Найти тему
В Движении

"Легальный способ обойти утильсбор": какая экономия и в чём подводные камни

Приветствую! Совсем скоро нас ждёт беспрецедентное повышение утилизационных сборов, и частный ввоз является одним из способов избежать дополнительных платежей. Для частных лиц утилизационные сборы как были, так и остаются чисто символическими: при ввозе новой машины - это 3400 руб., при ввозе подержанной (старше трёх лет) - 5200 руб.

Это очень сильно контрастирует с утильсборами, которые платят юридические лица, - они измеряются сотнями тысяч рублей и миллионами. Более того, с 1 января некоторые категории автомобилей попадают практически в зону запрета, потому что утильсбор для них становится выше их стоимости за рубежом.

  • Я на некоторых примерах покажу, сколько удастся сэкономить за счёт частного ввоза автомобилей, и расскажу о подводных камнях этого способа.

Напомню, почему возникла эта разница между частным ввозом автомобилей и коммерческим. В 2012 году под давлением ВТО Россия стала снижать таможенные пошлины, но касалось это только юридических лиц. Правительство тогда придумало ход конём: на ту величину, на которую снижались таможенные пошлины, вводился дополнительный сбор, который назвали утилизационным.

Этот сбор фактически компенсировал выпадающие доходы из бюджета, возникающие из-за удовлетворения требований ВТО. Этот процесс шёл до 2019 года, тогда осенью последний раз для юрлиц снизились таможенные пошлины, и в 2020 году в очередной раз был увеличен утилизационный сбор.

Но после этого процесс ушёл в некий отрыв, то есть утильсбор стали просто повышать по требованию АвтоВАЗа. Поэтому стала появляться всё большая разница между таможенными платежами для физических и юридических лиц, и с 1 января 2025 года эта разница станет особенно заметной.

-2

Вот смотрите, возьмём автомобиль с объёмом двигателя 1,5 л, который стоит за границей 10000 долларов (грубо миллион рублей) - что-нибудь типа Chery Tiggo 4 Pro. Я буду называть суммы совокупного таможенного сбора, который включает и утилизационный сбор, и таможенную пошлину, и акциз, и НДС, если он применяется.

Так вот, 1,5 литра, 1 млн руб, частный ввоз - нужно на таможне оставить 541 000 руб. При коммерческом ввозе - 661 000 руб., а с 1 января придётся заплатить уже более миллиона, то есть разница с частным ввозом становится уже практически двукратной. Но новые машины с небольшими моторами - это, наверное, наименее явная категория для частного ввоза, потому что для других разница ещё больше.

Едем дальше, машина с объёмом двигателя 2,4 л стоимостью 2 млн руб: частный ввоз требует сейчас 1.380.000 руб., при коммерческом ввозе оставляем на таможне 1.671.000 руб. (на 300000 руб. больше - не такая существенная разница), но с 1 января нужно оставить уже 2.700.000 руб., то есть разница получается опять же двукратная.

Ещё больше эффект от частного ввоза для слегка поддержанных автомобилей (я брал возраст 4 года). Итак, объём двигателя 1,5 л: при частном ввозе нужно заплатить 268 000 руб. А для коммерческого ввоза сейчас нужно заплатить 945.000 руб., а с 1 января - 1.590.000 руб., то есть в сравнении с частным ввозом разница получается 1.300.000 руб., или пятикратно.

-3

Для объёма двигателя от 2 до 3 л (грубо говоря, везём подержанную Toyota Camry с двигателем 2,5 л): при частном ввозе нужно оставить 748.000 руб., при коммерческом ввозе - 2.200.000 руб., то есть даже сейчас разница практически трёхкратная.

А с 1 января нужно заплатить почти 3.800.000 руб. против, напомню, 748.000 руб. Разница - 3 млн руб., и даже для Toyota Camry это более чем ощутимая величина, потому что разница в утильсборах получается больше, чем стоимость этой Toyota Camry за границей.

Вообще схема частного ввоза - это не какое-то открытие, она используется давным-давно. Более того, например, для электромобилей она является основной с февраля 2024 года. Это связано с правилами сертификации: при ввозе электромобиля юрлицом нужно проходить очень сложную и дорогую сертификацию, и везут в основном на частников. Есть огромное количество фирм, которые этим занимаются.

Схема, по большому счёту, не является секретом. Это схема, при которой вы сами, как частное лицо, являетесь импортёром автомобиля. Основное ограничение: вы не можете продавать его в течение года после того, как приобрели. Если вы захотите это сделать, то вашему покупателю придётся доплатить разницу между частным утильсбором и коммерческим.

-4

Частый вопрос: нужно ли самому ехать за границу, чтобы ввести автомобиль как физическое лицо? Нет, конечно, не нужно. Один из способов - да, поехать, условно, в Германию и, как в девяностые, перегнать BMW лично себе. Сейчас, наверное, можно то же самое сделать с Китаем.

Но никто так не делает, потому что есть доставка в виде несопровождаемого багажа или доставка перевозчиком - пересылка в адрес физических лиц, когда некие фирмы выполняют за вас работы по перемещению машины, а вы продолжаете ожидать её дома и завершаете все процедуры в регионе своего присутствия.

Машина помещается на склад временного хранения прямо в вашем городе, в вашем регионе, и у вас есть 4 месяца на то, чтобы завершить все формальности: заплатить все таможенные платежи, включая утилизационный сбор, а также провести её сертификацию, то есть получить СБКТС (сертификат о безопасности колёсных транспортных средств).

-5

Это процедура проверки машины в сертифицированной лаборатории, она в целом очень похожа на техосмотр, чуть более углублённый, где в том числе изучаются документы на этот автомобиль. К сожалению, этих лабораторий по России очень мало, что создаёт определённый геморрой.

В чём подводные камни такого подхода? Во-первых, в этом случае вы несёте абсолютно все риски ввоза автомобиля. То есть если вы покупаете машину, которую везло юрлицо, то в случае каких-то проблем действует Закон о защите прав потребителей и вы можете этому юрлицу предъявить некие претензии.

Да, это не всегда может сработать, юрлицо может оказаться фирмой-однодневкой. Но если вы покупаете у какого-то серьёзного дилера, то по сути любые проблемы с этой машиной, которые возникли по вине импортёра, вы можете адресовать ему.

Если же вы возите машину самостоятельно, естественно, вы несёте ответственность за всё практически сами. Вы будете испытывать некую тревогу, потому что срок доставки автомобиля измеряется от 1-3 месяцев и более.

И это время машина будет идти по каким-то этапам, процедурам. Соответственно, если что-то будет меняться в геополитике, в обстановке, в санкционных режимах, то машина может где-то зависать, а где-то расходы могут оказаться больше, чем вы планировали изначально.

-6

Есть даже такой риск, как трудности перевода денег за границу. Вы можете найти по объявлениям некий автомобиль, списаться с его владельцем, он вам выставит счёт, но банально оплатить этот счёт становится всё сложнее, потому что, как вы знаете, очень многие банки, в том числе в дружественных нам странах - Казахстане и Киргизии, - всё более скептически смотрят на транзакции от российских граждан.

Бывает даже так, что у нас деньги ушли, а туда не пришли, и начинаются разборки, на каком же этапе и почему они застряли. Естественно, что при покупке машины, например, в Китае вам скорее всего понадобится опытный человек там, в Китае. Банально, "Зикр" не продадут российскому гражданину, там действует брокер, некий посредник, услуги которого тоже что-то стоят.

В целом вам придётся раскошелиться за доставку автомобиля. Я пытался узнать точные тарифы у компаний, но они не называют конкретных цифр, говорят, что всё очень сильно зависит от конкретных условий, от логистики, от страны, из которой вы хотите заказать этот автомобиль. Но в целом ориентируют на стоимость 7-10-15%.

Есть всегда риски нарваться на мошенников, потому что всё-таки эти сделки происходят хотя бы частично, но по предоплате. Так что если вы решились на покупку авто, таким способом, выбирайте большие, проверенные компании с репутацией их на самом деле немало.

Тем не менее, с 1 января интерес к частному ввозу должен возрасти, по крайней мере, для некоторых категорий машин. Вот если считать ту же самую подержанную Toyota Camry, то для неё 3 млн руб. разницы - это, конечно, весомый аргумент для того, чтобы заморочиться.

-7

Понятно, что АвтоВАЗ является одним из главных бенефициаров всей этой схемы, но его интерес - это всё-таки лишь одна часть истории. Да он получит компенсацию за утилизационный сбор, но большая часть утильсбора просто пойдёт в казну. И я думаю, что здесь на самом деле действует принцип "просто бизнес, ничего личного". Просто казне очень нужны деньги.

И моя теория в том, что правительство сейчас рассматривает покупателей автомобилей как некий зажиточный класс, который можно обложить налогом на богатство. Потому что действительно цены на автомобили настолько выросли, что сегодня какой-то средний человек с зарплатой 50-70 тысяч рублей практически лишён возможности купить новый автомобиль. А если вы покупаете машину за 3 млн, значит, у вас есть эти деньги. Значит, считает правительство, не зазорно часть этой суммы забрать в казну.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь, и пока!