Как было сказано в прошлой статье, шизоиды демонстрируют постановочную нормативность, т.е. для них важно казаться нормальными. Их нормальность - чисто интеллектуальный продукт. И уж точно он не покрывает всех возможных взаимодействий с людьми.
Поэтому шизоиды очень ПАССИВНЫ по отношению к окружающим. Их основная стратегия – полагаться на «как идет, так и идет».
Он может, если мужчина, сам проявить инициативу. Но второй раз предлагать не будет. Не потому, что считает это выше своего достоинства. А потому что у него в голове была схема, которая разрушилась. И теперь он просто не знает, что делать дальше.
Доходит до парадоксального. Партнер может быть уверен, что они как пара подошли к рубежу, где шизоид сделает какое-то действие. Например, замуж предложит. Или хотя бы вместе отпуск провести…. Но время идет и ничего не происходит. Ничего не происходит не потому, что шизоиду плохо с партнером, и не потому, что он тупой, а потому что тот надеется на обстоятельства, которые должны его еще больше подвести к поступку. Либо, как вариант, он вообще не понял, что от него что-то требовалось.
При этом шизоид часто старается настроиться на партнера, понять его, но не ради общения, а для того чтобы минимизировать СВОЕ неудобство в контакте. Общение с ним либо проходит в режиме обмена информацией (и тогда с шизоидом можно долго бесконфликтно иметь дело), либо он переходит в пассивную агрессивность.
Интересно, что извне шизоид кажется внушаемым, потому что его эмоциональные переживания вводят в ступор, как будто гипнотизируют. Однако же он осознает, что им можно вертеть через эмоции, поэтому позволяет это делать считанное количество раз, а потом самоустраняется.
В том числе поэтому многие бывшие и нынешние партнеры шизоида, не имея подобного радикала, не просто удивляются, а негодуют по поводу его поведения. Шизоид рождает очень много сомнений «как так можно», «не обманывает ли он меня» и «не является ли его поведение свидетельством его незаинтересованности во мне». Партнер шизоида, чаще склонный к зависимости, не способен понять такую холодную близость и ищет двойное дно.
Любая тревога трансформируется шизоидом в психическую боль. Она проявляется вовне тем, что человек становится рассеянным и при этом избыточно напряженным. В этом шизоид может быть похож на мазохиста или ипохондрика. Особо плохо тому шизоиду, у которого нет «близкого» человека, тогда он либо уходит в зависимости, либо физически заболевает.
Шизоид использует партнера для того, чтобы тот САМ переваривал напряжение, которое шизоид будет обильно создавать. Но вернуть это напряжение источнику нельзя, ибо он «перегрузится».
Поскольку эмоции у человека всегда есть, даже если он их не чувствует, то шизоид свои эмоции копит. У него есть два варианта, как поступить с некими состояниями (которые другие люди называют эмоциями): 1) запихать их поглубже и не доводить до сознания; 2) выплеснуть сразу, как получится.
В первом случае показательна агрессия шизоида, которая маскируется пассивностью и отказом в сотрудничестве. Он просто делает вид, что ничего не слышал и ни о чем не знал. О негативизме шизоида лучше почитать предыдущую статью.
Во втором варианте он возможно даже не назовет про себя ту эмоцию, которую выплескивает. Ему просто она уже настолько свербит, что хочется от нее избавиться как можно срочнее. Для себя шизоид это объясняет «Я так делаю, потому что он\она….», не ввязывая в цепочку стимул-реакция свое понимание. Он как будто игнорирует тот факт, что у него СВОЕ понимание ситуации может быть. Он же «объективен»…
И здесь шизоид может стать похож на параноика. Для того, чтобы себе объяснить свои действия, шизоид опирается не на свои эмоции (как уже было сказано), а на домыслы о другом. И его фантазия может быть очень бурной. При этом его домыслы так хорошо вписаны в контекст, что у оппонента может не остаться возможности оправдаться. Оппоненту вменяются такие мысли и чувства, которые ему и в голову-то не приходили. Но в рассуждениях шизоида все выглядит так складно, что не подкопаешься…
Впрочем, шизоид редко оказывается настолько привязанным к партнеру, чтобы позволить себе такое. Обычно он либо выходит из отношений (просто исчезает), либо находит партнеру замену, либо идет на промискуитет.
В целом шизоид, что называется, полигамен. Ему нужно менять людей из своего окружения, когда прежние становятся уж очень напряжными для него. И в отличие от обладателей других заостренных психических черт, шизоид в крайней форме не выдерживает не близости, а даже попыток близости. Его способность к близость такова, как она есть. Его личностные границы болезненные, т.е. он болезненно реагирует на, казалось бы, адекватные требования партнера. И его способность любить – ровно такая, какую он и показывает.
Так что, даже если партнер искренне не понимает «разве так можно», в голове у шизоида, как правило, нет и сомнения в своей нормальности.
Подборки всех статей по тематикам:
Работа с чувствами (кроме боли)