«Будь собой!» — самый дурацкий совет, который дают оратору. Каким собой? Заботливым, как дома с ребенком? Нежным, как с любимым человеком? Жестким, как с провинившимися подчиненными? Чтобы помочь оратору разобраться, каким его ждет аудитория, мы в Business Speech Science Research провели исследование среди московских предпринимателей.
Мы думали, что в понятие «хороший спикер» будут входить самые «статусные» профессии. Но результат оказался неожиданным. Согласно исследованию, для слушателя важнее не статус, а профессиональные навыки публичных выступлений.
Вот топ-5️⃣ профессий, среди которых чаще всего встречаются хорошие ораторы:
- 67,2% — бизнес-тренеры
- 41% — актеры
- 34,3% — журналисты
- 29,9% — политики
- 28,4% — бизнесмены / предприниматели
КАКИЕ КАЧЕСТВА ЦЕНЯТСЯ В ОРАТОРЕ?
Чувство юмора и знание темы. При этом для молодой аудитории важнее чувство юмора, для более зрелой — компетентность. Кстати, женщины чаще, чем мужчины, отмечали важность знания темы.
КАКАЯ ДИСТАНЦИЯ С АУДИТОРИЕЙ ОПТИМАЛЬНА?
Доверие больше вызывает спикер, который:⠀
- общается с аудиторией на равных, ведет себя свободно и умеет шутить;
- неформален в поведении, говорит просто и понятно.
Это указывает на короткую дистанцию со слушателем. Неформальность в поведении также связана с демократическим стилем в одежде. Оратору следует подчеркивать свой образ и поведением, и внешностью.
Некоторые респонденты хорошо относятся к более раскованному оратору, допускающему в речи сленг. Они предпочитают использование сторителлинга, ярких запоминающихся примеров. И они же реже отмечают важность новой информации в выступлении.
КАКОВ ГАРАНТ ХОРОШЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ?
Здесь респонденты выделили 2️⃣ категории:
- интересное содержание выступление (новая информация);
- вовлечение аудитории.
Демократичность проявляется не только в речи и манере одеваться. Важно выстраивать контакт с аудиторией: задавать вопросы, устраивать голосование, приглашать добровольца из зала для демонстрации примеров.
ЦЕНИТСЯ ЛИ ЭКСПЕРТНОСТЬ И АВТОРИТЕТ ОРАТОРА?
Важнее всего баланс между авторитетом и позицией «на равных». Однако, можно уйти в крайность, но только в одну — позицию «на равных».
ЧТО ВАЖНЕЕ: СОДЕРЖАНИЕ ИЛИ ПОДАЧА?
Содержание или подача? Факты или яркие образы и личные истории? Нельзя жертвовать ничем. Вокруг много информации, а значит к ней большие требования: факты должны быть проверенными, а подача яркой и понятной.
КАК ОЦЕНИВАЮТ ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ?
Есть ли разница между теми, кто никогда не был в роли спикера, и теми, кто часто выступает перед аудиторией? По-разному ли они относятся и оценивают публичные выступления? Исследование обнаружило, что люди с опытом публичных выступлений намного больше ценят эмоциональный компонент выступления. Ведь они на себе испытали, как важно уметь работать с эмоциями публики. Эти приемы могут быть незаметны со стороны или им не придается особого значения, но на практике от них очень многое зависит.
4 ВЫВОДА НАПОСЛЕДОК
1️⃣ Во всем важна демократичность: дистанция со слушателем, речь, одежда и пр.
2️⃣ На эффект даже от проверенных приемов могут влиять пол, возраст и опыт вашей аудитории.
3️⃣ Юмор — важный элемент любого выступления.
4️⃣ Ваша аудитория ждет интересное содержание, яркие примеры и истории. Но больше всего она жаждет вовлеченности. Так дайте ей это!
Это была лишь информация к размышлению. Будет странно, если вы всю жизнь говорили сдержанно и вдруг начнете балагурить, прыгать и сыпать шутками. Поэтому советую проанализировать результаты исследования и подумать на досуге, а как именно вы можете выглядеть перед аудиторий.