Найти тему
Infinita Book

Джотто ди Бондоне: флорентийский новатор + 7 работ

Вид на Санта-Мария-дель-Фьоре и Кампанилу Джотто, Флоренция
Вид на Санта-Мария-дель-Фьоре и Кампанилу Джотто, Флоренция

Джотто ди Бондоне (ок. 1266 - 1337), знаменитый гений, находится на вершине великолепной итальянской художественной эпохи. Его реалистичность видения открыло новые пути для художников, раскрывая бесконечное богатство человеческих эмоций.

Джотто — первый живописец со времен античной Греции, прославившийся при жизни. Его имя стало символом величия, а выдающиеся умы того времени восхищались его даром. Художник в основном творил в сердце Флоренции, но его талант привлекал внимание и за её пределами. Тем не менее прошло много лет после его смерти, прежде чем его произведения были подробно изучены и описаны.

Первый биограф великого живописца и архитектора Джорджо Вазари в знаменитом произведении "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев" утверждал, что Джотто родился в 1276 году, но источник, более близкий ко времени жизни Джотто указывает, что он скончался в возрасте около семидесяти лет в 1337 году, что наводит на мысль, что он мог родиться в 1266 или 1267 году. Некоторые современные исследователи предполагают, что это произошло в 1270 году.

"Мадонна Оньиссанти", 1300-е гг., Галерея Уффици, Флоренция
"Мадонна Оньиссанти", 1300-е гг., Галерея Уффици, Флоренция

Считается, что отец художника по имени Бондоне, был фермером. Вазари рассказывает, что в молодости Джотто помогал отцу на ферме, пас овец. Но самая чарующая легенда связана с моментом, когда его талант был обнаружен.

Однажды, когда Джотто было всего десять лет, он нарисовал на куске камня овцу. Проходя мимо, знаменитый флорентийский художник Чимабуэ заметил его рисунок. Он был поражен мастерством мальчика и немедленно попросил отца Джотто разрешить ему принять мальчика в свои ученики.

Взятие Христа под стражу (Поцелуй Иуды), 1306 г., Капелла Скровеньи, Падуя
Взятие Христа под стражу (Поцелуй Иуды), 1306 г., Капелла Скровеньи, Падуя

Такие сентиментальные истории, вплетённые в биографии художников, порой могут быть выдуманными. Исследования, увидевшие свет в 1999 году, подвергают сомнению предположение о том, что отец Джотто был фермером. Скорее всего, он был кузнецом во Флоренции. Однако, факт того, что Джотто был учеником Чимабуэ, остается непреложной истиной.

Чимабуэ, великий художник своего времени, вероятно, привлекал самых талантливых юношей в свою мастерскую. Современники считали Джотто его преемником, что подтверждает Данте в "Божественной комедии".

Вероятно, Джотто посвятил большую часть 1280-х годов своему обучению. Тогдашние записи указывают, что он владел домом во Флоренции. Позднее упоминания о нём связаны с недвижимостью и инвестициями, подчёркивая его финансовую состоятельность и деловые способности.

"Страшный суд", 1306 г., Капелла Скровеньи, Падуя
"Страшный суд", 1306 г., Капелла Скровеньи, Падуя

Первой и единственной работой Джотто, которую смело можно датировать, является серия фресок, украшающих внутреннюю часть Капеллы Скровеньи в Падуе. Эта капелла, возведённая для Энрико Скровеньи, одного из наиболее влиятельных горожан, возвышается на месте бывшего римского амфитеатра, отсюда и второе название — дель Арена.

Скровеньи купил землю в 1300 году, а капелла была освящена через пять лет. К тому времени Джотто уже был мастером фрески. Его работы, выполненные для капеллы, относятся к периоду с 1303 по 1306 годы. Фрески в капелле Скровеньи, скрытые под сводчатым перекрытием, изображают события из жизни Иисуса, Богородицы и её родителей — Святой Анны и Святого Иоакима.

"Рождение Богородицы", 1306 г., Капелла Скровеньи, Падуя
"Рождение Богородицы", 1306 г., Капелла Скровеньи, Падуя

Фрески Джотто сияют разнообразием эмоций: его искусство точно передаёт жесты и выразительность лиц. Он мог изобразить любую историю, начиная от нежности Рождества и заканчивая горем плакальщиц у тела Христа. Персонажи его фресок оживают, словно выходят за пределы плоскости, воплощая новое понимание объёма и массы, что отличалось от прежнего византийского стиля.

Сочетание глубокого понимания перспективы, реалистичного изображения человеческого тела и движения, а также умения передать текучесть тканей —всё это дало Джотто возможность создать убедительных, осязаемых персонажей на своих фресках. Современники не могли не заметить революционное влияние его натурализма и проникновенного восприятия пространства.

Флорентийский художник Ченнино Ченнини в 15-м веке верно подытожил вклад Джотто, сказав: "Джотто перевёл искусство живописи с греческого (то есть византийского) на латынь и сделал его современным".

"Стигматизация Святого Франциска", Базилика Святого Франциска в Ассизи
"Стигматизация Святого Франциска", Базилика Святого Франциска в Ассизи

Считается, что Джотто не ограничивался только работой в Падуе, но также творил во многих других городах Италии, включая Лукку, Милан, Римини, Рим и Урбино. Однако ранние свидетельства о его творчестве в этих местах не являются достаточно точными, чтобы однозначно связать его с какой-либо из сохранившихся картин. Кроме того, Джотто работал в Неаполе с 1328 по 1333 год по заказу короля города Роберта Анжуйского.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов среди историков искусства является его возможное участие в росписи церкви Сан-Франческо в Ассизи. Эта церковь, расположенная рядом с могилой Святого Франциска, стала объектом работ сразу после его канонизации в 1253 году. Самые талантливые художники того времени украшали её в период между 1260 и 1320 годами. Считается, что Джотто мог быть одним из них и создал великолепную серию из двадцати восьми сцен из жизни Святого Франциска. Однако некоторые ученые сомневаются в этом и предполагают, что эти фрески могли быть выполнены другими мастерами.

Землетрясение 1997 года нанесло серьезные повреждения как самому зданию, так и его росписи. Многие считают, что последующая реставрация была проведена недостаточно качественно и тщательно.

"Отречение мирских благ", 1320-е гг., Часовня Барди, Санта-Кроче, Флоренция
"Отречение мирских благ", 1320-е гг., Часовня Барди, Санта-Кроче, Флоренция

Принято считать, что Джотто был женат дважды и у него было не менее восьми детей. Его личность по большей части остаётся загадкой, хотя Джованни Бокаччо, автор знаменитого "Декамерона", описывает его как добродушного и остроумного.

В 1334 году Джотто вернулся во Флоренцию, где был назначен городским архитектором. В этой должности он разработал проект колокольни для кафедрального собора. Однако, к моменту его смерти в 1337 году был завершён только нижний ярус. Позже проект был изменен, но сооружение до сих пор называют "колокольней Джотто".

Кампанила кафедрального собора (Дуомо) во Флоренции, 1298-1359 гг.
Кампанила кафедрального собора (Дуомо) во Флоренции, 1298-1359 гг.

Похороны Джотто были публичными, его похоронили в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре. Никогда до этого таких почётных церемоний не устраивали художникам. Личность и творчество Джотто ознаменовали начало новой эпохи. Когда мы оцениваем его, важно помнить о том, что технические возможности в области живописи в то время были далеки от современных стандартов.

В Италии последователей и учеников мастера называют "джоттесками". В своих работах они стремились использовать технику и передать эстетику Джотто. Наиболее известны среди них представители семьи художников Гадди.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:

Сбор на подарок

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями:

#художники #джотто #искусство #архитекторы #музеи #флоренция