Найти в Дзене
Журнал Авто.ру

Что такое гидроудар и чем он опасен: простое, но полезное объяснение

Оглавление

Может ли простая вода привести к ремонту автомобиля на сотни тысяч рублей? Да, если она попала в двигатель. Ведь из-за этого может произойти гидроудар, после которого ничего хорошего ждать не приходится. Объясняем, как вода может оказаться внутри мотора и, главное, как этого избежать.

Чем опасен гидроудар

Термин «гидроудар» применим только к двигателю внутреннего сгорания. Принцип работы ДВС основан на воспламенении топливовоздушной смеси в герметичных (при закрытых клапанах) цилиндрах. Чтобы смесь эффективно горела, поршень на одном из циклов сжимает её, поднимаясь вверх.

Газы сжать просто, но если в цилиндры попадает вода, задача становится невыполнимой. Из курса физики многие знают, что жидкости практически несжимаемы, так что несложно представить себе даже небольшой объём воды в виде твёрдого препятствия. Инерция раскрученного коленвала «вбивает» поршень в это препятствие, от чего в двигателе происходят разрушения.

Их степень зависит от многих факторов: оборотов мотора в момент удара, а также количества жидкости. В самых фатальных случаях поршень или шатун пробивает стенку блока цилиндров, и тогда капитальный ремонт двигателя неизбежен.

Как вода попадает внутрь

-2

Логичный вопрос: откуда вообще в двигателе может взяться вода? Как правило, она попадает туда единственно возможным путём — через воздухозаборник. Например, если вы решили форсировать брод и не рассчитали глубину. Или во время дождя сильно подтопило улицы, а вы поехали по ним не сбавляя хода.

Не всякое погружение воздухозаборника в воду вызывает гидроудар. Воздушный фильтр оказывает сопротивление, и, если вода лишь на мгновенье поднялась выше критической точки, фильтровальная бумага просто намокнет, но фатальных последствий удастся избежать.

-3

Что делать, если есть подозрение на гидроудар

В некоторых случаях его нельзя не заметить: из-под капота раздаётся сильный металлический грохот. Но бывает всё гораздо скромнее: просто тихо глохнет мотор. Стоит ли пытаться продолжить движение?

Нет, сначала надо выяснить причину остановки. Возможно, дело вовсе не в гидроударе — просто залило проводку (особенно чувствительны к влаге высоковольтные детали системы зажигания) или управляющий блок. Чтобы сделать хотя бы первые выводы, достаточно добраться до воздушного фильтра. В современных автомобилях его не прячут глубоко, поэтому он легкодоступен.

Если фильтр влажный — дело плохо. Возможно, вода оказалась внутри и именно она стала причиной остановки мотора. Попробуйте выкрутить свечи и посмотреть на электроды. У исправного двигателя они, разумеется, сухие (нагар нас сейчас не интересует). Если же электроды влажные, придётся ехать в сервис на эвакуаторе или буксире.

Чтобы окончательно разобраться в ситуации, можно провернуть коленвал стартером при выкрученных свечах во всех цилиндрах. Посторонние звуки и уж тем более отсутствие вращения подтвердят негативные прогнозы. Но бывает и так, что сильного удара при попадании воды не произошло — например, если мотор работал на холостых оборотах. Это самый позитивный сценарий. Можно покрутить несколько раз коленвал — лишняя влага выйдет через свечные отверстия и клапаны, затем завернуть свечи и попробовать запустить двигатель.

-4

Как избежать гидроудара

Совет очевиден: не ехать в броды или глубокие лужи. Но как узнать тот предел, который может безопасно форсировать конкретный автомобиль?

Всё зависит от того, где именно расположен воздухозаборник. Вы наверняка видели брутальные джипы с пластиковыми трубами у капота и передних стоек — это шноркели, которые позволяют перенести забор воздуха максимально высоко. У обычных городских автомобилей отверстие для забора находится под крылом на разной высоте или ближе к верхней точке подкапотного пространства. Можно попробовать увидеть его, сняв пластиковый щит на моторе (если такой есть). Как вариант — просто спросить на сервисе, где именно у вас находится воздухозаборник.

Имейте в виду, что при движении автомобиля по воде образуется волна, то есть уровень поднимается. Если глубина брода или лужи хотя бы близка к высоте расположения воздухозаборника, такое препятствие лучше не форсировать.

Больше полезных статей для автомобилистов — в Журнале Авто.ру

Авто
5,66 млн интересуются