Найти тему
Психолог Юлия Мурашева

Можно ли вырастить любовь из жалости?

Всем привет!

Жалость – это снисходительное сострадание.

Мы – женщины, в силу женской гендерной социализации (то есть в силу воспитания), склонны жалеть слабых, угнетаемых и обиженных. А некоторые женщины готовы не только искренне жалеть, но и любить всевозможных страдальцев. Такую «милую» женскую особенность заметил еще Уильям Шекспир: «Она его за муки полюбила». Это цитата из широко известной трагедии «Отелло», как вы помните, ничего хорошего из подобной любви не вышло. Даже если учесть, что Отелло был ко времени знакомства со своей женой вполне благополучным человеком - генерал венецианской армии, как-никак. Все равно, хорошей истории любви не получилось. Корень у чувств был гнилой: Дездемона «полюбила» Отелло, поражённая его печальными и захватывающими рассказами о жизни до прибытия в Венецию. То есть, пожалела и решила обогреть.

Не вырастает любовь из жалости. Потому что, нет ничего неприятнее, чем быть объектом жалости. Именно поэтому, Отелло так и не поверил в искренность любви Дездемоны.

Отелло
Отелло

Да, психологические (да и психиатрические) отклонения у Отелло «имели место быть» наверняка. Как минимум, К ПТСР (комплексное посттравматическое стрессовое расстройство) было точно – человек прошедший рабство и множество рукопашных сражений просто не мог его избежать. Но дело не только в этом: интерес Дездемоны к Отелло держался именно на жалости к нему. Ни на восхищении, ни на уважении, ни на общности интересов, а именно на жалости.

Когда мы жалеем человека, мы как бы ментально возвышаемся над ним. Жалость унизительна. Жалость – отвратительный фундамент для любви, зато прекрасная основа для созависимых отношений. Отношения, где «она меня за муки полюбила, а я ее – за состраданье к ним»- это классическое описание созависимых отношений. Жалось цементирует подобные союзы, не давая освободиться. И совершенно не зря Отелло сомневался в любви Дездемоны: не было этой любви изначально. Это созависимость, а не любовь.

Там, где есть жалость – нет любви. Вспомним еще одного классика. Платон в свое время писал: «Нет худших тиранов, чем вчерашние рабы». Древний мыслитель сделал этот вывод, если так можно выразиться, «с натуры», наблюдая за поведением бывших рабов - в его время рабство процветало. Но это утверждение верно не только в прямом, но и в переносном смысле: самые изощренные тираны обычно вырастают как раз из бывших жертв.

Не всегда такое происходит, но довольно таки часто. Об этом стоит помнить, начиная отношения с «жалким» и всеми угнетаемым мужчиной. В отношениях такой человек, получив принятие, моментально из жертвы превращается в агрессора, вымещая всю свою боль на жалеющей его партнерше.

Если в основе твоего чувства жалость – отношения развивать опасно. Ничего хорошего из этого не выйдет. Вместо того, чтобы развивать отношения, разберись со своими мотивами и удели время проработки внутренних травм. Берегите себя.