Найти в Дзене
ИндияСвами

Прекрасная Сарасвати: Та, которая помогает осознать себя

Оглавление
Сарасвати. Фото reddit.com
Сарасвати. Фото reddit.com

Начинается осень, а вместе с ней во многих семьях и новый учебный год. Пусть богиня мудрости, обучения и и искусств Сарасвати благоволит всем, кто идет по пути знания. В этой статье мы расскажем, как появилась богиня, которую называют той, что помогает нам осознать свою сущность.

Кто такая Богиня Сарасвати?

Этимология слова «Сарасвати» происходит от двух санскритских слов: «Сарас», означающего собирание воды или иногда вольно переводимого как «речь», и «Вати», что переводится, как «та, которая обладает». Первоначально связанная с рекой или реками, богиня была также известна как «та, у которой есть пруды, озера и собирающаяся вода» или иногда «та, у которой есть речь».

В некоторых интерпретациях «сара» переводится как «Сущность», а «сва» переводится как «Я». Таким образом, имя Сарасвати можно перевести как «Та, которая помогает осознать свою сущность» или «Та, которая примиряет сущность (Парабрахмана) с самим собой».

Рождение Сарасвати

Понимание рождения Сарасвати дает представление о том, кем она была и каково было ее предназначение в этой вселенной. А также помогает понять ее отношения с Господом Брахмой - одним из Тримурти наряду с Шивой и Вишну.

Согласно одной из версий о рождении Сарасвати, в начале был хаос. Все существовало в бесформенном, текучем состоянии. Брахма, творец этой вселенной, спросил: «Как мне навести порядок в этом беспорядке? »

«Со знанием », — сказала Деви - Высшая Реальность вселенной.

Под крики павлина, со священными книгами в одной руке и виной (музыкальным инструментом) в другой, одетая в белое, Деви появилась изо рта Брахмы верхом на лебеде как богиня Сарасвати. Богиня произнесла:

«Знание помогает человеку находить возможности там, где он когда-то видел проблемы».

Под ее опекой Брахма обрел способность чувствовать, думать, понимать и общаться. Он начал смотреть на хаос через мудрость, которую он приобрел, и увидел прекрасный потенциал, который в нем заложен. Он услышал мелодию мантр в какофонии хаоса.

Обрадованный, он назвал Сарасвати Вагдеви, богиней речи и звука. Вдохновленный ее божественным влиянием, Брахма начал наводить порядок и гармонию в некогда хаотичном существовании.

Звук мантр наполнил вселенную жизненной энергией, или праной. Изображение: Freepik
Звук мантр наполнил вселенную жизненной энергией, или праной. Изображение: Freepik

Звук мантр наполнил вселенную жизненной энергией, или праной. Космос начал приобретать форму и структуру. Небо было усеяно звездами и поднялось наверх, море погрузилось в бездну внизу, а земля материализовалась и затвердела. Боги стали владыками небесных обителей, демоны правили нижними мирами, люди ходили по земле. Солнце всходило и садилось, луна прибывала и убывала, образуя приливы и отливы. Времена года менялись, семена прорастали, растения цвели и увядали, животные мигрировали и размножались, поскольку случайность уступала место ритму жизни.

Таким образом, Брахма стал творцом мира, а Сарасвати была его мудростью.

Сарасвати была первым существом, пришедшим в мир Брахмы. Это было незадолго до того, как Брахмой овладело желание и похоть.

Увидев это, Сарасвати отвернулась, сказав: «Все, что я предлагаю, должно быть использовано для возвышения духа, а не для потакания чувствам» .

Брахма не мог контролировать свои любовные мысли, и его увлечение росло. Он вырастил себе четыре головы, обращенные во все стороны, чтобы всегда любоваться красотой Сарасвати. Богиня попыталась избежать взгляда Брахмы, приняв форму коровы. Тогда Брахма последовал за ней как бык. Затем Сарасвати превратилась в кобылу - Брахма погнался за ней как конь. Каждый раз, когда Сарасвати оборачивалась каким-то животным, Брахма следовал за ней как соответствующий мужской эквивалент. Как бы Брахма ни старался, он не мог поймать Сарасвати ни в одной из ее форм. Богиня с множеством форм стала известна как
Шатарупа. Она олицетворяла материальную реальность, соблазнительную, но мимолетную.

Разгневанная проявлением его необузданной похоти, Сарасвати прокляла Брахму:

«Ты наполнил мир тоской, которая является семенем несчастья. Ты заковал душу в плоть. Ты недостоин почтения. Пусть вряд ли будет храм или праздник во имя тебя».

Брахма не испугался этого проклятия и продолжал бросать свои похотливые взгляды на Сарасвати. Он даже вырасти себе пятую голову, чтобы усилить свой взгляд.

Храм Сарасвати на Бали, Индонезия. Фото: wikipedia.org
Храм Сарасвати на Бали, Индонезия. Фото: wikipedia.org

Действие Брахмы, мотивированное желанием, ограничило сознание и возбудило эго. Оно нарушило безмятежность космоса и вывело Шиву, высшего аскета, из его медитации. Шива открыл глаза, почувствовал дискомфорт Сарасвати и в приступе ярости превратился в Бхайраву, Владыку Ужаса.

С налитыми кровью глазами и угрожающим рычанием, он бросился на Брахму и отрубил пятую голову Брахмы. Это подавило страсть Брахмы. Отрубленная голова Брахмы пронзила плоть Бхайравы и прилипла к его руке, лишив его всех сил и сведя его с ума. Сарасвати, довольная помощью Бхайравы, бросилась ему на помощь. Своим нежным прикосновением она вынянчила его, как ребенка, вернув ему рассудок.

В то же время Брахма, отрезвленный этой встречей, искал выхода из лабиринта собственных желаний. Сарасвати открыла ему, что ему придется провести ягью - огненный ритуал, чтобы очиститься и начать все заново. Чтобы успешно провести ягью, Брахме нужна была помощь жены. Он выбрал Сарасвати своей женой, и таким образом они примирились.

С тех пор Сарасвати стали покровительницей Высшего знания и мудрости, а также направляющей всех учащихся, студентов и творческих личностей.

Сарасвати чествуют и поклоняются не только в Индии, но других странах Восточной Азии, таких как Япония, Камбоджа, Бутан, Таиланд и Мьянма.

Изображение Сарасвати

Четырехрукая Сарасвати. Изображение: peakpx.com
Четырехрукая Сарасвати. Изображение: peakpx.com

Богиню Сарасвати часто изображают как прекрасную женщину, одетую в белое, и сидящую на белом троне или белом лотосе, символизирующем свет, знание и истину. Рядом часто изображают белого лебедя и белые цветы — все это символизирует Саттва Гуну или чистоту, различение истинного знания, проницательность и мудрость. Обычно ее изображают с четырьмя руками, которые символически отражают четыре головы ее мужа Брахмы, представляя манас (ум, чувства), буддхи (интеллект, рассуждение), читту (воображение, творчество) и ахамкару (самосознание, эго).

Четыре руки держат предметы, имеющие символическое значение:

  • Пустака (книга). Книга, которую она держит, символизирует Веды, представляющие универсальное, божественное, вечное и истинное знание, а также все формы обучения.
  • Мала (четки, гирлянда), мала из кристаллов, олицетворяющая силу медитации, внутреннего размышления и духовности.
  • Горшок с водой представляет очищающую силу, отделяющую правильное от неправильного, чистое от нечистого и сущность от несущественного. В некоторых текстах горшок с водой является символом сомы  - напитка, который освобождает и ведет к знанию.
  • Музыкальный инструмент (вина) представляет все творческие искусства и науки, и ее держание его символизирует выражение знания, которое создает гармонию. Сарасвати также связана с анурагой, любовью к музыке и ее ритмом, который представляет все эмоции и чувства, выраженные в речи или музыке.

Хамса — лебедь или гусь — часто изображается у ее ног. В индуистской мифологии  хамса — священная птица, которая, если ей предложить смесь молока и воды, как говорят, может пить только молоко. Таким образом, она символизирует способность различать добро и зло, сущность от внешнего вида и вечное от мимолетного. Из-за ее связи с лебедем Сарасвати также называют Хамсавахини. Лебедь также является символом духовного совершенства, трансцендентности и мокши.

Читайте также:

Наш Телеграм:

Индия Свами