Посмотрим, найдутся ли тут останки древних микроорганизмов. Школьный мел я уже рассматривал, а тут пищевой — мел, который едят (дожили).
Пришлось купить ассорти из четырёх сортов (а кто-то скажет «вкусов»). Есть я его не буду, но любителям похрустеть кусочком мела покажу, чем они отличаются под микроскопом.
Безо всякой интриги скажу — ничем. Новый/Старый Оскол, Волоконовка, Сервюково — возьмите любой и под микроскопом вы увидите примерно такую картину.
Искушенные мелоеды без труда найдут в каждом вкусе особые нотки, но равнодушный к мелу световой микроскоп упрямо показывает и тут и там одну и ту же картину.
Нет, некоторые отличия найти всё же можно, но они не имеют непосредственного отношения к известняку. Например, сорт «Новый Оскол» куда более зернист и это видно даже с помощью обычной лупы.
В момент приготовления его микропрепарата он всячески сопротивлялся истираться в порошок. А всё дело в мелких песчинках и примесях красной глины.
Не переживайте. Скрипеть на зубах такой песок не будет, так как размер этих частиц — сотые доли миллиметра.
«Сервюково» может похвастаться примесями совершенно иного толка. Довольно необычные тонкие пластинки.
Можно подумать, что именно эти загадочные включения и придают особенный вкус, но их количество в общей меловой массе ничтожно мало.
Если закрыть глаза на эти крайне редко встречающиеся инородные объекты, то что же составляет основную массу каждой из меловых пород?
Рассматривая микропрепарат мела стоит обратить особенное внимание на объекты округлой формы. Находятся они повсеместно, так что заметить их не составит труда.
Именно это и есть останки древних одноклеточных — кокколиты.
Одна из групп одноклеточных зелёных водорослей в течение своей жизнедеятельности образует на поверхности многочисленные пластинки из карбоната кальция. Эти известковые образования и называют кокколитами. Для примера привожу фотографии, взятые из статьи «Для чего морской фитопланктон кальцифицируется» (англ.).
Оттуда же можно узнать, что с помощью такой оболочки водоросли ускоряют фотосинтез, защищаются от вредного солнечного излучения и становятся менее привлекательными в качестве пищи для других одноклеточных. Когда организм погибает, его скелет оседает на дно водоёма, становясь частичкой меловой породы.
В обычный световой микроскоп кокколит можно разглядеть в таком виде. Его размеры ~10 микрометров — сотая часть миллиметра.
Среди четырёх микропрепаратов мела мне всего однажды попался ещё один интересный объект похожий на сосульку. Возможно, это тоже какой-то окаменелый организм или просто частичка минерала.
Если вы хотите повторить моё наблюдение, не обязательно покупать дорогой пищевой мел по цене более 1000 рублей за килограмм.
Всё то же самое можно увидеть, рассматривая обычный школьный мел под микроскопом.