Найти в Дзене
Историк-любитель

Бронетехника Великобритании. Бронеавтомобиль Daimler Scout Car, он же «Динго», 1938

Оглавление

Казалось бы, с появлением танков, линия бронеавтомобилей должна была уйти в прошлое. Но в ходе подготовки к большой войне в тактике боевых действий разных стран появилось для них место. Разумеется, модели времён Первой Мировой Войны абсолютно не годились для боевых действий интербеллума и грядущей войны. Так появился бронеавтомобиль Daimler Scout Car, он же «Динго».

Daimler Scout Car, он же «Daimler Dingo». Фотография в свободном доступе.
Daimler Scout Car, он же «Daimler Dingo». Фотография в свободном доступе.

История создания бронеавтомобиля

Идея создания лёгкого разведывательного автомобиля, который одинаково хорошо выступал бы и в роли связных машин, появилась в британской армии, не сказать, что внезапно. Дело в том, что нечто подобное уже было на вооружении армии с конца 30-х годов, но на гусеничном ходу. Это несло свои недостатки – ужасно тихий ход, сильный шум при движении, а также недостаточно бронирование, что в сочетании с предыдущими факторами, подписывало танкеткам Мартеля смертный приговор.

Бронеавтомобиль во время ходовых испытаний. Фотография в свободном доступе.
Бронеавтомобиль во время ходовых испытаний. Фотография в свободном доступе.

Военные понимали, что нужна небольшая и скоростная машинка с повышенной проходимостью, желательно вооружённая. Но и вариантов особо не было – во-первых, маленьких машин в 30-е годы выпускали мало, а те, что были, оказались не сильно надёжными, что для армии и вовсе критично. Не найдя нужного в пределах страны, военные начали искать варианты за рубежом – вскоре им на глаза попался австрийский вариант бронеавтомобиля Austro-Daimler ADSK. Этот бронеавтомобиль, построенный компанией Steir-Daimler-Puch, был построен на базе армейского тягача, обшивался листами брони толщиной в 7 миллиметров и пулемётную башню. В серию этот автомобиль не пошёл, но оказал влияние на многие конструкции тех лет.

Тогда военные поняли – им нужно что-то подобное. Однако куда меньше размерами, более скоростное и лёгкое. И обязательно вооруженное пулемётом – орудие в такую машинку установить сложновато. Взяв за основу концепцию австрийского бронеавтомобиля, военные затребовали у конструкторов чертежи на такую же машину, достаточно жёстко ограничив требования к ней – масса не более трёх тонн, высота не более полутора метров, обязательно противопульное бронирование. Заказ был спущен сразу трём компаниям – Alvis, Birmingham Small Arms Company и Morris. Самый адекватный ответ предоставила компания из Бирмингема – автомобиль от этой компании успешнее прошёл полосу испытаний, а также оказался комфортнее для экипажа. Однако и его потребовалось доработать, изначальный вариант не устраивал военных от слова «совсем» - он имел открытый сверху и сзади кузов, а это было недопустимо.

Лёгкий разведывательный бронеавтомобиль, выставленный в музее военной авиации, Вирджиния, США. Фотография в свободном доступе.
Лёгкий разведывательный бронеавтомобиль, выставленный в музее военной авиации, Вирджиния, США. Фотография в свободном доступе.

Доработанный прототип существенно отличался от изначального – переднюю часть позаимствовали у Alvis Dingo (как, в принципе, и название), установили крышу и проработали систему полного привода. Этот вариант военных устроил больше и в 1939 году бронеавтомобиль был рекомендован к серийному производству. Производство небольшого военного бронеавтомобиля шло довольно неплохо – за шесть лет удалось создать больше 6,5 тысяч единиц бронеавтомобилей. При этом машинки довольно быстро обрастали модификациями, вызванными небольшими доработками по просьбе военных. Всего их было пять:

  • Scout Car, Mark I (Scout Car, Daimler Mark I) — базовая модификация с четырьмя управляемыми колёсами и сдвижной крышей боевого отделения, выпущено вместе с IA и IB 52 единицы;
  • Scout Car, Mark IA (Scout Car, Daimler Mark IA) — модификация со складной крышей;
  • Scout Car, Mark IB (Scout Car, Daimler Mark IB) — модификация с изменённой системой охлаждения, а также на части машин — управляемыми только передними колёсами;
  • Scout Car, Mark II (Scout Car, Daimler Mark II) — основная серийная модификация, к которой относилось подавляющее большинство выпущенных машин. Отличалась от Mk.IB наличием на всех бронеавтомобилях управления только передними колёсами, а также рядом мелких изменений;
  • Scout Car, Daimler Mark III — модификация, запущенная в производство в начале 1945 года, отличалась отсутствием броневой крыши боевого отделения и герметизацией моторного отделения.

Такие машины стояли на вооружении не только британской армии, но и стран Британского содружества. Повоевать они успели практически на всех театрах боевых действий Второй Мировой Войны, а на вооружении во многих странах находились до середины 70-х годов. Чем же вызван такой долгий срок для сравнительно маленького автомобиля?

Описание конструкции

Конструкция бронеавтомобиля несла несколько достаточно важных технических нововведений, которые по факту, сделали этот автомобиль прорывным. Однако эти же нововведения едва не загубили свежий проект, и если бы не реакция конструкторов, бронеавтомобиль «Динго» мог бы и выпасть из обоймы, едва туда попав.

Бронированный корпус

Корпус бронеавтомобиля – нестандартной формы, однако имел рациональные углы наклона верхних листов брони. Бронирование разнопрочное, лобовая броня состояла из листов толщиной в 30 мм, бортовые и кормовые листы имели толщину в 12 мм. В принципе, корпус не был чем-то особенным – примерно такое было во многих армиях и до, и после.

Корпус собирался комбинированным методом сварки и склёпывания отдельных бронелистов под рациональными углами наклона. Причем рациональные углы наблюдались во всех проекциях. Компактные габариты корпуса обеспечивались очень плотной компоновкой всех узлов и агрегатов бронеавтомобиля. Из-за этого в нём было только два места – водителя и командира машины (он ещё и пулемётчиком был при необходимости), причём водителю приходилось сидеть полубоком, что вызывало некоторые сложности в управлении машиной.

Слева место механика-водителя, справа - "табуретка" для командира машины. Фотография в свободном доступе.
Слева место механика-водителя, справа - "табуретка" для командира машины. Фотография в свободном доступе.

Эта же компоновка делала бронеавтомобиль очень опасным для экипажа – топливный бак располагался прямо за спинками кресел экипажа. Малейшее попадание какого-то осколка, бронебойной пули или наезд на замаскированную мину грозил смертью не только бронеавтомобилю, но и его экипажу – если не пострадают от попадания по машине, как минимум, получат серьёзные ожоги.

Эвакуационный люк и пример его использования. Фотография в свободном доступе.
Эвакуационный люк и пример его использования. Фотография в свободном доступе.

Вооружение

Штатного вооружения «Динго» не имел, но имел специальное универсальное крепление для личного оружия, которое позволяло устанавливать как ручной пулемёт Bren (бывший штатным оружием британской пехоты того времени), так и противотанковое ружьё. Однако чаще всего крепление использовали для пулемёта – ПТР на борту трясущейся машины толку не имело никакого, разве что в засаде. Бойница для оружия прикрывалась довольно крупным щитком, что подразумевало бы возможность применения и более тяжёлого вооружения типа станковых пулемётов, но никаких данных об этом я не нашёл. Равно как не нашёл данных о хотя бы попытках установить на бронеавтомобиль какое-либо артиллерийское вооружение.

«Динго» с установленным пулемётом. Фотография в свободном доступе.
«Динго» с установленным пулемётом. Фотография в свободном доступе.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

В качестве силовой установки было решено использовать шестицилиндровый двигатель Daimler объёмом 2,5 литра и выдающий 55 лошадиных сил. Этого хватало, чтобы машинка весом в три тонны «бегала» по шоссе со скоростью до 90 км/ч. Двигатель для своего времени был достаточно экономичным, и сравнительно небольшой (по военным меркам) топливный бак объёмом в 300 литров обеспечивал до 350 километров хода. При этом двигатель был по-армейски бескапризным, не требовал высокой квалификации для ремонта и обслуживания.

Командир, он же радист, он же пулемётчик бронеавтомобиля «Динго» что-то докладывает по радиосвязи. Фотография в свободном доступе.
Командир, он же радист, он же пулемётчик бронеавтомобиля «Динго» что-то докладывает по радиосвязи. Фотография в свободном доступе.

Чего не скажешь о трансмиссии – в её состав входила новинка, а именно преселекторная коробка передач, оснащённая гидравлической муфтой. Эта конструкция позволяла давать бронеавтомобилю по пять передач на передний и задний ход. И эта же трансмиссия выдавала привод на все четыре колеса, что в сочетании с новой рулевой системой позволяло поворачивать всеми четырьмя колёсами сразу. Такая конструкция обеспечивала разворот на пятачке всего в 7 метров, но одновременно с этим несла проблемы для неопытных водителей – они очень долго привыкали к управлению этой машины. Именно поэтому в машинах, начиная с третьей серии, поворотными были только передние колёса.

Ходовая часть была относительно низкой – вся конструкция машины направлялась на понижение заметности. Подвеска – независимая пружинная, с ходом в 20 см позволяла бронеавтомобилю уверенно преодолевать любые неровности грунта. Машина передвигалась на четырёх литых колёсах, что исключало любую возможность прокола, поэтому в комплекте машины не было запасных колёс.

Органы наблюдения и связи

В качестве установки связи использовался широко распространённый танковый радиопередатчик №19, обеспечивавший связь на дистанциях до 16 километров, без всяких шифрующих компонентов. Работать со станцией надлежало командиру машины (он же пулемётчик при необходимости). Визуальное наблюдение за полем боя осуществлялось через смотровые щели, а на марше водитель и командир бронеавтомобиля могли поднять щитки для увеличения обзора.

Боевое применение и оценка проекта

Впервые «Динго», как назвали конечный бронеавтомобиль, поступил на вооружение 1 бронетанковой дивизии и 4 Королевского Нортумберлендского фузилёрского полка, входивших в состав Британских экспедиционных сил во Франции. Шустрая, небольших габаритов бронированная машинка, быстро снискала признание в вооружённых силах. Бронеавтомобили уже тогда раскрыли свой боевой и разведывательный потенциал, однако первое же их применение в боевой обстановке вышло неудачным – британские войска во Франции были достаточно быстро разгромлены, и выжившие машины из числа тридцати первых «Динго», что были поставлены в войска, бросили на пути к Дюнкерку во время большого отступления.

Трофейная «Динго» с немецкими опознавательными знаками. Изображение в свободном доступе.
Трофейная «Динго» с немецкими опознавательными знаками. Изображение в свободном доступе.

Но несмотря на это, «Динго» были востребованы в армии. Да, потребовали отказаться от непривычной схемы поворотов с использованием всех четырёх колёс, несколько упростили кое-что, но на вооружении оставили. Использовали их на всех театрах боевых действий, а итальянцам «знакомство» с этим бронеавтомобилем даже помогло создать свою машину, по образу и подобию. Британские машинки оказались настолько удачными, что находились на вооружении армии вплоть до 1952 года, пока не были заменены более современной моделью бронеавтомобиля. Тем не менее, в никуда «Динго» не канули – их продали в другие страны, где они благополучно прослужили до середины 70-х годов, после чего были окончательно списаны в утиль за устарелость.

Заключение

Обсуждаемый в данной публикации бронеавтомобиль – едва ли не единственное, что удалось британцам сделать хорошо в те годы. Машинка действительно была хорошей – отдельные экземпляры на ходу до сих пор, а это о чём-то говорит. Ну а нам можно с чистой совестью перелистнуть ещё одну страницу из истории бронетехники Великобритании.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!