В Риме завершил свою работу XXV юбилейный Всемирный Философский конгресс, прошедший в этом году под девизом «Философия без границ» (Philosophy across Boundariesс). С докладом по философии культуры на тему «Философия культуры Ауробиндо Гхоша: от варварства, цивилизации и культуры к духовному преображению человека» выступил доктор философских наук, профессор Кафедры социальных наук и технологий Института базового образования НИТУ «МИСИС» Челышев Павел Валентинович. В этой статье он поделился своими впечатлениями о Конгрессе.
Всемирные философские конгрессы обычно проходят один раз в пять лет с 1900 года под эгидой Международной федерации философских обществ (FISP), и являются самыми крупными форумами в этой области. В официальных документах говорится, что цель этих мероприятий состоит в том, чтобы внести вклад в развитие профессиональных отношений между философами всех стран, продвигать философское образование и способствовать влиянию философских знаний на глобальные проблемы современности.
В Италии Всемирные философские конгрессы проходили уже трижды (в Болонье в 1911, в Неаполе в 1924 и в Венеции в 1958). Но в Риме их еще не было.
Конгресс открылся 1 августа поздним вечером торжественным музыкальным концертом в честь делегатов под открытым небом в Термах императора Каракаллы (итал. Terme di Caracalla), где древние римляне любили проводить время, обсуждая злободневные проблемы политической и экономической жизни страны.
Сам Конгресс проходил в древнейшем университете Рима Ла Сапиенса (итал. Sapienza – Università di Roma), основанном в 1303 году папой Бонифацием VIII.
Согласно официальному заявлению на церемонии закрытия на Конгрессе присутствовало 5723 человек из 109 стран. Доклады проходили жесточайший отбор: из 8626 представленных заявок комиссией была допущена к работе на форуме лишь половина – 4309 докладов, из которых 997 студенческих работ. Нашим студентам стоит подумать об участии в 2028 году на XXVI Всемирном философском конгрессе, который состоится в Токио.
Среди участников Конгресс были такие известные мыслители как итальянский философ и профессор Университета Генуи Эвандро Агацци, прочитавший заключительную лекцию. Однако, в силу своего преклонного возраста (89 лет) он, к сожалению, выступал on-line. Также можно было увидеть и пообщаться на сессиях с президентом XXIII Всемирного философского конгресса Уильямом Макбрайдом. Еще обратим внимание на Дэвида Джона Чалмерса, написавшего в 1996 году монографию «The Conscious Mind» или «Сознающий ум» и на профессора Джеффри Дэвида Сакса, американского экономиста и директора Института Земли Колумбийского университета.
Активно работал на Конгрессе профессор иностранных языков и философии Деменчонок Эдуард Васильевич, из Государственного университета Форт-Вэлли в штате Джорджии, США. Он включен в список 2000 выдающихся ученых XXI века и является лауреатом премии XXI века за достижения в области философии от Международного биографического центра в Кембридже, Великобритания.
К сожалению, на этом конгрессе отсутствовала официальная делегация из России, которая обычно занимала лидирующие позиции по активности и числу своих представителей – число членов доходило от 150 до 200 человек. Из наших крупных отечественных специалистов, приехавших на конгресс, можно указать лишь на Илью Теодоровича Касавина, член-корреспондента РАН, д.филос.н., заведующего сектором социальной эпистемологии Института философии РАН. Всего же из России по предварительным подсчетам, которые будут еще, конечно, уточняться, присутствовало на форуме 21 человек, представлявших ведущие вузы страны.
Скажу два слова относительно общей темы Конгресса – «Философия вне границ», которая вызывала определенное недоумение. Представляется, что все существует в определенных границах, перешагивание которых приводит к разрушению, а не объединению традиционных представлений о мире, человеке и обществе в той или иной национальной философии. Здесь заложено определенное противоречие между общей целью Конгресса и его результатом, на что совершенно справедливо указывала в своей статье "Философия вне границ" (к предстоящему XXV Всемирному философскому конгрессу) известный философ д.ф.н., проф. Степанянц, Мариэтта Тиграновна.
На пленарных заседаниях, симпозиумах, круглых столах и 89 секциях обсуждались самые разные философские вопросы онтологии, гносеологии, антропологии, социальной философии, философии техники, этики, эстетики, истории философии и проблемы национальной философии. Видимо поэтому, в традициях современной толерантности африканская философия была представлена даже двумя секциями.
Важно также отметить, что за последние годы, предшествующие Конгрессу, произошли определенные изменения в системе ценностей западноевропейских философов. Так, известный французский философ создатель теории деконструкции Жак Деррида, еще вчера бывший кумиром европейской философии, сегодня уже почти никого там не интересует – на 550 страницах Программы не удалось найти ни одного доклада, посвященного его творчеству у представителей Западной Европы. Деррида видел смысл своего творчества в преодолении традиционной европейской философии, но получилось все наоборот, западная философия «преодолела» самого Дерриду. Интерес к этому философу переместился в другие страны – китайские товарищи посвятили ему целых два выступления.
Многие философские вопросы нередко замыкались на проблеме социального и, особенно, гендерного неравенства, приобретающего на фоне развития современной глобальной цивилизации новые смыслы и тенденции развития. Здесь хотелось бы обратить внимание на симпозиум о роли женщины в истории философии. Особенно ярким было выступление Marie-Pauline Eboh из Нигерии.
Тем не менее, подобные социальные проблемы «гендерной войны полов» не смогли омрачить общей светлой атмосферы Конгресса. Благодаря своей древней истории и культуре Рим стал действительным местом духовного и интеллектуального стимулирования ученых со всего мира. Здесь уместно привести слова из приветственной речи президента итальянского организационного комитета Эмидио Спинелли (Emidio Spinelli), что «Рим вновь станет перекрестком для плодотворного общения самых разных людей. Принимая людей со всего мира, город станет отличной площадкой для представления и обсуждения своих собственных взглядов и предложений, своего особого и уникального подхода к миру». И это не осталось только благим пожеланием, а действительно воплотилось в работе Конгресса. Лично меня поражала настоящая любовь многих и многих ученых и преподавателей разных стран и народов к философии, которые приехали в Рим, несмотря на преклонный возраст и не простые погодные условия – температура в Риме доходила до 35 градусов тепла.
Нельзя обойти молчанием некоторые существенные изменения организационного характера, которые произошли в результате сложившейся политической ситуации в мире за последние два года. Все представители России во Всемирной философской организации были выведены из состава руководства. Теперь некому будет представлять интересы наших отечественных философов на международном уровне. Также не было ни одной секции, которую бы возглавляли отечественные ученые. Это касалось даже русской философии и философии марксизма, которые традиционно проводили отечественные философы.
Тем не менее, русские философы смогли обозначить свою позицию на конгрессе – русскую речь довольно часто можно было услышать как на секциях, так и на круглых столах и других мероприятиях, хотя администрация попыталась убрать русский язык из семи официальных языков Конгресса. Помогли решить эту проблему представители делегаций наших бывших русскоговорящих союзных республик из Средней Азии, выступивших в защиту русского языка. Международным языком общения оставался английский язык. Однако на секциях и круглых столах философы, если предоставлялась такая возможность, предпочитали говорить на своих национальных языках, китайцы на китайском, французы на французском, немцы на немецком, русские на русском. Главное, что в процессе общения никакой русофобии на Конгрессе не было замечено. Все делегаты относились друг к другу с искренним уважением.
Очень важно отметить, что руководство НИТУ МИСИС и нашего Института базового образования хорошо понимает задачи философии в современном мире и помогает кафедре СНиТ в это сложное время не просто «оставаться на плаву», но выйти на уровень международного общения.
Справка: Д.ф.н., проф. П.В. Челышев - автор многочисленных научных статей, пособий, учебников и монографий. Его последние работы – учебник по философии в двух томах и два пособия, вышедшие в 2024 году: «Хроники Илиона: духовно-нравственные основания истории» и «Религиозный фактор в структуре личности современных студентов», а также статья программного характера «Основной вопрос философии: диалектика субъекта и объекта познания в немецкой классической философии и марксизме».