Художник, который перепутал даже историков (но это не точно), или как отличить кисть от политического жеста в эпоху, когда все носят чёрное и притворяются, что разбираются в искусстве Если бы Анри Мартэн написал автобиографию, она бы начиналась так: «Родился в 1860-м. Историки, пожалуйста, не путайте меня с тем другим Анри — тем, который политик, масон и терпеть не мог русских. Я просто художник, который любит точки. Много-много точек». Увы, даже спустя полтора столетия его путают с тезкой-историком Боном Луи Анри Мартеном — человеком, подарившим миру 16 томов французской истории и, кажется, вечное недоразумение в Википедии. Но мы-то с вами не из тех, кто смешивает Сезанна с Сартром, правда? Сегодня — только о том Мартэне, чьи картины светятся, как экран iPhone на максимальной яркости, а биография запутаннее, чем сюжет «Твин Пикс». Анри Мартэн родился во Франции в 1860 году — в эпоху, когда парижские художники делились на два типа: те, кто пил абсент с Моне, и те, кто мечтал его превзо