Может ли простая вода привести к ремонту автомобиля на сотни тысяч рублей? Да, если она попала в двигатель. Ведь из-за этого может произойти гидроудар, после которого ничего хорошего ждать не приходится. Объясняем, как вода может оказаться внутри мотора и, главное, как этого избежать.
Чем опасен гидроудар
Термин «гидроудар» применим только к двигателю внутреннего сгорания. Принцип работы ДВС основан на воспламенении топливовоздушной смеси в герметичных (при закрытых клапанах) цилиндрах. Чтобы смесь эффективно горела, поршень на одном из циклов сжимает её, поднимаясь вверх.
Газы сжать просто, но если в цилиндры попадает вода, задача становится невыполнимой. Из курса физики многие знают, что жидкости практически несжимаемы, так что несложно представить себе даже небольшой объём воды в виде твёрдого препятствия. Инерция раскрученного коленвала «вбивает» поршень в это препятствие, от чего в двигателе происходят разрушения.
Их степень зависит от многих факторов: оборотов мотора в момент удара, а также количества жидкости. В самых фатальных случаях поршень или шатун пробивает стенку блока цилиндров, и тогда капитальный ремонт двигателя неизбежен.
Как вода попадает внутрь
Логичный вопрос: откуда вообще в двигателе может взяться вода? Как правило, она попадает туда единственно возможным путём — через воздухозаборник. Например, если вы решили форсировать брод и не рассчитали глубину. Или во время дождя сильно подтопило улицы, а вы поехали по ним не сбавляя хода.
Не всякое погружение воздухозаборника в воду вызывает гидроудар. Воздушный фильтр оказывает сопротивление, и, если вода лишь на мгновенье поднялась выше критической точки, фильтровальная бумага просто намокнет, но фатальных последствий удастся избежать.
Что делать, если есть подозрение на гидроудар
В некоторых случаях его нельзя не заметить: из-под капота раздаётся сильный металлический грохот. Но бывает всё гораздо скромнее: просто тихо глохнет мотор. Стоит ли пытаться продолжить движение?
Нет, сначала надо выяснить причину остановки. Возможно, дело вовсе не в гидроударе — просто залило проводку (особенно чувствительны к влаге высоковольтные детали системы зажигания) или управляющий блок. Чтобы сделать хотя бы первые выводы, достаточно добраться до воздушного фильтра. В современных автомобилях его не прячут глубоко, поэтому он легкодоступен.
Если фильтр влажный — дело плохо. Возможно, вода оказалась внутри и именно она стала причиной остановки мотора. Попробуйте выкрутить свечи и посмотреть на электроды. У исправного двигателя они, разумеется, сухие (нагар нас сейчас не интересует). Если же электроды влажные, придётся ехать в сервис на эвакуаторе или буксире.
Чтобы окончательно разобраться в ситуации, можно провернуть коленвал стартером при выкрученных свечах во всех цилиндрах. Посторонние звуки и уж тем более отсутствие вращения подтвердят негативные прогнозы. Но бывает и так, что сильного удара при попадании воды не произошло — например, если мотор работал на холостых оборотах. Это самый позитивный сценарий. Можно покрутить несколько раз коленвал — лишняя влага выйдет через свечные отверстия и клапаны, затем завернуть свечи и попробовать запустить двигатель.
Как избежать гидроудара
Совет очевиден: не ехать в броды или глубокие лужи. Но как узнать тот предел, который может безопасно форсировать конкретный автомобиль?
Всё зависит от того, где именно расположен воздухозаборник. Вы наверняка видели брутальные джипы с пластиковыми трубами у капота и передних стоек — это шноркели, которые позволяют перенести забор воздуха максимально высоко. У обычных городских автомобилей отверстие для забора находится под крылом на разной высоте или ближе к верхней точке подкапотного пространства. Можно попробовать увидеть его, сняв пластиковый щит на моторе (если такой есть). Как вариант — просто спросить на сервисе, где именно у вас находится воздухозаборник.
Имейте в виду, что при движении автомобиля по воде образуется волна, то есть уровень поднимается. Если глубина брода или лужи хотя бы близка к высоте расположения воздухозаборника, такое препятствие лучше не форсировать.