Одно из самых ироничных, наверное, заблуждений о начале Великой Отечественной, появилось в тот момент, когда широкая публика узнала о том, что большую часть Вермахта составляли пехотные дивизии, которые были, вот неожиданность, пехотными, а основной их тягловой силой оставались лошади.
Поскольку пехота Вермахта успешно наступала без автомобилей, в то время как обороняющаяся пехота РККА страдала от дефицита оных, и родилась очередная серия мифов о "всепобеждающем орднунге" и "разбегающейся Красной Армии".
- данного гражданина, как пример, не смутило ни то, что 55-я СД (упомянутая в откомментированной им статье) сражалась с танковыми и моторизованными дивизиями 2-й Танковой Группы Вермахта, а не пехотными, ни то, что от места дислокации дивизии, до рубежа, на котором ей предстояло действовать совместно с другими дивизиями 47-го СК, было сто с лишним километров
- конечно, можно было оставить дивизию на месте, она бы спокойно дождалась окружения и, затем, была разгромлена уже пехотными дивизиями Вермахта, что нашагивали свои километры в сутки вслед за танками, не встречая организованного сопротивления
Потому что, увы, до многих эта информация пришла оторванной от своего контекста, за счёт этого и превращаясь в парадокс.
В реалиях 1930-1940-х годов, основу любой массовой армии составляли пехотные соединения. Самостоятельные механизированные соединения (дивизии и корпуса) только появлялись*, а более крупные формирования, подобные танковым группам Вермахта, кроме, собственно, Вермахта, имелись лишь в теоретических построениях и то, не всегда. В первую очередь, сказывался недостаток материальной части: многомиллионным армиям не хватало автомобилей, а автомобилям (в таком количестве) не хватило бы топлива и запчастей, но сказывалось и отставание военной теории и планирования от технических возможностей. Примером последнего может служить французская 1-я Армия в мае 1940-го года, почти полностью механизированная и моторизованная, способная выполнять роль "другого лома" против Танковой Группы Клейста, но использованная лишь для попытки (неудачной) быстро занять оборонительные рубежи в Бельгии.
- например, в Советском Союзе они появились летом 1940-го года, с формированием первых восьми мехкорпусов, каждый из которых включал две танковые и одну моторизованную дивизии, в свою очередь, в составе каждой из дивизий были танковые, мотострелковые и артиллерийские полки
- более ранние советские механизированные или танковые корпуса (1930-х годов), несмотря на схожесть названий, были простой "сборкой" из типовых танковых бригад, для самостоятельных действий не имевших достаточной численности собственной пехоты и артиллерии, а для поддержки стрелковых или кавалерийских соединений слишком громоздкие - проще было использовать те же бригады по отдельности, чем пытаться управлять сразу шестью сотнями, а то и тысячей танков через лишнее звено в виде штаба мехкорпуса, повесив всё их хозяйство на тыл кавалерии или стрелковых корпусов
Конкретно в Вермахте, повышенная "лошадность" пехоты была результатом планового распределения транспортных средств - в первую очередь, автотранспорт шёл танковым, моторизованным дивизиям и органам централизованного снабжения, что осуществляли подвоз и для пехоты. Да и сами пехотные дивизии вовсе не были полностью лишены механического транспорта, те их подразделения, которым требовалось быстрое развёртывание или передвижение (противотанкисты, разведка, связь, медслужба и т.д.), получали автомобили, мотоциклы, полугусеничные тягачи и, хоть и в совсем уж малых количествах, бронеавтомобили. Имелись в штатах пехотных дивизий Вермахта, и автомобильные колонны снабжения, там, где подвоз на упряжках из лошадей был бы слишком медленным или уязвимым (для подразделений самоходных штурмовых орудий, тех же противотанкистов и т.д.). Грузовой автомобильный транспорт был сосредоточен в распоряжении штаба начальника снабжения дивизии. Если взять за образец пехотные дивизии 1-й волны, штаты которых повторяли и большинство последующих волн, то в его хозяйстве из расчётного тоннажа колонн снабжения в 225 тонн, 90 тонн приходилось на автомашины, плюс отдельная автотранспортная рота, а централизованное снабжение топливом в пехотной дивизии осуществлялось только автотранспортом.
Если сравнивать со стрелковыми дивизиями Красной Армии, выделяя именно средства централизованного подвоза дивизии, то автотранспортный батальон имел бы, по штату военного времени, 126 грузовых (85 в роте подвоза боеприпасов) и 15 специальных автомобилей, включая 10 автоцистерн. И, помимо того, что ни одна из советских дивизий не имела полной укомплектованности по штату военного времени, даже этот штат сложно было бы назвать более моторизованным, чем у германских дивизий 1-й волны и ей подобных.
Проще говоря, ирония в том, что результатом "орднунга" было не невероятное "превозмогание" гитлеровской пехоты с тягой на скромных лошадках, а само оснащение пехотных дивизий, преимущественно, конным транспортом, причём в весьма впечатляющих объёмах. В артиллерийских полках пехотных дивизий численность конского состава была почти равна численности личного, а общее фактическое число лошадей по Вермахту, к июню 1941-го, превышало миллион голов*. Для сравнения, Красная Армия сопоставимые плановые 1,1 миллиона голов конского состава могла получить только после проведения мобилизации. В этом случае, поставки из народного хозяйства должны были составить 671 тысячу лошадей, что, нехитрым подсчётом, даёт 465 тыс лошадей на балансе Красной Армии на начало 1941-го года*, более чем вдвое меньше, чем у Вермахта, и это не рассматривая качества конского состава.
- А.Исаев "Десять мифов Второй Мировой", там же - 2.696 человек и 2.249 лошадей в артполку пехотной дивизии
- всего в пехотной дивизии - 5.375 лошадей, советской стрелковой - 3.039
- потребности по мобилизационным планам №9 и №23, известным как мобилизационные планы 1941-го года (МП-41), подсчитывались, имея точкой отсчёта начало 1941-го года
Стрелковые дивизии и проблемы тылового обеспечения РККА, в июне 1941-го.
По новым штатам мирного и военного времени, введённым в действие в апреле 1941-го года, стрелковая дивизия Красной Армии имела более лёгкий и моторизованный тыл, в сравнении с более ранними штатными расписаниями, за счёт чего значительно сокращалась численность личного состава в штате военного времени, при сохранении огневой мощи соединения. Но это же делало советские стрелковые дивизии более зависимыми от централизованного снабжения.
- в 1939-м году действовал штат с численностью военного времени в почти 19 тыс человек, в 1940-м - 17 тыс чел, апрельский штат военного времени 1941-го - 14,5 тыс чел
Между тем, централизованное снабжение само критически зависело от мобилизации, да и от развёртывания Красной Армии тоже. Стоит держать в уме, что автотранспортные части и подразделения Красной Армии находились в распоряжении своих корпусов, армий и управлений военных округов, и, хотя вокруг темы складов приграничных округов сложилась своя отдельная мифология о подготовке нападения Советского Союза на нацистскую Германию, складская инфраструктура ровно также распределялась по округам и армиям. Из 19 автотранспортных полков, 38 батальонов и 2 рот, только 9 полков и 14 батальонов* Красной Армии находились в приграничных военных округах, также из 887 действующих стационарных складов, только 340 были размещены в приграничных округах. Центральные склады Главного артиллерийского управления (ГАУ) Красной Армии в пяти приграничных округах, считая с Одесским и Ленинградским, содержали, например, только около 20% от всех запасов снарядов на балансе ГАУ.
- комплектность этих автотранспортных частей и подразделений, накануне Великой Отечественной, не превышала 40%
- по мобилизации предполагалось не только их пополнение, но и формирование новых - на основе полков должны были формироваться бригады, батальонов - полки и т.д., вплоть до развёртывания автомобильных депо в автотранспортные роты или батальоны
- данные - по "Статистический сборник Томского университета" и "1941-й. Уроки и выводы."
Поскольку именно система стационарных складов (начиная с армейского уровня, пополняемых ж/д транспортом) была "столпом", на котором стояло снабжение Красной Армии, их и требовалось приближать, насколько это возможно, к потребителю - глубина войскового тыла, определённая по принятому для уровня дивизии принципу "самовывоза" или, строгими терминами, снабжению "на себя", по предвоенным нормам, составляла всего 40 км для гужевого (конного) транспорта и до 75 км для моторизованного*. Диапазон 40-75 км и составлял то максимальное удаление стрелковой дивизии от складов армейского уровня, за которым стрелковой дивизии потребовалась бы помощь вышестоящих органов снабжения и, одновременно, максимально возможную глубину размещения армейских складов для снабжения дивизий в приграничной полосе - глубину войскового тыла.
- по "Артиллерийское снабжение в Великой Отечественной войне", книга первая, издание 1977-го года
- стрелковая дивизия организовывала снабжение аналогичным образом, создавая обменные/перевалочные пункты "дивизия/полк" и заполняя склады полкового уровня по тому же принципу "на себя" транспортом стрелковых и артиллерийских полков
- отдельного корпусного звена снабжения не предусматривалось
С учётом реального размещения и состояния войск, где от летнего лагеря стрелковой дивизии, до её полосы обороны (участка прикрытия на границе) может быть и 30, и 40 км, и ширины их полос обороны в 20-30 км, иногда и более (при нормальном расчётном фронте в 8-12 км в обороне), а штат дивизии соответствует мирному времени, с сокращённым числом машин и лошадей,
- для "десятитысячного" штата 4/100, предусматривалось наличие 74% автомашин, от полного штата военного времени
- для "шеститысячного" штата 4/120, предусматривалось наличие всего 28% автомашин, от полного штата военного времени
эти расстояния следовало бы считать меньшими, либо снабжение менее надёжным. На практике, проблемы эти не проявились в полной мере, поскольку не отмобилизованная и не развёрнутая РККА, в принципе, не имела достаточно сил и средств для отражения удара главных сил противника, а по окончании приграничных сражений обстановка изменилась необратимо. Но влияние на ход боевых действий в июне 1941-го было и весьма значительное. Соединения РККА оказывались крайне чувствительны к прерыванию снабжения, особенно, если находились в движении*. Разумеется, на вывоз содержимого стационарных складов, транспорта также не имелось, и потеря накопленных запасов приграничных округов, в начале войны, была следствием не "наступательного планирования", а принятой в РККА системы снабжения, критически уязвимой к переходу от положения мирного времени к военному.
- войсковые склады должны были содержать материальных запасов на 3 суток, продовольственных на 5-6 суток
- формально, под передвижной артиллерийский склад стрелковой дивизии (ПАСД) в её штате также выделялись автомобили и люди, но размер этих складов... (см схему выше)
Там же, где вставала проблема быстрой переброски войск, вне ж/д, как у 47-го стрелкового корпуса и его 55-й СД в примере выше, она могла быть разрешена только при помощи от вышестоящих органов тыла, не ниже уровня фронта, ни корпус, ни армия такого количества и качества транспорта, без мобилизации, просто не имели.
Мог ли фронт/округ её обеспечить, в условиях лета 1941-го? Нет, не мог.
В военно-исторических публикациях часто обсуждается пример с подачей топлива для 6-го механизированного корпуса, когда целый Западный округ/фронт сумел найти всего 300 тонн топлива для срочной передачи мехкорпусу - это проблема не общего наличия транспорта или топлива, его, очевидно, было гораздо больше, а доступности транспорта, тем более специального (автоцистерн или прицепов), под каждую отдельную задачу, в каждом конкретном месте. 55-я СД столкнулась ровно с той же проблемой, транспорт требовался в конкретном месте и в ограниченные сроки, и органы снабжения округа на эту потребность отреагировать просто не успевали.
Чтобы представить масштаб проблемы, надо учитывать, что в ходе мобилизации предполагалось сформировать 400-500 подразделений и частей снабжения в составе каждого из фронтов и до 100 в каждой из армий*. Между тем, с запада на восток Особые военные округа имели протяжённость в 400-600 км. Как пример, можно привести положение 10-й и 13-й Армий Западного Особого ВО. При том, что 13-я Армия должна была занять район прикрытия №3 (Бельский), фактически, в июне 1941-го она ещё только формировалась, находясь в районе Минска, в 300 км от Белостока, соответственно, на тыловых подразделениях 10-й Армии, помимо своего района прикрытия №2 (Белостокский), "висело" снабжение и стрелковых дивизий, и 13-го механизированного корпуса в районе прикрытия №3, тогда как органы снабжения 13-й Армии формировались вместе с ней, ещё по мирному времени, в глубине округа.
- по "1941-й. Уроки и выводы."
И, да, 10-я Армия - это тот самый "страх и ужас" засевший в Белостокском выступе с двумя механизированными и одним кавалерийским корпусами, чтобы чуть что "устремиться к Берлину", тут, главное, не думать о том, что у армии на пять стрелковых дивизий приходится 150-200 км линии потенциального фронта в двух районах прикрытия, а 13-й МК никуда со своего места не сдвинется, не имея транспорта. Не думать об этом и, вообще, думать как можно меньше, тогда миф о сосредоточении советских войск в Белостокском выступе для нападения на Германию, начнёт работать.
- это оказывается сюрпризом, почему-то, для многих интересующихся, но, если отразить, например, положение 16-й стрелковой дивизии в июне 1941-го, зеркально, по другую сторону советско-германской границы, она окажется чуть ли не на одном меридиане с Берлином, а учтена в численности Прибалтийского Особого военного округа/Северо-Западного фронта - такие вот бывают "войска сосредоточенные у границы"
Итоги.
В конечном итоге, главным отличием снабжения будет не разница в штатах соединений, а в их положении. При сравнении пехотных дивизий Вермахта и стрелковых дивизий Красной Армии, поддержка их со стороны вышестоящих органов различаться будет разительно. Мобилизационные мероприятия в Германии проводились ещё с осени 1940-го года, да и требовались они лишь потому, что, с окончанием кампании во Франции было проведено сокращение численности армии, в остальном же, Вермахт уже был отмобилизован.
Целенаправленное развёртывание на Востоке, против СССР, началось ещё в феврале 1941-го года, не считая более ранних мероприятий бывших, также, и частью дезинформационной кампании. Помимо переброски войск, шла подготовка и тыловой инфраструктуры, а также передача военного имущества от соединений остающихся на Западе, к тем, кому предстояло участвовать во вторжении в СССР - собственно, поэтому, за образец германской пехотной дивизии и возможно брать дивизии 1-й волны в штатах 1941-го года, хотя на Востоке были задействованы пехотные дивизии и менее моторизованных штатов, где нехватку машин возмещали ещё большим масштабом использования конной тяги, недоукомплектованных транспортом дивизий не было. Большей частью проблем тылового обеспечения Вермахта, включая его пехотные дивизии, был разнобой запчастей и стандартов для автотранспорта, куда свой вклад внесли ещё и французские трофеи, а также новая продукция французских заводов.
Что до Красной Армии, то степень укомплектованности её тыловых органов, от потребности военного времени, колебалась от 40% до 20%, в случае же с новыми армиями, находящимися в процессе формирования, от 10% и ниже. При потребности около 600 тысяч автомашин*, для полного развёртывания РККА, в наличии было всего 272 тысячи машин и, помимо нехватки в штуках, сказывалась нехватка в тоннаже грузовых автомобилей. Например, от требуемых 225 тысяч трёхтонных грузовиков ЗИС, в наличии было всего 104 тысячи, немалая часть из которых приходилась на специальные машины.
- на балансе Вермахта в июне 1941-го числилось, как раз, около 600 тысяч автомобилей, считая с полугусеничными
Кому жемчуг тылового обеспечения мелок, а кому щи пусты были в июне 1941-го, тут понять не так уж и сложно.