Найти тему

Эмоциональный интеллект ребенка: как вырастить счастливого и благополучного человека

Оглавление

Эмоциональный интеллект ребенка — это умение распознавать эмоции по внешним признакам (мимика, жесты, поведение), определять причины их возникновения, а также способность управлять своими эмоциями. Заниматься развитием эмоционального интеллекта у детей можно и нужно как можно раньше. В этой статье мы расскажем о том, для чего нужно развивать эмоциональный интеллект у дошкольников и как это можно сделать.

Зачем нужен эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста

В последние годы теме эмоционального интеллекта уделяется пристальное внимание. Во многом благодаря бестселлеру Джона Готтмана «Эмоциональный интеллект ребенка» все большее количество родителей придают значение развитию этой стороны своих детей. Первое и основное правило, которое постигают мамы и папы, изучая тему эмоционального интеллекта, заключается в том, что подавлять эмоции ребенка категорически запрещено.

Обычно родители препятствуют выражению чувств ребенка:

  • «хватит кричать»;
  • «не реви»;
  • «прекрати злиться»;
  • «перестань ныть».

Подобные фразы воспринимаются детьми как установки, не позволяющие им чувствовать и проживать свои эмоциональные реакции. Следовательно, они снижают эмоциональный интеллект ребенка. Почему же он так важен и что дает человеку?

— Способность находить общий язык с другими людьми.

— Умение контролировать свои реакции, управлять эмоциями.

— Эмпатию, чуткое отношение к чужим проблемам, умение справляться со своими.

Человек с развитым эмоциональным интеллектом вызывает большой интерес у окружающих. У него много социальных связей, он востребован на работе, более уравновешен и потому реже страдает психосоматическими заболеваниям.

Чтобы обладать всеми этими преимуществами во взрослом возрасте, начинать развитие эмоционального интеллекта стоит еще в дошкольном периоде. Это задача родителей, психологов и педагогов ДОУ.

Как развить эмоциональный интеллект у ребенка

Самый доступный способ развития эмоционального интеллекта — обсуждение с ребенком эмоциональных реакций и чувств, которые он испытывает. Первоначально родители сами называют чувства ребенка в той или иной ситуации, объясняют причины их возникновения. Со временем ребенок учится самостоятельно определять, какие эмоции испытывает он сам, а в дальнейшем у него получается анализировать поведение других людей.

Не всегда малыш будет охотно разговаривать на тему своих чувств, потому что родитель фактически принимает на себя роль психолога, а к психологическому сеансу готов не каждый. Поэтому подобные занятия можно проводить в игровой форме. Расскажем о некоторых способах развития эмоционального интеллекта.

1. Карточки с эмоциями.

Можно создать самим или приобрести готовый набор картинок с разнообразными настроениями. Далее можно моделировать разные ситуации, например: «Какое у тебя настроение, когда ты выиграл в лото?» или «Какое у тебя настроение, когда тебя отругала мама?» и т.д. Предполагается, что ребенок будет выбирать из карточек подходящую. Сначала скорее всего у него будут ошибки, и это нормально. Чтобы кроха научился понимать, какие эмоции он испытывает в той или иной ситуации, их нужно проговаривать. Например, когда ребенок кричит и протестует против прекращения просмотра мультиков, задача родителей — объяснить ему: «Я понимаю, что ты расстроен, потому что я выключила мультики. Ты хотел бы посмотреть еще. Но сейчас нам пора ужинать, на сегодня мы уже посмотрели разрешенные 20 минут, остальное будем смотреть завтра, когда глазки отдохнут».

Малыши иногда не могут отличить эмоции на лице мамы, поэтому ее озабоченность и задумчивость могут принять за недовольство и грусть. Любое напряжение в мамином лице они воспринимают с тревогой и страхом. Чтобы научить навыку распознавания настроения других людей, взрослым следует объяснять и показывать, по каким приметам можно догадаться о чужих эмоциях.

2. Гримасы.

При желании можно обойтись и без карточек. Мама может сама показывать какую-либо эмоцию своим лицом и жестами, предлагая малышу угадать ее. Со временем гримасы будет показывать маме он сам.

3. Воспоминания событий дня.

Вечером перед сном можно вспоминать, какие эмоции пришлось испытать за день. Причем делать это нужно не только ребенку, но и родителям. Способность не только называть эмоцию, но и анализировать причину ее появления говорит о высоком уровне эмоционального интеллекта, к которому нужно стремится.

4. Подушка для битья.

Вместо того, чтобы подавлять негативные эмоции ребенка, лучше завести специальную подушку, которую можно бить и колотить всякий раз, когда возникает агрессия и злость. Родители могут показывать на своем примере, как это можно сделать. Эта полезная привычка позволит уменьшить количество родительских срывов, которые заканчиваются криком и рукоприкладством.

5. Обсуждение мультфильмов и книг.

После просмотра интересного мультфильма, можно обсудить эмоции героев. В мультсериале «Три кота» ребенок наблюдает за различными жизненными ситуациями, каждая из которых сопровождается определенными реакциями персонажей. После очередной серии можно задавать ребенку вопросы, например: «Что почувствовали котята, когда домик на дереве не удалось построить?».

В качестве наглядного пособия можно использовать книги с иллюстрациями. Развивающая книга Нажималка от Berttoys «Три кота» содержит целый разворот, посвященный эмоциям. На страницах книги персонажи мультфильма изображены в разных ситуациях, каждую из которых можно обсудить с малышом. Догадаться об эмоциях персонажей можно не только по их мордочкам, но и по голосам, которые слышит ребенок, нажимая на кнопки.

Все человеческие эмоции важны, их нельзя отвергать или игнорировать. Главное — научиться их понимать и спокойно направлять мысли в нужное русло.

Ребенок с развитым эмоциональным интеллектом не будет страдать от перфекционизма, превратится в независимую от чужих эмоций и чужого мнения самодостаточную личностью, с оптимизмом сможет смотреть на любую трудную ситуацию.