В науке о счастье, которую я изучаю, существует много исследований, свидетельствующих о том, что счастливые люди здоровее и дольше живут; успешнее в карьере и больше зарабатывают вне зависимости от уровня образования; чаще создают и сохраняют семьи; они более щедры и чаще помогают другим людям и т.д.
Мне удалось найти исследования про то, что счастливые люди быстрее и лучше осваивают языки. Это было неожиданно. Обычно, когда речь заходит об успешности в изучении языка, это объясняется это языковыми способностями, а не индивидуальным уровнем счастья.
О том, как это работает на практике, я поговорила с Еленой Гапоновой, преподавателем английского и основателем онлайн-школы английского языка для взрослых, автором канала “Гапонова и ее английский”.
Давай с места в карьер. Ты согласна с мнением ученых, что счастливые люди лучше учат языки? Если да, поделись своими соображениями или конкретными примерами.
Да, конечно! Языки учат люди, которые имеют дисциплину + у которых много любознательности. Любознательность и любопытство – они уже сами по себе про радость. И они же дают человеку заходить в новую учебу, оставаться в ней, продолжать дальше. А дисциплина и элементы будничного достигаторства (на урок сходил, галочку в голове поставил) – это про постоянный источник дорогого дофамина. “Дорогого” в смысле качественного. У человека реальные результаты, а от них - ощущение выполненности. И счастливые люди уже знают себя, знают, откуда эти эмоции брать, поэтому идут в изучение языка, например.
В науке о счастье, которую я изучаю, большое значение придается определенным чертам характера, которые делают их обладателей счастливее остальных: оптимизм, эмоциональная устойчивость, открытость, любознательность, экстраверсия, интеллект. А какие черты характера способствуют лучшему изучению иностранного языка?
Любознательность – точно да! Я так люблю наблюдать, когда у студента вызывает восторг какое-то красивое выражение. Это ещё и умение замечать, умение видеть красоту. Она же не только визуальная, красота еще и в речи, в точности высказанной мысли, выборе слов. Я бы добавила к оптимизму ещё и способность к принятию и стабильную самооценку. Поясню: учить любой язык долго, по дороге так или иначе встретятся кочки “не получается запомнить”, “мне не дано”, “остальные вон насколько лучше меня”, “я не вижу прогресса”. Когда человека это выбивает в состояние “я бездарь”, то он реально может бросить. Умение принять ситуацию, когда становится немного муторно, и остаться оптимистом - залог успеха. Для того, чтобы двигаться дальше, иногда в результат нужно просто верить.
Я люблю учить иностранные языки и всегда выбираю обучение в группе. Мне всегда инстуитивно казалось, что так мне лучше заходит, хотя я интроверт. Как работает групповое обучение, можешь объяснить?
О, люблю эту тему! Исторически язык учили в группах, и под группы разрабатывалась методика, большинство исследований – про группы. Группа позволяет создать максимальное разнообразие коммуникативных ситуаций: ролевые игры типа заказать кофе, дебаты, споры, обсуждения. И всё это – с людьми своего уровня знания языка, то есть вы с одногруппником равны. Когда твой собеседник одного с тобой уровня, он иногда делает какие-то ошибки, но ты в целом его понимаешь, то это очень освобождает: пропадает языковой барьер. Мозгу видно, как это выглядит со стороны, а выглядит – нормально, потому что в целом всё понятно, что он там говорит. И тут происходит чудо: оказывается, что можно не бояться ошибок. Еще в группе студенты друг об друга учатся: у всех чуть-чуть отличается уровень в разных аспектах, и мозг часто схватывает что-то совершенно внезапное. При этом я не говорю, что индивидуальные занятия надо запретить, что вы! Для многих целей они очень хороши. Но гибкость в выборе тем, когда вы занимаетесь индивидуально, может сыграть злую шутку: вам интересно то, что и так уже есть у вас в поле зрения, это вы и наращиваете. А хороша та программа, которая насильно приносит вам что-то внезапное.
А еще группа очень хороша тем, что у вас появляются единомышленники, с которыми интересно и которые поддержат на этом пути.
В изучении языка, как и любом другом обучении, почти все кажется зависит от личности и профессионализма преподавателя. В исследованиях счастьеведов, я прочитала, что одним из ключевых факторов, кроме выше перечисленных, является субъективное благополучие педагога, его уровень счастья. Это оказалось неожиданным. Ты согласна с этим мнением? Если да, то как это работает? В вашей школе работают счастливые люди?
Абсолютно согласна. Уровень счастья человека мне сложно оценить, когда я принимаю человека на работу. Но вот на что можно посмотреть, так это все те же самые вещи - любознательность и любопытство, интерес к своей работе (когда человек планирует урок с восторгом, это не спрячешь), спокойная уверенность в своём профессионализме и дружелюбие к другим.
Согласитесь, я сейчас описала очень приятного человека! Урок – это обмен энергией, потому что это коммуникация. Преподаватель здесь – фасилитатор этого общения, его роль принципиальна. Поэтому я очень щепетильно отношусь к тому, какую энергию человек понесет студентам.
Любой, кто когда-то искал языковую школу и преподавателя английского сталкивается с огромным числом авторских методик. Понять будет ли она работать не специалисту сложно. Ваша школа работает по методике Cambridge. Почему вы ее выбрали?
Потому что она работает. В нашем деле поздно изобретать велосипед. Люди учат иностранные языки с тех пор, как протоязык разделился на разные языки. Изобретено уже всё. Потом это “всё” было обдумано и записано. Когда человек продает занятия по “авторской методике”, есть следующие варианты: у него мало знаний по методике и он не знает, кем и когда этот вариант действий был описан и как назван; или это маркетинговый трюк.
Многие люди, у кого не было успешного опыта изучения языка, очень хотят поверить, что можно перепрыгнуть ступеньку. Я очень хорошо их понимаю, страшно думать, что язык - это так долго. Но вариантов нет, магия “авторских методик” пока мало помогает пропустить этапы.
Во что ты веришь, но не можешь доказать?
Очень сложный вопрос, ничего не приходит в голову. Можно я вместо этого скажу про одну доказанную вещь, которую я отчасти отрицаю?
Есть исследования о предрасположенности к изучению языков, но я их очень не люблю и считаю, что такое не надо показывать людям. Потому что многие автоматически переводят это в “мне не надо” и “значит не надо пытаться”. Хотя, с одной стороны, иностранный язык – это количество вложенных часов и усилий + грамотный преподаватель; а с другой, иностранный язык – это просто навык, который дает огромное расширение жизненных возможностей и большую глубину проживания культурного опыта. При этом не нужно быть дико талантливым и обязательно учить до какого-то выдающегося уровня.
Что я не спросила, а это важно?
Выглядит так, будто учить язык – это слишком сложно. Я сама тут несколько раз повторила, что это долго. Это да, но! Если у вас есть хоть малейший интерес что-то делать или изучать, надо хвататься за недо сразу и не откладывать на никогда-нибудь! Всегда лучше попробовать, чем не попробовать. И большое дело – ловить искру интереса и развивать своё “хочу”. Счастливых людей отличает как раз то, что они живые, у них есть “хочу”.
Короткий блиц:
1. Что такое счастье в твоем понимании? Дай свое определение счастья.
Успевать иногда останавливаться в моменты радости и регистрировать их. При этом чувствовать себя живым - иметь полноту эмоций, всяких разных.
2. Что делает тебя счастливой в обычный день. Дай список из 5 мелких радостей жизни или аптечки счастья:)
- читать бумажную книгу
- тишина утром и стакан воды на балконе
- очень люблю вести утренние групповые занятия
- заниматься своими домашними растениями
- печь пироги вместе с дочерью
3. Какие твои эмоции дают тебе ощущение счастья?
Веселье с друзьями, удовлетворение от проделанного (за это люблю плавание), любопытство (тут на меня работают научно-популярные книги).
4. Твой совет книги или фильма по теме счастья.
4. Твой совет книги или фильма по теме счастья.
Я не буду оригинальна: сейчас вспомнилась книга “Hygge. Секрет датского счастья” и идея делать совместно, делать руками. По выходным мы с дочерью печем пироги – это вот ровно оно. У меня ощущение дома – от запаха из духовки. Я год назад переехала, и в первых выходные в новой квартире мне позарез надо было печь, чтобы у меня появилось ощущение, что это мой дом, что это моя кухня.