«Ну почему меня никто не понимает?», «Почему мне так одиноко и пусто?», «Я не понимаю, что чувствую…». Эмоциональный интеллект — одна из важнейших составляющих нашей психики, целая совокупность крайне полезных для нас ментальных навыков. Но эта часть нашего существа часто «блокируется» еще в раннем детстве или юности, и это приводит к серьезным последствиям во взрослой жизни. Главный врач нашей клиники, психиатр и психотерапевт Василий Шуров объясняет, как распознать у себя «запрет на эмоции», как он формируется, к чему приводит — и как «включить» свой эмоциональный интеллект.
Запрет на эмоции — главные признаки и последствия
Запрет на эмоции — это нарушение, при котором человек испытывает трудности с пониманием, выражением и передачей своих эмоций и чувств. Запрет на эмоции также может нарушать нашу способность к эмпатии и социальным навыкам — умению распознавать эмоциональное состояние других людей.
Низкий эмоциональный интеллект зачастую формируется еще в детстве и привносит множество проблем в нашу жизнь.
Проблемы с самоопределением и планированием. К сожалению, у нашей психики зачастую нет опции «отключать» только одну конкретную эмоцию, но при этом оставлять другую. Поэтому при подавлении конкретных болезненных чувств мы вынуждены подавлять саму возможность испытывать и проявлять эмоции. В результате нам тяжело что-либо ощутить — или разобраться, что конкретно мы чувствуем: эмоции и переживания кажутся очень запутанными и пугающими. Это мешает не только осознавать свое состояние в моменте, но и формулировать потребности и желания, принимать важные жизненные решения.
Что со мной происходит? Я не понимаю, что я чувствую по этому поводу…
Я не знаю, кем хочу быть и чем хочу заниматься…
Ну, родители сказали, что мне стоит работать адвокатом. Почему бы и нет? Я все равно не знаю, чего сам хочу…
Даже если мне не нравится моя работа, какой смысл ее бросать? Я все равно не понимаю, что мне хотелось бы изменить.
Трудности с эмоциональной саморегуляцией. Если мы долгое время подавляем эмоции, мы также не можем научиться полноценно регулировать свое эмоциональное состояние. Вместо спокойного осознания и анализа эмоций мы ищем способы подавить негативные переживания или вызвать у себя резкий эмоциональный всплеск.
Алкоголь и сигареты меня успокаивают! Это мой способ бороться со стрессом.
Экстремальные развлечения помогают мне почувствовать себя живым!
Трудности с отстаиванием личных границ. Нам тяжело не только полноценно осознать свои ощущения, но и донести их до окружающих, спокойно и понятно отстоять свои интересы, устранить дискомфорт и недопонимание здоровыми способами.
Я постоянно терплю до последнего, а потом просто ухожу или взрываюсь гневом…
Я часто жертвую своими интересами в пользу других людей, потому что они умеют объяснять, что им «сильнее надо»…
Я часто обижаюсь на окружающих, болезненно реагирую на критику, вступаю в конфликты. Почему люди такие странные и сложные?!
Если я начну объяснять им, что вызывает у меня дискомфорт, они примут меня за истеричку! Я ведь даже сама себе не могу объяснить, что именно не так…
Проблемы в отношениях. Сегодня люди все чаще вступают в отношения и строят союзы не просто ради более эффективного выживания и безопасной «ячейки общества», но прежде всего ради глубокой и доверительной эмоциональной связи, разделения чувств, поддержки и принятия другой личностью. Но если мы не умеем ощущать и регулировать свои эмоции, такие отношения построить крайне трудно.
Я просто не могу ему объяснить, что мне нужно! Неужели он не может догадаться сам?! Он же меня любит, разве он не должен все понимать без слов?..
Я не понимаю, чего она от меня хочет! Она так странно себя ведет, говорит что-то о чувствах, но я не могу разобраться в этом!
Я ощущаю, что мне приходится постоянно поддерживать какой-то ненастоящий образ себя в отношениях, и это утомляет… А еще мне страшно, что мой любимый человек в какой-то момент меня «раскроет» — и уйдет…
Родительство. Внутренний запрет на эмоции также усложняет воспитание детей. Если мы сами не можем понимать и справляться со своими эмоциями, в этом случае нам крайне сложно закрыть психологические потребности ребенка — обеспечить ему безусловную любовь, принятие, внимание и поддержку. К тому же, если мы сами не умеем регулировать эмоции, то нам сложно обучить этому навыку ребенка — скорее всего, мы будем пользоваться теми шаблонами воспитания, которые «достались» нам от наших родителей.
Успокойся! Не реви! Потерпи! Не веди себя, как маленький, включи голову!
Ой, твои проблемы яйца выеденного не стоят, подрастешь — поймешь. Соберись, просто не думай об этом, и не мешай мне своими глупостями…
Откуда берется запрет на эмоции?
Есть сразу несколько возможных причин внутреннего подавления и игнорирования эмоций. Эти факторы также могут перекликаться и объединяться.
Травматический опыт
Эмоции — это сложный психофизиологический процесс. Они формируются на фоне взаимодействия сразу нескольких внутренних систем:
- Лимбическая система. Это отделы мозга, которые формируют и регулируют эмоциональные реакции и гормональные изменения. Так, амигдала (миндалевидное тело) помогает распознавать внешние угроз и формирует страх, тревогу, раздражение и гнев. Гиппокамп (центр памяти) участвует в создании эмоциональных воспоминаний, помогает нам ассоциировать эмоции с событиями. А гипоталамус отвечает за нейроэндокринную деятельность мозга — регулирует гормональные процессы, связанные с эмоциями.
- Нейромедиаторы и гормоны. Это передатчики электрохимических импульсов между нервными клетками, а также передатчики команд от центральной нервной системы (головного и спинного мозга) к нашим внутренним органам. Они также играют большую роль в формировании эмоций и чувств: «гормон удовлетворения» дофамин, «гормон счастья и стрессоустойчивости» серотонин, «гормоны стресса» адреналин, норадреналин и кортизол, «гормон любви и привязанности» окситоцин.
- Периферическая нервная система. Это часть нервной системы за пределами головного и спинного мозга, которая связывает нашу центральную нервную систему с внутренними органами, а также органами чувств, которые помогают нам воспринимать внешние стимулы.
Поэтому наша эмоциональная сфера очень тесно связана с ощущением телесности: способности полноценно ощущать свое тело, осознавать изменения в его состоянии. И эта взаимосвязь — двусторонняя.
И из-за этого «блокировку» эмоций часто вызывает пережитый травмирующий опыт: жестокое обращение с ребенком в детстве, систематическое пренебрежение к его чувствам и потребностям, а также физическое и сексуальное насилие.
Я плохо ощущаю свое тело, чувствую себя каким-то неуклюжим…
Иногда мне кажется, что мое тело как будто не принадлежит мне, я как в скафандре…
Я плохо понимаю, чего хочет мое тело, и не привык прислушиваться к его сигналам. Могу очень долго терпеть боль и дискомфорт, отказываюсь от еды и сна ради работы и удовольствия, не иду вовремя в туалет…
Дисфункциональное воспитание
«Блокировку» эмоциональной сферы также может вызвать психологическое насилие. Прежде всего, это запрет на эмоции как один из методов дисфункционального воспитания.
Для чрезмерно строгих, требовательных, эмоционально холодных и инфантильных родителей хороший ребенок — «удобный» ребенок: он не должен проявлять ярких эмоций и чувств, или открыто выражать свои потребности и желания. Чтобы этого добиться, родители с детства учат ребенка скрывать и подавлять свои эмоции, прививают чувство стыда и вины за выражение переживаний.
Не реви, не будь плаксой! И не злись, будь хорошим мальчиком\девочкой! Поделись с ребенком! Обними бабушку!
Не смейся, как конь, и перестань бегать! Держи себя в руках, веди себя прилично, не заставляй меня краснеть!
Не прикидывайся! На самом деле, тебе не так больно!
Ты еще голодный и не наелся, доедай!
Мало ли чего ты там хочешь… Захочешь — перехочешь!
Терпи и делай, через «не могу»!
Мама с папой лучше знают, что тебе нужно!
Социокультурные особенности
В нашем обществе подавление эмоций — это общепринятая концепция.
От наших старших родственников — бабушек, дедушек и родителей — часто можно услышать установки, которые предполагают запрет на открытое выражение эмоций и желаний в социальных взаимоотношениях.
Будь поскромнее, будь потише, не высовывайся!
Поменьше рассказывай о себе, не делись чувствами и переживаниями — это могут использовать против тебя!
Поменьше рассказывай своим друзьям и знакомым о радостных вещах — не то сглазят!
Держи себя в руках, не давай волю чувствам — не то люди увидят в тебе слабость, не будут уважать!
Он какой-то слишком дружелюбный, — держись от него подальше, ему что-то от тебя нужно!
Такие установки формируют в нас тревожное, недоверчивое отношение к миру: мы запоминаем, что проявлять любые свои чувства в обществе — стыдно и небезопасно.
Социальные стереотипы
Запрет на эмоции также исходит от восприятия более широких социальных установок: гендерных стереотипов, нездоровых представлениях о рабочей эффективности и человеческих качествах.
Эмоции мешают в работе, серьезные люди умеют их подавлять. Я всегда должен быть рациональным, я должен руководствоваться только холодным рассудком!
Мужчины не проявляют эмоций! Я всегда должен быть спокойным, не должен выказывать слабость! \ Если я буду проявлять эмоции, меня точно не будут уважать в этом мужском коллективе! Я должна быть предельно рациональной и холодной!
Я всегда должна быть позитивной, я не должна допускать у себя «плохих чувств»! В любой ситуации нужно находить что-то хорошее и радоваться этому. Нельзя позволять себе злость или грусть! Только тогда я смогу называть себя осознанным человеком.
Как «разблокировать» эмоции?
Чтобы восстановить способность понимать, ощущать и выражать эмоции, нам нужно постепенно открывать и развивать эту часть себя.
Шаг 1 — знакомимся с эмоциями
Знакомиться со своими эмоциями и чувствами можно на двух уровнях — понятийном и телесном.
Понятийный уровень. Изучите таблицу эмоций и попробуйте соотнести свой жизненный опыт с разными переживаниями из таблицы. Сталкивались ли вы с этим чувством? По какой причине? Можете вспомнить, как ощущалась эта эмоция? Если трудно сосредоточиться на эмоции, можно ее «усилить» — например, подходящим воспоминанием, музыкой, запахами, фильмами и т. д.
Телесный уровень. Сосредоточьтесь на конкретных эмоциях, которые вызывают внутренний отклик и позволяют снова их пережить. Прислушайтесь к своему телу. Что именно вы ощущаете? Например:
- печаль — ощущение сжатия и уменьшения грудной клетки, тяжесть в мышцах, замедленное дыхание и пульс;
- обида — ощущение кома в горле и спазм шейных мышц, чувство сжатия в груди;
- стыд — прилив крови к лицу, ощущение жара в теле, слабость в ногах, ощущение неустойчивости тела, желание сутулить плечи и спину, опустить голову;
- гнев — ощущение жара в теле, напряженные мышцы, сомкнутая челюсть, сомкнутые кулаки, учащенное дыхание и повышенный пульс, прилив крови к лицу;
- радость — ощущение общей легкости и прилива энергии, тепло и чувство подъема\расширения в груди, учащенное дыхание и пульс;
- нежность — волна приятного тепла, разливающегося по телу из середины груди, глубокое и чуть сдавленное дыхание, желание тактильных прикосновений;
- спокойствие — расслабленность, равномерное дыхание и пульс, ощущение устойчивости своего тела.
Постарайтесь сосредоточиться на своей телесной реакции, прочувствовать ее в деталях. В дальнейшем пробуйте разбирать более сложные и тонкие чувства из таблицы (например, замешательство, вдохновение, зависть) и изучать, как реагирует на них ваше тело.
Шаг 2 — ведем дневник эмоций
Заведите дневник и приучайте себя отслеживать в нем свое эмоциональное состояние.
Дневником может быть как бумажная тетрадь, так и заметки в телефоне или специальное приложение — что для вас будет удобнее и приятнее.
Записывайте в дневник сильные эмоции и переживания, которые замечаете у себя за день. Заполнять дневник можно по такой схеме:
- эмоция\чувство — что я почувствовал?
- реакция тела — как конкретно ощущалось это чувство?
- поведенческая реакция — как я отреагировал на эту эмоцию в своем поведении?
- ситуация — почему я это чувствую, что произошло (внешние события, мои собственные мысли\переживания\беспокойства)?
- мысли — о чем я в тот момент думал\а?
- анализ— о чем говорит моя эмоция, чего я хотел в этой ситуации, что мне стоит делать в таких случаях в будущем?
По мере ведения дневника старайтесь фиксировать свои триггеры — ситуации, слова или поведенческие реакции, которые вызывают у вас особенно яркие переживания. Прислушивайтесь к ним, анализируйте причины.
Меня раздражает эта черта характера в людях! А почему так?
Я злюсь, когда она меня критикует. Почему?
Меня вдохновляет этот человек. Почему?
Шаг 3 — отделяем себя от эмоций
Негативные эмоции часто вызывают у нас 2 естественные реакции.
Избегание — хочется подавить, забыть, убежать.
Я завидую, но ведь это неправильно и постыдно… Нужно забыть об этом, я не хочу быть человеком, который испытывает зависть!
Поглощение — хочется полностью погрузиться, раствориться.
Ох, как же сильно я злюсь! Нужно все им высказать, накричать на них, отомстить!
Поэтому на этапе, когда мы анализируем эмоции, их причины и последствия, важно учиться воспринимать их с позиции Наблюдателя. Постарайтесь представить себя стоящим на берегу этой бушующей реки чувств — вы смотрите на них со стороны, поэтому можете спокойно рассмотреть и проанализировать, спокойно принять решение в отношении ситуации.
Да, я ощущаю и понимаю, что завидую. Это не делает меня плохим человеком, это естественно. Зависть может мне помочь: она знакомит меня с моими скрытыми потребностями и желаниями. Почему я испытываю зависть именно к этому человеку? Чему именно я завидую? А почему я не могу испытать\получить\иметь\уметь то же самое?
Да, я ощущаю и вижу, что злюсь. Эта злость не управляет мной, не дает мне права совершать необдуманные решения и поступать неэтично. Но она также не делает меня плохим человеком, не определяет меня. Злость — это мой защитник. Почему я злюсь в этой ситуации? Что именно меня задело? Что я могу сделать, чтобы больше такого не допустить? В какую полезную деятельность я могу трансформировать это чувство и энергию?
А вам знаком запрет на эмоции? Поделитесь своим опытом в комментариях!
Друзья! Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка и помощь в решении психологических проблем, если подозреваете у себя или близкого психическое расстройство — обращайтесь в наш центр.
Мы предоставляем полный спектр услуг в сфере психотерапии:
- Консультации психологов, психотерапевтов и психиатров – в клинике и на дому;
- Психотерапия: индивидуальная, семейная, групповая;
- Медикаментозная терапия;
- Лечение и реабилитация нарушений психики в стационарных и амбулаторных условиях.
Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.
И будьте здоровы!