Постимпрессионист, который превратил небо в Instagram до появления Instagram, или как французский бунтарь с кистью перехитрил всех, включая своего учителя
Если бы Гюстав Луазо родился в наше время, он бы, вероятно, вел блог о путешествиях, снимал таймлапсы облаков и набирал миллионы лайков за селфи с парижскими крышами. Но в конце XIX века ему пришлось довольствоваться холстами — и, кажется, он не прогадал. Этот французский художник, чьи пейзажи словно дышат, а небо меняет оттенки прямо у вас на глазах, стал легендой, о которой вы, возможно, не слышали. Исправляем эту несправедливость.
Из мясной лавки — в богему: как Луазо сменил нож на кисть
Гюстав Луазо появился на свет в 1865 году в Париже, в семье, чей бизнес был далек от арт-рынка: родители держали мясную лавку в Понтуазе. Юный Гюстав мог бы стать королем котлет и бароном бульонов, но вместо этого выбрал краски. Карьеру он начал декоратором — примерно как сегодняшний дизайнер интерьеров, который мечтает выставить свои работы в Лувре. Впрочем, вскоре Луазо понял: рисовать обои для буржуазных гостиных — это скучно. Куда веселее бросать вызов учителям.
В 1887 году он поступил в Школу декоративного искусства, но через год ушел, хлопнув дверью после ссоры с преподавателем. История умалчивает, спорили ли они о технике мазка или о том, кто последний брал терпентин, но факт остается фактом: Луазо стал художником-самоучкой. И, судя по всему, это был лучший карьерный шаг со времен Ван Гога, отрезавшего себе ухо.
Понт-Авен: Бретань, Гоген и рождение «штриховки»
В 1890 году Луазо отправился в Понт-Авен — бретонскую деревушку, которая тогда была чем-то вроде арт-коммуны для богемных мятежников. Там он встретил Поля Гогена, Эмиля Бернара и других художников, которые учили его двум вещам: а) пить абсент и б) экспериментировать.
Первое Луазо, судя по всему, игнорировал (его картины слишком светлы для похмельного бреда), а вот второе принял близко к сердцу. Он попробовал пуантилизм — технику, где изображение создается из точек, как сейчас делают NFT-арт. Но вскоре разработал свой фирменный стиль — «штриховку» (tremblis). Представьте, что кто-то взял кисть, вдохнул эспрессо и начал выписывать короткие, нервные мазки, создавая эффект вибрации. Это и есть Луазо. Его пейзажи словно дрожат от ветра, даже если на них нет ни одного дерева.
Небо как персонаж, или Почему Луазо — первый инфлюенсер облаков
Если бы Луазо писал портреты, он, наверное, изображал бы только лбы — чтобы побольше места оставалось для неба. Художник обожал облака. Его полотна — это ода переменчивости: свинцовые тучи, розовые закаты, ватные кучевые облака. Он превращал небо в главного героя, как позже Альфред Хичкок — в своих фильмах.
«Он писал небо так, будто это живой организм, — говорит искусствовед Мари-Лор Дешам. — Если бы в XIX веке были прогнозы погоды, Луазо стал бы их лицом».
Парижские улицы и бретонские церкви: урбанист с душой провинциала
Луазо обожал контрасты. Он изображал парижские площади, где экипажи мчатся мимо Бастилии, и тут же — бретонских рыбаков, тянущих сети. Его кипящий Париж напоминает современные таймлапсы мегаполиса, а деревенские сцены — ностальгические фильмы Уэса Андерсона.
Но главная фишка художника — серийность. Он мог писать один и тот же фруктовый сад в разные сезоны, как инстаграммер, помешанный на тематических рубриках. «Весенние почки», «Летний зной», «Осенний листопад» — это не хэштеги, а названия его работ.
Бунт против теорий: почему Луазо не нужны были рамки
В отличие от многих современников, Луазо не привязывался к манифестам. Он не был импрессионистом, пуантилистом или кубистом — он был Луазо. Его стиль — это смесь спонтанности и дисциплины, как джазовая импровизация, которая звучит идеально.
«Он искренне ненавидел правила, — смеется галерист Филипп Лебрен. — Если бы ему сказали, что постимпрессионизм требует рисовать только так, он бы нарочно сделал иначе».
Наследие: Что сказал бы Луазо, увидев наш мир?
Умер Луазо в 1935-м, оставив после себя пейзажи, которые сегодня разлетаются на открытки, обои для смартфонов и посты в Pinterest. Его «штриховка» вдохновила digital-художников на создание текстур для видеоигр, а любовь к небу — фильтров для фоторедакторов.
Если бы он жил сейчас, возможно, он водил бы блог о тревел-арте, снимал ролики для TikTok с облаками и спорил в твиттере с критиками. Но одно точно: он бы продолжал бунтовать. Потому что настоящее искусство — это не про то, чтобы вписаться в рамки. Это про то, чтобы раздвинуть их, как горизонт на его картинах.
P.S. Если вам когда-нибудь покажется, что небо скучное — посмотрите на работы Луазо. Или просто выпейте кофе. Возможно, это он вдохновил барриста на ту пенку в вашем капучино.