Гэсэром, напоминают о Майтрее. И оба персонажа олицетворяют светлое будущее.
Этот небесный богатырь нашёл свою нишу в буддийском пантеоне и некоторые детали из "Гэсэриады" закрепили своё место в иконографии посредством произведений искусства. Что же закрепилось за Гэсэром?
В правой руке небесный всадник держит золотой хлыст, увенчанный драгоценностью и украшенный разноцветными лентами, - это атрибут, свойственный гневным ипостасям небесных всадников, в частности, Гэсэру (Бир, 2013, с. 253).
В левой руке он держит чашу сокровищами. В восточнотибетской версии "Гэсэриады" герой рождается в царской семье в местности Линг. Поэтому тибетского Гэсэра так и называют "Гесар из Линга".
В возрасте тринадцати лет молодой человек обнаружил клад, сокрытый буддийским проповедником Падмасамбхавой. Преодолев испытания, в которых юноша проявил себя как воин и полководец, он привёз сокровища в Линг и ценности были розданы его народу (Титова, 2024, с. 106).
Впрочем, не всегда Гэсэра можэно увидеть с этими атрибутами.
Глаза - зеркало души, и следующая любопытная деталь состоит в том, что Гэсэр изображён трёхглазым. В тибетской версии "Гэсэриады" мать при первом взгляде на новорожденного сына замечает, что у него три глаза (Давид-Неэль, 2015, с. 37).
Ещё интересно то, что Далха изображён в гневном форме. Об этом говорят его корона с ухмыляющимися черепами и выражение лица с красными глазами и оскаленными ртом.
Весёлые черепа в буддийской иконографии - не редкость. Мотив ухмыляющегося или "надменного" черепа встречается в украшениях и оружии гневных божеств.
Изображения Далха в гневной форме являются редкостью, исследователи относят к категории гневных божеств-всадников самого Гэсэра (Бир, 2013, с. 253).
Шлем воина украшен флагами в виде треугольников из разноцветного шёлка, к ним прикреплены пучки белой шерсти, которые символизируют облака, плывущие по небу, подобно тому, как небесный всадник волен летать как птица (Бир, 2013, с. 226).
Навершие шлема представляет собой веер или зеркало, окружённое павлиньими перьями, традиционным украшением тибетских воинов.
В индуизме павлин ассоциируется с солнцем и наступлением дня. Потому что в Индии он, как петух, кричит на рассвете. Считается, что павлины конфликтуют с ядовитыми созданиями, такими, как змеи и скорпионы, поэтому в буддизме он символизирует преобразование духовных "ядов" в мудрость. Собственно, "глаз" на пере павлина - это и есть мудрость, а золотистые нити вокруг символизируют несметное число средств для достижения просветления (Бир, 2013, с. 232-233).
Что до зеркала, то в нём можно разглядеть некий божественный пейзаж и буддийского персонажа - ведь Гэсэр стал "своим" в буддийском пантеоне.
И опять же встречается Гэсэр трёхглазый, а бывает, что и с двумя глазами.
Как же точно определить, что перед нами именно Гэсэр?
Гэсэра изображают в окружении животных, которые помогают небесному всаднику. Это отголоски добуддийских представлений, в которых тот или иной представитель фауны ассоциировался со стихиями, природными явлениями и другими аспектами, требующими осторожного и почтительного взаимодействия.
Состав из 13 животных-охранителей известен как Верма Чу Сум (Вайли werma chu sum). Есть несколько вариантов этого списка. Например:
1. Снежный лев
2. Голубой шакал
3. Белый кролик
4. Жёлтый олень
5. Коричневая змея
6. Птица
7. Белая птица
8. Белый гриф
9. Серая сова
10. Тигр
11. Чёрный медведь
12. Дикий осёл
13. Золотая рыба
Существует вариант, в котором среди животных присутствуют дракон, леопард, лошадь.
Не всегда на танках с изображением Гэсэра можно увидеть полный состав, но так или иначе, когда танкописец прибегает к этому приёму - изображению свиты в виде опредеделённых животных, то кого он может иметь в виду, как не Гэсэра.
У нашего Гэсэра есть птица, снежный лев, тигр.
А также медведь, кролики, шакалы, олень, возможно, дикий осёл, и то ли дракон, то ли ещё один снежный лев.
Изображения не отличаются зоологической достоверностью и такова особенность жанра. Художник не всегда был осведомлён о том, как выглядят животные. Нередко приходилось ориентироваться по чужим картинкам. Поэтому некоторые животные на танках выглядят забавно.
Чаще всего Гэсэра можно увидеть в сопровождении снежного льва и тигра, расположенных слева и справа от головы героя. Иногда они изображены над головой, а иногда выглядывают из-за ушей.
Вариант с парами снежных львов и тигров.
Если вы переживаете, что не умеете рисовать лошадей в фас, то "надо радоваться, не надо напрягаться". (с)
Прекрасный современный образец с 13 животными находится в собрании Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург). Танка была написана художником Церингом Тубтеном в 2007 г.
На танке из коллекции Рерихов, которая сейчас экспонируется на выставке "Миры Майтреи", можно обнаружить персонажа, который имеет непосредственное отношение к буддийской натурализации народного героя.
В верхней правой части изображён упомянутый ранее Падмасамбхава, индийский проповедник VIII в., который достиг больших успехов в буддийских практиках - он даже стал махасиддхой (Ганевская, Дубровин, Огнева, 2004, с. 324).
Цэнпо, или правитель Ярлунгской династии по имени Тисонг Децэн (755-791) пригласил Падмасамбхаву в Тибет для того, чтобы тот помог ему с популяризацией буддизма. Падмасамбхава оценил обстановку, увидел, что в Тибете существует бесчисленное количество культов, которые невозможно уничтожить или объявить "неправильными".
- Поэтому он применил следующую концепцию: местные божества принимают на себя обязательства по защите буддийского учения. Буквально: был вредоносный дух, который кошмарил местных пастухов, теперь он будет кошмарить духов, которые мешают человеку освободиться из сансары.
Это интерпретируется как усмирение Падмасамбхавой добуддийских божеств. Но в отношении Гэсэра всё было интереснее. Культ небесного всадника, на плечах которого миссия по спасению всего человечества, был настолько велик, что "договариваться" с этим героем пришлось на особых условиях.
В тибеткой версии "Гэсэриады" Падмасамбхава взаимодействует с ним на равных. У Гэсэра - свои задачи и свои возможности, у Падмасамбхавы - свои. Буддийский проповедник выступает наставником, помощником и защитником юного Гэсэра во время выполнения его великой миссии, которая состоит в том, чтобы “сразиться с царями-демонами и совершить другие подвиги во благо живых существ" (Давид-Неэль, 2015, с. 51).
"Труд на благо всех живых существ" - это девиз бодхисаттв. В бурятской версии есть ещё один красноречивый эпизод. Во время решающей битвы Гэсэр теряет воинов и скорбит по ним.
"Увидел Гэсэр, поднимаясь в гору,
Двух любимых своих баторов,
Упал он на изваянья каменные,
Обняв их живыми руками.
От тепла человеческой кожи
Два батора мгновенно ожили.
Встали на ноги баторы, а вслед за ними,
Дружно ожили и остальные.
Ожили
Триста тридцать три воеводы,
Ожили
Три тысячи триста тридцать три оруженосца,
Готовы они к любому походу,
Готовы сражаться с кем придется".
(c) Гэсэр. Ветвь девятая. Пер. В. Солоухина.
Способность героя воскрешать мёртвых является редким мотивом в фольклоре народов мира. Здесь особенно интересно то, что павшие воины Гэсэра оживают вовсе не посредством "живой" воды или иных волшебных снадобий или заклинаний. Гэсэр скорбит, проливая слёзы, и обнимает своих военачальников.
Аналогичным образом Гэсэр возвращает здоровье своему коню, который пострадал из-за его ошибочных действий.
- В письменных версиях, которые были зафиксированы после становления буддизма, Гэсэр иногда действует как бодхисаттва - его сила заключается в великом милосердии. Подобно тому, как Авалокитешвара оплакивал страдания человечества и дал жизнь богине Таре, которая помогает всем.
Иными словами, Гэсэру не просто дали место в буддийском пантеоне. Его наделили свойствами Будд и бодхисаттв. Поэтому неудивительно, что Гэсэр, как и Майтрея, олицетворяет светлое будущее: во все времена людям требовалась вера в то, что мы живём, созидаем и преодолеваем трудности не зря.
В нижней части танки изображены божества-охранители из числа тех, с кого Падмасамбхава взял обет защищать буддийское учение и его приверженцев.
В верхней части танки вместе с Падмасамбхавой расположены Будда Шакьямуни, Амитаюс и Зелёная Тара. Они иллюстрируют особый статус Гэсэра как последователя буддийских воззрений, щедрого дарителя благ и непримиримого борца со всем, что продлевает "тёмный век" человечества.
Слева от Гэсэра изображён Тангтон Гьялпо (Вайли thang stong rgyal po, англ. Thang Tong Gyalpo) - это йогин, живший в XIV-XV вв. Он изображается седовласым аскетом, который уснул в солярии.
Он прославился как инженер, строитель и кузнец, возводил мосты из металлических конструкций в Тибете и Бутане. Причём, его главным материалом было железо.
Тангтон Гьялпо считается олицетворением разума Падмасамбхавы. В эпосе о Гэсэре его отождествляют с длинноволосым отшельником, чей облик принял Гэсэр для того, чтобы сохранить своё инкогнито в сложной ситуации. Будучи, лже-отшельником, он придумывает квест с железными цепями и колом, чтобы помочь беспокойному духу получить перерождение (Давид-Неэль, с. 2015, с. 107-111).
Гэсэр является примером того, как фольклорный персонаж становится частью организованной религии. Разные версии эпоса о Гэсэре вбирали в себя детали, отражающие особенности верований, быта, географии и народной фантазии.
Гэсэр универсален, а потому неотразим и бессмертен. Это главный культурный герой Центральной Азии.
Литература
- Бир Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 226, 232-233, 253.
- Ганевская Э.В., Дубровин А.Ф., Огнева Е.Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура Северного буддизма IX-XIX вв. из собрания ГМВ. М.: Едиториал УРСС, 2004. С. 324.
- Гэсэр. Бурятский героический эпос. Пер. с бурятского С. Липкина. М.: Художественная литература, 1968.
- Гэсэр. Бурятский героический эпос. В 2-ух книгах. Пер. с бурятского В. А. Солоухина. М.: Современник, 1988.
- Давид-Неэль А. Необыкновенная жизнь Гесара, царя Линга. М.: Ориенталия, 2015.
- Рерих Ю. Н. По тропам Срединной Азии. Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1982. С. 220.
- Рерих Ю. Н. Сказание о царе Кэсаре Лингском. // Тибет и Центральная Азия. Самара: Агни, 1999. С. 56-87.
- Будникова Ю. Ю., Росов В. А. Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: МИСР, 2022. С. 100-101.
- Титова М. А. Образы Майтреи в произведениях тибетского искусства из коллекции семьи Рерихов. // Сибирь — страна великого будущего. Алтай — Рерих — Гребенщиков: Материалы научной конференции. Барнаул: Алтайский дом печати, 2024. С. 97-109.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен