Обгонная муфта (также муфта свободного хода) — узел механической трансмиссии, который предотвращает передачу крутящего момента от ведомого вала обратно к ведущему в случае, если по какой-либо причине ведомый начинает вращаться быстрее.
Устройство обгонной муфты: два кольца, вставленные одно в другое. На внутренней поверхности внешнего кольца протачиваются поперечные пазы. На внутреннем располагаются подпружиненные шарики или ролики, либо лепестки, упирающиеся во внешнее кольцо.
Принцип действия: при вращении по часовой стрелке шарики при помощи пружин выходят из пазов и блокируют оба кольца. В результате крутящий момент передается от ведущей полумуфты к ведомой. При обратном вращении, когда внешнее кольцо движется быстрее внутреннего, шарики утапливаются, и сцепление пропадает. Кольца начинают вращаться независимо — момент вращения не передается, и обгонная деталь вхолостую прокручивается.
Применение обгонных муфт:
- в велосипедном приводе. В момент, когда водитель перестаёт вращать педали, и велосипед продолжает двигаться по инерции, срабатывает обгонная муфта, отключая колесо от педалей.
- в автомобилях с двухтактными двигателями.
- в стартерах ДВС для предотвращения разрушения стартера запущенным двигателем.
- в вертолётах, обеспечивая на них возможность полёта с одним работающим двигателем и авторотации.
Купить обгонные муфты можно, например, на сайтах:
* https://ksx.su/
*https://kosox.ru/