Найти в Дзене
Кабинет Востоковеда

Редкая скульптура Майтреи из коллекции Рерихов на выставке "Миры Майтреи".

Майтрея почитается во всех буддийских традициях как Будда и бодхисаттва будущего. Считается, что в настоящий момент он пребывает на небесах Тушита, когда придёт срок, он явится на землю и наступит новая эра порядка и благополучия. Для Николая Контантиновича Рериха (1874-1947) Майтрея стал символом светлого будущего, его образ и связанные с ним верования прослеживаются в товрчестве художника. С точки зрения буддистов явление Майтреи и наступление Золотого века человечества неизбежно, как смена времён года. Николай Рерих, в свою очередь, тоже рассматривал только позитивные сценарии. "Победит тот, кто в основу поставит великое сотрудничество, любовь к труду и преданность Культуре. Искусство, наука и познание силы мысли приблизят светлое будущее". (c) Н. К. Рерих. Будущее. 1939 г. Поэтому Будда и бодхисаттва будущего стал главным "действующим лицом" выставки "Миры Майтреи" в Музее Востока, посвящённой 150-летию со дня рождения Николая Рериха. И, конечно, в коллекции семьи Рерихов есть с

Майтрея почитается во всех буддийских традициях как Будда и бодхисаттва будущего. Считается, что в настоящий момент он пребывает на небесах Тушита, когда придёт срок, он явится на землю и наступит новая эра порядка и благополучия.

Для Николая Контантиновича Рериха (1874-1947) Майтрея стал символом светлого будущего, его образ и связанные с ним верования прослеживаются в товрчестве художника.

С точки зрения буддистов явление Майтреи и наступление Золотого века человечества неизбежно, как смена времён года. Николай Рерих, в свою очередь, тоже рассматривал только позитивные сценарии.

"Победит тот, кто в основу поставит великое сотрудничество, любовь к труду и преданность Культуре. Искусство, наука и познание силы мысли приблизят светлое будущее". (c)

Н. К. Рерих. Будущее. 1939 г.

Поэтому Будда и бодхисаттва будущего стал главным "действующим лицом" выставки "Миры Майтреи" в Музее Востока, посвящённой 150-летию со дня рождения Николая Рериха.

И, конечно, в коллекции семьи Рерихов есть скульптура Майтреи, которая экспонируется на выставке в павильоне № 13 ВДНХ.

Майтрея. Тибет, XVI-XVII вв. ГМВ, Москва. Выставка "Миры Майтреи", пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Майтрея. Тибет, XVI-XVII вв. ГМВ, Москва. Выставка "Миры Майтреи", пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

О том, что в семейной коллекции был подобный предмет, свидетельствуют упоминания в эпистолярном наследии Елены Ивановны Рерих (1879-1855).

В письмах 1931 и 1953 гг. есть упоминания о “бронзовой фигуре Майтреи” (Рерих, 1999, с. 165; Рерих, 2009, с. 248), которая располагалась в домашнем алтаре:

На днях вышлю Мише маленький Дордже. Знак Молнии и Заклинания. Символ Мужского Начала. Во время служения лама держит этот знак в правой руке, в левой же – колокольчик – символ Мудрости и Женского Начала. Этот знак будет служить ему талисманом, и он может носить его при себе. Но он должен любить его. Он старенький, вернее, старинный, не новой поделки. Сейчас знак этот лежит на моём Алтаре среди Изображений Владык Будды, Майтрейи и Владыки Шамбалы... (с)

Е. И. Рерих. 7 декабря 1953 г.

Точное описание произведения отсутствует. Поэтому мы можем лишь сделать предположение о том, что данная статуэтка могла быть собственностью супруги художника.

Выставка "Миры Майтреи" в пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Выставка "Миры Майтреи" в пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

Майтрея изображён в одеждах и украшениях бодхисаттвы. Действительно, впервые Майтрея упоминается в текстах в качестве ученика бодхисаттвы мудрости Манджушри. Далее он фигурирует как бодхисаттва (Ганевская, Дубровин, Огнева, 2004, с. 321). В ранней иконографии Майтрея также предстаёт бодхисаттвой.

Верования о Майтрее получают своё развитие, его образ связывается с Буддой Шакьямуни, который указал на него как на своего преемника (Рерих, 2000, с. 64). Так появляется новый образ - Будда Майтрея.

В ранних изображениях отличительным атрибутом Будды Майтреи становится поза бхадрасана (также праламбападасана) с ногами, спущенными с пьедестала.

Майтрея. Непал, VII-VIII вв. Художественный музей Кливленда
(англ. The Cleveland Art Museum). Учётный номер: 1963.264. Эл. ресурс URL: https://www.clevelandart.org/art/1963.264
Майтрея. Непал, VII-VIII вв. Художественный музей Кливленда (англ. The Cleveland Art Museum). Учётный номер: 1963.264. Эл. ресурс URL: https://www.clevelandart.org/art/1963.264
Майтрея. Китай, династия Тан, VI-X вв. Национальный музей азиатского искусства Смитсоновского института (англ. The National Museum of Asian Art, Smithsonian Institution), Вашингтон. Учётный номер: F1912.73. Эл. ресурс URL: https://asia.si.edu/explore-art-culture/collections/search/edanmdm:fsg_F1912.73/
Майтрея. Китай, династия Тан, VI-X вв. Национальный музей азиатского искусства Смитсоновского института (англ. The National Museum of Asian Art, Smithsonian Institution), Вашингтон. Учётный номер: F1912.73. Эл. ресурс URL: https://asia.si.edu/explore-art-culture/collections/search/edanmdm:fsg_F1912.73/

Эта поза символизирует готовность Майтреи спуститься на землю. В иконографии бодхисаттвы Майтреи тоже закрепится вариант с бхадрасаной и руками, сложенными в жесте дхармачакраправартана-мудра, символизирующем первую буддийскую проповедь.

Майтрея. Долина Сват (совр. Пакистан), VIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/58369
Майтрея. Долина Сват (совр. Пакистан), VIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/58369

Майтрея из коллекции Рерихов интересен с точки зрения стилистики.

Майтрея. Тибет, XVI-XVII вв. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 25929, инв. 5590 II, ГК 4434952. Эл. ресурс URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?q=4434952&imageExists=null&typologyId=3 и http://roerich-heritage.ru/data/gmv_familyart/5590-ii/index.php
Майтрея. Тибет, XVI-XVII вв. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 25929, инв. 5590 II, ГК 4434952. Эл. ресурс URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?q=4434952&imageExists=null&typologyId=3 и http://roerich-heritage.ru/data/gmv_familyart/5590-ii/index.php

То, что у него короткие ноги, удлинённое туловище и укрупнённая голова - это не баг, а фича. В тибетских скульптурах бодхисаттвы Майтреи встречается особая интерпретация иконометрического канона, при которой выражена диспропорция верхней и нижней частей тела. И есть большое количество аналогий, которые это демонстрируют.

Майтрея. Тибет, XVI-XVII вв. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: y-806. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/465372 . Публикация: Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 180.
Майтрея. Тибет, XVI-XVII вв. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: y-806. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/465372 . Публикация: Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 180.

Майтрея. Тибет, XVI в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/4717
Майтрея. Тибет, XVI в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/4717

Майтрея Тибет, XVI в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/20996
Майтрея Тибет, XVI в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/20996

Майтрея. Тибет, XVII в. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auction/28255/lot/522/a-gilt-copper-alloy-figure-of-maitreya-tibet-15th16th-century/
Майтрея. Тибет, XVII в. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auction/28255/lot/522/a-gilt-copper-alloy-figure-of-maitreya-tibet-15th16th-century/

Тибетские Будды Майтреи с этой забавной диспропорцией внутриконтурных объёмов тоже встречаются. И всё это примеры XVI-XVII вв.

Майтрея. Тибет, XVII в. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auction/28707/lot/88/a-tibetan-gilt-copper-alloy-figure-of-maitreya-sealed-17th-century-weight-989-g-h-17-cm/
Майтрея. Тибет, XVII в. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auction/28707/lot/88/a-tibetan-gilt-copper-alloy-figure-of-maitreya-sealed-17th-century-weight-989-g-h-17-cm/
Майтрея. Тибет, XVI-XVII вв. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auction/28180/lot/32/statuette-de-maitreya-en-alliage-de-cuivre-tibet-xviexviie-siecle/
Майтрея. Тибет, XVI-XVII вв. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auction/28180/lot/32/statuette-de-maitreya-en-alliage-de-cuivre-tibet-xviexviie-siecle/

Но это не самое интересное в скульптуре Майтреи из коллекции Рерихов. Запястья бодхисаттвы обвивают стебли лотосов, на цветках расположены атрибуты: сосуд для омовений кундика возле правого плеча и ступа – возле левого. Это необычное расположение атрибутов.

Майтрея. Тибет, XVI-XVII вв. ГМВ, Москва. Выставка "Миры Майтреи", пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Майтрея. Тибет, XVI-XVII вв. ГМВ, Москва. Выставка "Миры Майтреи", пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

Сосуд традиционного располагается возле левого плеча или в левой руке Майтреи. Так повелось с первых скульптурных изображений Майтреи.

Майтрея. Гандхара (совр. Пакистан), III в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 13.96.17. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/38788
Майтрея. Гандхара (совр. Пакистан), III в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 13.96.17. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/38788

При наличии парных атрибутов ступы и сосуда или колеса и сосуда, сосуд практически всегда находится слева. В этом легко убедиться, просмотрев скульптуры Майтреи с парными атрибутами, собранные в центральной витрине.

Выставка "Миры Майтреи" в пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Выставка "Миры Майтреи" в пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

Здесь мастер поменял местами традиционные атрибуты и это делает скульптуру раритетной.

Майтрея. Тибет, XVI-XVII вв. ГМВ, Москва. Выставка "Миры Майтреи", пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Майтрея. Тибет, XVI-XVII вв. ГМВ, Москва. Выставка "Миры Майтреи", пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.

В коллекции семьи Рерихов много подобных "диковин", когда произведение вызывает интерес благодаря необычной иконографии.

Для того, чтобы распознавать такие раритеты, требуется очень хорошее знание иконографии и художественных традиций.

Майтрея. Тибет, XVI-XVII вв. ГМВ, Москва. Выставка "Миры Майтреи", пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Майтрея. Тибет, XVI-XVII вв. ГМВ, Москва. Выставка "Миры Майтреи", пав. № 13 ВДНХ. Фотография автора.
Выставка "Миры Майтреи" в Музее Востока. | Кабинет Востоковеда | Дзен

Этот удивительный Майтрея экспонируется в павильоне № 13 ВДНХ до 16 февраля 2025 г. Спешите успеть.

Литература

  • Ганевская Э. В., Дубровин А. Ф., Огнева Е. Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура Северного буддизма IX–XIX вв. из собрания ГМВ. М. : Едиториал УРСС, 2004. С. 321.
  • Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 180.
  • Рерих Е. И. Письма Том I (1919-1933). М.: Международный Центр Рерихов, 1999. С. 165.
  • Рерих Е. И. Письма Том IX (1951-1955 гг.) М.: Международный Центр Рерихов, 2009. С. 248.
  • Рерих Н. К. Будущее. // Листы дневника. Т. II. М.: МЦР, 2000.
  • Рерих Ю. Н. Тибетская живопись. Самара: Агни, 2000. С. 64.
  • Титова М. А. Образы Майтреи в произведениях тибетского искусства из коллекции семьи Рерихов. // Сибирь — страна великого будущего. Алтай — Рерих — Гребенщиков: Материалы научной конференции. Барнаул: Алтайский дом печати, 2024. С. 98-100.
  • Титова М. А. Предметы декоартивно-прикладного искусства из коллекции семьи Рерихов. М.: Государственный музей Востока, 2022.
Кабинет Востоковеда 🦚🐲📿

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.

"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен