Она приходит, садится и молчит! - Что с этим делать? - жалуется психолог на супервизии на свою клиентку.
У многих людей ситуация молчания вызывает тревогу. И это вполне объяснимо. В обычных жизненных ситуациях, если человек, с которым мы находимся в связи, вдруг перестал коммуницировать, очень вероятно, что произошло нечто, угрожающее отношениям, а это тревожно.
Но в терапевтической ситуации молчание не должно нас смущать. Молчание в терапии - это феномен, то есть очевидное проявление клиента в ситуации терапевтической сессии, и если относиться к нему как к феномену, который появился в ряду других феноменов (клиента, терапевта и окружающей среды), то у терапевта появляется большое поле для дальнейших действий.
Итак, клиент молчит. Что может сделать терапевт? Для начала, посмотреть на время и контекст, в котором возник феномен молчания. Когда клиент замолчал? Но первой сессии или нет? В начале встречи или в середине? Что произошло перед этим? О чем клиент и терапевт говорили? Чем закончилась предыдущая сессия?
Даже если клиент молчит в начале первой встречи, это всё равно не первый её феномен. Перед тем как замолчать, клиент каким-то образом записался к психологу и пришёл. Либо его записали и привели, если «заказчик» терапии не он сам, а, скажем, родитель подростка. В любом случае у нас есть предыстория, и мы можем к ней обращаться.
Без слов клиента у специалиста нет доступа к его вербальному содержанию. Но это не значит, что к клиенту нет доступа вообще. Кроме вербальных есть и невербальные проявления - поза, взгляд, движения, жесты, дыхание. Мы всегда можем после слов «клиент молчит» прибавить «и что-то ещё»: клиент молчит и смотрит исполобья, клиент молчит и громко сопит, клиент молчит, втянул голову и вжался в кресло… Невербальные проявления клианта будут очень важными для терапевта в случае, если молчание клиента связано со сложным состоянием, например, сильным стыдом.
Третьим важным источником информации является чувства и мысли самого психолога. (Имеются в виду чувства именно по поводу клиента. Чувства по поводу того, что терапевт думает о себе как о плохо работающем терапевте, ничего нового не скажут, и их лучше отнести супервизору)
Что испытывает терапевт, видя перед собой молчащего клиента? Тревожится за него? Скучает? Сгорает от любопытства? А что терапевт предполагает по поводу молчания? Что клиенту, похоже, стыдно касаться какой-то темы? Или, может, он давно хочет высказать ему, что недоволен ходом терапии, но не решается начать?
Теперь все феномены из этих трёх источников терапевт может сделать очевидными не только для себя, но и для клиента, если соберёт их вместе, например:
- Вы ничего не говорите, при этом тяжело дышите и смотрите в пол, хотя на прошлой встрече вы свободно говорили. Я начинаю тревожиться за вас и думать, что у вас произошло что-то серьезное. Может я могу что-то сделать для вас сейчас, чтобы вы могли начать?
- Вы уже долгое время молчите и крутите пуговицу. Мне интересно, почему? Сначала я думал, что вам нужно собраться с мыслями, но, подождав немного, я начал думать, что вы ещё не доверяете мне и этому пространству. Если это так, давайте я повторю, что любые наши разговоры здесь строго конфиденциальны.
- Я замечаю, что вы молчите и уже долгое время смотрите на меня прямо, не отводя взгляд. Мне уже неуютно и хочется куда-то деться от вашего взгляда. И мне очень любопытно, о чем ваш взгляд так «кричит»?
Это полноценная интервенция для ситуации молчания. Она несет в себе несколько важных посланий клиенту. Во-первых, что терапевт видит клиента и помнит его историю. Во-вторых, терапевт реагирует на клиента, клиент ему не безразличен. И наконец, что терапевт устойчив, сам остается в диалоге и продолжает приглашать в него клиента.
Возможно, эта интервенция не приведет к тому, что клиент сразу заговорит. Но скорее всего, она вызовет какое-то изменение. Например, клиент отреагирует новым невербальным сигналом, поменяет положение тела или вздохнет. Следующую интервенцию терапевт может построить по тому же принципу, но с учетом новых феноменов. И до тех пор, пока клиент может слышать, терапия будет продолжаться.
Автор: Ралько Андрей Александрович
Психолог, Гештальт-терапевт онлайн-консульт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru