Майтрея почитается во всех буддийских традициях как Будда и бодхисаттва будущего. Считается, что в настоящий момент он пребывает на небесах Тушита, когда придёт срок, он явится на землю и наступит новая эра порядка и благополучия.
Для Николая Контантиновича Рериха (1874-1947) Майтрея стал символом светлого будущего, его образ и связанные с ним верования прослеживаются в товрчестве художника.
С точки зрения буддистов явление Майтреи и наступление Золотого века человечества неизбежно, как смена времён года. Николай Рерих, в свою очередь, тоже рассматривал только позитивные сценарии.
"Победит тот, кто в основу поставит великое сотрудничество, любовь к труду и преданность Культуре. Искусство, наука и познание силы мысли приблизят светлое будущее". (c)
Н. К. Рерих. Будущее. 1939 г.
Поэтому Будда и бодхисаттва будущего стал главным "действующим лицом" выставки "Миры Майтреи" в Музее Востока, посвящённой 150-летию со дня рождения Николая Рериха.
И, конечно, в коллекции семьи Рерихов есть скульптура Майтреи, которая экспонируется на выставке в павильоне № 13 ВДНХ.
О том, что в семейной коллекции был подобный предмет, свидетельствуют упоминания в эпистолярном наследии Елены Ивановны Рерих (1879-1855).
В письмах 1931 и 1953 гг. есть упоминания о “бронзовой фигуре Майтреи” (Рерих, 1999, с. 165; Рерих, 2009, с. 248), которая располагалась в домашнем алтаре:
На днях вышлю Мише маленький Дордже. Знак Молнии и Заклинания. Символ Мужского Начала. Во время служения лама держит этот знак в правой руке, в левой же – колокольчик – символ Мудрости и Женского Начала. Этот знак будет служить ему талисманом, и он может носить его при себе. Но он должен любить его. Он старенький, вернее, старинный, не новой поделки. Сейчас знак этот лежит на моём Алтаре среди Изображений Владык Будды, Майтрейи и Владыки Шамбалы... (с)
Е. И. Рерих. 7 декабря 1953 г.
Точное описание произведения отсутствует. Поэтому мы можем лишь сделать предположение о том, что данная статуэтка могла быть собственностью супруги художника.
Майтрея изображён в одеждах и украшениях бодхисаттвы. Действительно, впервые Майтрея упоминается в текстах в качестве ученика бодхисаттвы мудрости Манджушри. Далее он фигурирует как бодхисаттва (Ганевская, Дубровин, Огнева, 2004, с. 321). В ранней иконографии Майтрея также предстаёт бодхисаттвой.
Верования о Майтрее получают своё развитие, его образ связывается с Буддой Шакьямуни, который указал на него как на своего преемника (Рерих, 2000, с. 64). Так появляется новый образ - Будда Майтрея.
В ранних изображениях отличительным атрибутом Будды Майтреи становится поза бхадрасана (также праламбападасана) с ногами, спущенными с пьедестала.
Эта поза символизирует готовность Майтреи спуститься на землю. В иконографии бодхисаттвы Майтреи тоже закрепится вариант с бхадрасаной и руками, сложенными в жесте дхармачакраправартана-мудра, символизирующем первую буддийскую проповедь.
Майтрея из коллекции Рерихов интересен с точки зрения стилистики.
То, что у него короткие ноги, удлинённое туловище и укрупнённая голова - это не баг, а фича. В тибетских скульптурах бодхисаттвы Майтреи встречается особая интерпретация иконометрического канона, при которой выражена диспропорция верхней и нижней частей тела. И есть большое количество аналогий, которые это демонстрируют.
Тибетские Будды Майтреи с этой забавной диспропорцией внутриконтурных объёмов тоже встречаются. И всё это примеры XVI-XVII вв.
Но это не самое интересное в скульптуре Майтреи из коллекции Рерихов. Запястья бодхисаттвы обвивают стебли лотосов, на цветках расположены атрибуты: сосуд для омовений кундика возле правого плеча и ступа – возле левого. Это необычное расположение атрибутов.
Сосуд традиционного располагается возле левого плеча или в левой руке Майтреи. Так повелось с первых скульптурных изображений Майтреи.
При наличии парных атрибутов ступы и сосуда или колеса и сосуда, сосуд практически всегда находится слева. В этом легко убедиться, просмотрев скульптуры Майтреи с парными атрибутами, собранные в центральной витрине.
Здесь мастер поменял местами традиционные атрибуты и это делает скульптуру раритетной.
В коллекции семьи Рерихов много подобных "диковин", когда произведение вызывает интерес благодаря необычной иконографии.
Для того, чтобы распознавать такие раритеты, требуется очень хорошее знание иконографии и художественных традиций.
Этот удивительный Майтрея экспонируется в павильоне № 13 ВДНХ до 16 февраля 2025 г. Спешите успеть.
Литература
- Ганевская Э. В., Дубровин А. Ф., Огнева Е. Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура Северного буддизма IX–XIX вв. из собрания ГМВ. М. : Едиториал УРСС, 2004. С. 321.
- Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 180.
- Рерих Е. И. Письма Том I (1919-1933). М.: Международный Центр Рерихов, 1999. С. 165.
- Рерих Е. И. Письма Том IX (1951-1955 гг.) М.: Международный Центр Рерихов, 2009. С. 248.
- Рерих Ю. Н. Тибетская живопись. Самара: Агни, 2000. С. 64.
- Титова М. А. Образы Майтреи в произведениях тибетского искусства из коллекции семьи Рерихов. // Сибирь — страна великого будущего. Алтай — Рерих — Гребенщиков: Материалы научной конференции. Барнаул: Алтайский дом печати, 2024. С. 98-100.
- Титова М. А. Предметы декоартивно-прикладного искусства из коллекции семьи Рерихов. М.: Государственный музей Востока, 2022.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен