Романтическая драма ирландского режиссёра Пэта О’Коннора (известного по драме “Сладкий ноябрь”) “Круг друзей” – это самая настоящая история взросления (coming-of-age story), она о молодых людях, оказавшихся между детством и взрослой жизнью.
Это не самая популярная история, но её смело можно поставить в один ряд с такими фильмами из этой же категории, как “Назови меня своим именем” (2017, Call Me by Your Name), “Дрянные девчонки” (2004, Mean Girls), “Выпускник” (1967, The Graduate) и пусть будет ещё “Выходной день Ферриса Бьюллера” (1986, Ferris Bueller's Day Off). Фильмов на самом деле на эту тему намного больше, конечно.
Американский режиссёр Джон Хьюз (John Hughes), автор многих фильмов о взрослении, и “Выходного дня Ферриса Бьюллера” в том числе, сказал: “Одно из величайших чудес этого возраста в том, что эмоции открыты и необузданны. В этом возрасте чувствовать себя плохо так же приятно, как и быть в унынии”. Основой таких историй является опыт первой любви, она кружит голову и толкает на первые безумные поступки, всё вновь и переживается острее.
Центральная линия фильмов из этой категории простая – неискушённые молодые люди (один или компания друзей) проходят через первый в своей жизни серьёзный опыт. Этот опыт открывает им правду о реальной жизни, юношеский максимализм становится адекватнее, они понимают, что прежними они больше не будут, а мир намного жёстче к своим обитателям, чем они представляли.
Всё это в полной мере есть в романтической драме Пэта О’Коннора. В нём есть дружба, которую предстоит проверить на прочность и подлинность, первая любовь, которая приносит и боль, и радость, и разочарование; и уколы судьбы, когда необходимо признать, что человеку свойственно ошибаться – ошибка в итоге может вызывать угрызения совести и впоследствии преподать урок на будущее.
Сценарий фильма написан по одноимённому роману ирландской писательницы Мэв Бинчи (Maeve Binchy), впервые опубликованному в 1990 году. Писательница осталась очень довольна тем, как её произведение было перенесено на экран, а зрители в свою очередь после успеха фильма стали читать другие романы Бинчи.
Сюжет
Действие разворачивается в двух локациях – вымышленном ирландском городке Нокглене и настоящем городе Дублине. Оно начинается в 1949 году и продолжается в 1957.
Три неразлучные подруги Бернадетт “Бенни” Хоган (Минни Драйвер), Нэн Мэхон (Саффрон Берроуз) и Ева Мелоун (Джеральдин О'Роу) родом из Нокглена. Бенни – единственная дочь хозяина магазина галантереи, Нэн – местная красавица, чья судьба благодаря этому предопределена, Ева – сирота, воспитанная монахинями.
Нэн и её семья переехали жить в Дублин, а Бенни и Ева остались в Нокглене, но учиться поступили в дублинский колледж в 1957 году. В нём они снова встретились со своей бывшей подругой детства.
В колледже подруг ждали испытания. Бенни влюбилась в Джека (Крис О’Доннелл), а Нэн связалась с богатым ловеласом Саймоном Уэствордом (Колин Ферт), который бросил её после того, как получил всё, что хотел от молоденькой красотки.
Мысли и впечатления после просмотра
В этом фильме рассказывается не только о первой любви и ошибках, которые неминуемо совершают молодые девчонки, тут затрагиваются темы столкновения разных классов, религии (католики сталкиваются с современными взглядами на отношения), поиска своего истинного призвания и ранней беременности.
Интересно, как в таком простом и предсказуемом фильме Пэт О’Коннор собрал и терзания подростков, и отобразил состояние общества вокруг них, он частично пролил свет на ограничения, которым подвергались женщины (якобы только они являются инициаторами, а парней можно не осуждать), а также на то, как действующие лица боролись за освобождение от традиционных ролей.
Хотя всё можно предугадать заранее, тут нет неожиданных поворотов сюжета, главным достоинством фильма является его искренность. Это очень важно для любой истории.
Бенни и Джек переживают первую влюблённость, их влечёт друг к другу по-настоящему. Бенни переживает из-за своей полноты, но Джек этого не замечает. Его намерения намного чище, чем у Шона Уолша, работника из магазина Дэна Хогана, отца Бенни. Шон преследует тайную цель, желая завладеть бизнесом мистера Хогана. Красавица Нэн увлечена Саймоном Уэствордом. Но тот заинтересован лишь минутным удовольствием, ему не нужны настоящие чувства – благосостояние важнее, он не должен потерять особняк, а Нэн, будучи низкого происхождения, не сможет обеспечить ему увеличения доли бюджета.
Линия Нэн и Саймона является противоположностью линии Джека и Бенни. Отец Бенни, доверяя Шону, хочет брака между ним и своей дочерью, но дочь намерена выйти замуж только по любви, её не пугают финансовые проблемы. В то же время Саймон ставит любовь на последнее место.
И что не менее важно (плюсом к искренности), это подбор актёров на центральные роли. Крис О’Доннелл воплотил для экрана образ молодого человека, которому предстоит определиться со своим будущим в профессиональном плане. Джек, обладая симпатичной внешность, вовсе не пользуется ею, он словно намеренно делает себя неприметным. Он играет в регби и учится на врача, но есть проблема. От анатомии ему становится плохо. Он боится признаться своему отцу, что его каждый раз тошнит от созерцания внутренних органов, а для врача это неприемлемо. Бенни часто акцентирует внимание на своей полноте, она считает, что это может стать причиной её неудач (даже говорит о себе, что похожа на носорога). Но по большей части её обаяние и живость отвлекают внимание от так называемого недостатка, пожалуй, только Шон Уолш оскорбляет её из-за этого, остальные видят в Бенни только хорошего человека. Когда Шон грубо говорит, что такую, как Бенни никто не захочет взять, а он сделает это, в этом он отчётливо выражает своё нутро, свои грубость и низость натуры. Бенни даёт отпор Шону, а в её отношениях с Джеком можно дорисовать исход, который не показан в фильме. Скорее всего, благодаря ей он “расцветёт”, поверит в себя и станет хорошим врачом; а Бенни рядом с ним перестанет переживать из-за внешности и будет своей энергией вдохновлять свою семью на свершения.
Двойником мерзавца-Шона в сюжете является англичанин Саймон Уэстворт. Колин Ферт, исполнивший роль породистого англичанина, отличается своей способностью очень сдержанно, но доходчиво передавать эмоции. Здесь он трусоват, ему нужно держать лицо, но природа требует своё, а в итоге ошибки неминуемы. Саймон воспользовался Нэн, его покорила её красота. Они не учли одного – от отношений они ждали разного. Он просто хотел провести время с удовольствием, а она хотела стать частью высшего общества (как она повторяла, что является такой же, как и он, даёт понимание её желания, но его равнодушие в этот момент намекает о том, что ему это больше не интересно). Кстати, пара Нэн и Саймон – это отличный пример того, как люди зарабатывают душевные травмы в отношениях, не проговаривая своих намерений заранее.
В итоге романтическая драма “Круг друзей”, благодаря своим темам останется актуальной в любой временной отрезок. Пусть повороты предсказуемы, но узнаваемые образы и переживания делают историю близкой большинству зрителей, потому её на больший процент приятно смотреть (может, и повторно).