У меня сложилась традиция в конце августа или в сентябре приезжать в Ораниенбаум. Если не побываю в этом райском уголке, уходящее лето кажется неполноценным,
За что я люблю Ораниенбаум? За огромный парк с живописными дорожками, зеркальными прудами, изящными скульптурами, сохранившимися с прошлых веков. Парку триста с лишним лет, он появился, когда усадьбой владел сподвижник Петра Первого, Александр Меншиков.
Люблю за тишину и умиротворяющую атмосферу. Здесь нет сумасшедшего потока туристов, как в Пушкине или Петергофе. Возможно, это связано с тем, что в Ораниенбауме долгое время проводились реставрационные работы, и далеко не все достопримечательности можно было увидеть. Китайский дворец, например, реставрировали 17 лет.
И вряд ли кого-то оставят равнодушным камерные дворцы и павильоны, оригинальные, как и само название дворцово-паркового ансамбля (Ораниенбаум переводится как «апельсиновое дерево»). Все они имеют особую ценность: это не восстановленные, а подлинные архитектурные жемчужины, сохранившиеся с XVIII века. Каждый раз хочется вновь зайти в одну из них. И сегодня я иду в павильон Катальной горки.
Думаете, «американских горки» придумали в Америке? Нет, благодаря Екатерине Второй, Ораниенбаум ещё в XVIII веке славился подобным аттракционом.
На Руси, как известно, всегда любили прокатиться на санках с ветерком с ледяной горы. Императрица решила, что отсутствие льда и горок – вовсе не помеха для такой забавы. Ведь горку можно соорудить искусственную, а санки заметить коляской на колёсиках.
Оригинальную идею реализовал архитектор Антонио Ринальди на территории «собственной дачи» Екатерины Второй. Горку так и назвали Катальной. Её длина была 532 метра, спуск начинался с 20-метровой высоты. Катались на колясках, стилизованных под сани. При движении вниз скорость достигала 45 км/ч.
Центральная колея имела волнообразную форму: спуски и подъёмы чередовались. Каждый следующий подъём был чуть ниже предыдущего, и коляска преодолевала его без труда, по инерции. Прямые боковые колеи предназначались для подъема колясок с помощью специальных приспособлений. Пословица «Любишь кататься, люби и саночки возить» для гостей императрицы была не актуальна.
Всего колясок было 10, у каждой – 12 колесиков и довольно просторные сидения. Но сидеть вдвоём было не принято. На сидение садилась дама, а кавалер вставал на ступеньку сзади.
Коляски XVIII века до нас не дошли, зато сохранились подлинные чертежи Антонио Ринальди. По ним и восстановили коляску, которую сейчас можно увидеть в цокольном этаже павильона Катальной горки. Там же представлен макет самой горки, которую разобрали еще в XIX веке, так как она пришла в аварийное состояние.
На месте горки появился зелёный луг, по краям которого ровными рядами растут пихты.
От всего развлекательного комплекса Катальной горки остался только нежно-голубой павильон с белыми колоннами и пилястрами, вазонами и изящной лестницей. С террасы на третьем этаже павильона и был выход на вершину горки. Получив порцию адреналина во время катания, гости шли в павильон отдыхать и трапезничать.
А кто отгадает, как использовалось это чудесное здание в советское время? Подсказываю: в качестве зернохранилища. Не устаю удивляться, насколько равнодушны к прекрасному были чиновники страны Советов.
Два года назад павильон Катальной горки был открыт после серьезной реставрации, продолжавшейся 13 лет. И сейчас можно увидеть, как здесь всё было устроено во времена Екатерины Второй.
В цокольном этаже располагались погреба, а на первом – Буфетная и Кухня.
В Буфетной в шкафах хранилась посуда и столовое белье. На Кухне в павильоне не готовили. Кушанья привозили с кухне Большого (бывшего Меншиковского) дворца, а здесь только подогревали и подготавливали для подачи гостям.
Столы сервировали на втором этаже в шикарном Круглом зале. Стены и купол этого зала украшены лепным орнаментом и росписями, выполненными итальянским художником Серафино Бароцци. Десюдепорты с мифологическими сюжетами над дверями созданы живописцем Стефано Торелли. В зале сохранились уникальные полы XVIII века, облицованные многоцветным искусственным мрамором.
Штукатурный и Фарфоровый кабинеты, расположенные этажом выше, предназначались для отдыха и приватных бесед.
В Фарфоровом кабинете на небольших консолях (полочках) с креплениями в виде обезьян и диковинных растений были установлены 40 фарфоровых фигурок, прославляющих в аллегорической форме победу русского флота в Чесменском сражении (одном из главных сражений Русско-турецкой войны 1768 – 1774 годов). Фигурки, изготовленные на знаменитой Мейсенской мануфактуре в Саксонии, – настоящие произведения искусства.
Однажды мне довелось побывать в Мейсене на этой мануфактуре, где по сей день производят фарфор. На экскурсии нам рассказывали, что в XVIII веке изготовленная здесь фарфоровая чайная пара стоила, как хороший жеребец. Так что можно только предположить, сколько стоила вся коллекция Фарфорового кабинета.
Во время Великой Отечественной войны часть фарфоровых статуэток исчезла. Их разыскивали, некоторые находили на аукционах или у коллекционеров, подлинные и похожие выкупали. Сейчас пустыми остаются только две консоли.
Если вы ещё не были в павильоне Катальной горки, советую побывать. Ведь это единственный в России пример развлекательных сооружений подобного рода, сохранившийся с XVIII века.
Все фото автора.
И ещё про Ораниенбаум: