Найти тему
Никита Непряхин

Как определить «хорошего спикера»?

Оглавление

«Будь собой!» — самый дурацкий совет, который дают оратору. Каким собой? Заботливым, как дома с ребенком? Нежным, как с любимым человеком? Жестким, как с провинившимися подчиненными? Чтобы помочь оратору разобраться, каким его ждет аудитория, мы в Business Speech Science Research провели исследование среди московских предпринимателей.

Мы думали, что в понятие «хороший спикер» будут входить самые «статусные» профессии. Но результат оказался неожиданным. Согласно исследованию, для слушателя важнее не статус, а профессиональные навыки публичных выступлений.

Вот топ-5️⃣ профессий, среди которых чаще всего встречаются хорошие ораторы:

  • 67,2% — бизнес-тренеры
  • 41% — актеры
  • 34,3% — журналисты
  • 29,9% — политики
  • 28,4% — бизнесмены / предприниматели

КАКИЕ КАЧЕСТВА ЦЕНЯТСЯ В ОРАТОРЕ?

Чувство юмора и знание темы. При этом для молодой аудитории важнее чувство юмора, для более зрелой — компетентность. Кстати, женщины чаще, чем мужчины, отмечали важность знания темы.

КАКАЯ ДИСТАНЦИЯ С АУДИТОРИЕЙ ОПТИМАЛЬНА?

Доверие больше вызывает спикер, который:⠀

  • общается с аудиторией на равных, ведет себя свободно и умеет шутить;
  • неформален в поведении, говорит просто и понятно.

Это указывает на короткую дистанцию со слушателем. Неформальность в поведении также связана с демократическим стилем в одежде. Оратору следует подчеркивать свой образ и поведением, и внешностью.

Некоторые респонденты хорошо относятся к более раскованному оратору, допускающему в речи сленг. Они предпочитают использование сторителлинга, ярких запоминающихся примеров. И они же реже отмечают важность новой информации в выступлении.

КАКОВ ГАРАНТ ХОРОШЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ?

Здесь респонденты выделили 2️⃣ категории:

  • интересное содержание выступление (новая информация);
  • вовлечение аудитории.

Демократичность проявляется не только в речи и манере одеваться. Важно выстраивать контакт с аудиторией: задавать вопросы, устраивать голосование, приглашать добровольца из зала для демонстрации примеров.

ЦЕНИТСЯ ЛИ ЭКСПЕРТНОСТЬ И АВТОРИТЕТ ОРАТОРА?

Важнее всего баланс между авторитетом и позицией «на равных». Однако, можно уйти в крайность, но только в одну — позицию «на равных».

ЧТО ВАЖНЕЕ: СОДЕРЖАНИЕ ИЛИ ПОДАЧА?

Содержание или подача? Факты или яркие образы и личные истории? Нельзя жертвовать ничем. Вокруг много информации, а значит к ней большие требования: факты должны быть проверенными, а подача яркой и понятной.

КАК ОЦЕНИВАЮТ ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ?

Есть ли разница между теми, кто никогда не был в роли спикера, и теми, кто часто выступает перед аудиторией? По-разному ли они относятся и оценивают публичные выступления? Исследование обнаружило, что люди с опытом публичных выступлений намного больше ценят эмоциональный компонент выступления. Ведь они на себе испытали, как важно уметь работать с эмоциями публики. Эти приемы могут быть незаметны со стороны или им не придается особого значения, но на практике от них очень многое зависит.

4 ВЫВОДА НАПОСЛЕДОК

1️⃣ Во всем важна демократичность: дистанция со слушателем, речь, одежда и пр.

2️⃣ На эффект даже от проверенных приемов могут влиять пол, возраст и опыт вашей аудитории.

3️⃣ Юмор — важный элемент любого выступления.

4️⃣ Ваша аудитория ждет интересное содержание, яркие примеры и истории. Но больше всего она жаждет вовлеченности. Так дайте ей это!

Это была лишь информация к размышлению. Будет странно, если вы всю жизнь говорили сдержанно и вдруг начнете балагурить, прыгать и сыпать шутками. Поэтому советую проанализировать результаты исследования и подумать на досуге, а как именно вы можете выглядеть перед аудиторий.

Подписывайтесь на Telegram-канал Никиты Непряхина.