Найти в Дзене

Особенности метода лечения радиойодтерапией

Оглавление

Рассказывает Румянцев Павел Олегович д.м.н., врач-онколог, радиолог, эндокринолог, заместитель генерального директора, директор Института онкоэндокринологии ФБГУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России

Радиойодтерапия представляет собой разновидность радионуклидной терапии, которая осуществляется путем введения изотопа в организм. В данном случае это капсула. Цель радиойодтерапии заключается в том, чтобы введенный изотоп целенаправленно достиг опухоли. Для этого обычно используется носитель — для адресной доставки. Однако в случае радиойодтерапии йод сам по себе служит носителем. Он целенаправленно попадает в щитовидную железу и в очаги опухоли, исходящие из щитовидной железы, которые захватывают йод. В этом заключается суть и принцип радиойодтерапии.

Радиойодтерапия рекомендуется для двух категорий пациентов: это пациенты с дифференцированным раком щитовидной железы (95% рака щитовидной железы дифференцированных форм), и вторая группа — это пациенты с тиреотоксикозом, включая Базедову болезнь и болезнь Грейвса, вызванные гиперфункцией щитовидной железы.

В случае тиреотоксикоза радиойодтерапия также отлично помогает и является альтернативой хирургическому лечению. Но при лечении рака щитовидной железы радиойодтерапия не является альтернативой хирургическому лечению. В этом случае эти методы лечения обычно применяются в комплексе, составляя так называемый комбинированный план лечения, который включает хирургическое лечение, радиойодтерапию и гормональную терапию.

Продолжительность лечения и пребывания на закрытом режиме у нас относительно короткая. Максимальный срок может составить неделю, но это редкость. Обычно это занимает от 2 до 4 дней, поскольку современные технологии, подготовка и препараты, такие как тироджин, которые мы используем, позволяют сократить время госпитализации. В среднем сегодня это занимает около 3 дней.

Процедура радиойодтерапии проводится в один день, но перед этим пациенты проходят специальную подготовку. Мы принимаем меры для защиты органов, которые могут быть подвержены воздействию излучения. Мы защищаем желудочно-кишечный тракт, используя антациды, защищаем кровь и костный мозг, даже слюнные железы. Пациент проходит все тесты, мы видим, что у него нет никаких острых состояний, того же COVID.

Затем мы начинаем процесс подготовки к радиойодтерапии, включающий защитные мероприятия. Когда мы убеждаемся, что пациент готов, все необходимые концентрации накоплены, а защита важных органов проведена, мы предоставляем ему индивидуальную активность в виде капсулы через специальный шкаф. Пациент берет капсулу, надевает защитные перчатки и колпак, запивает водой и возвращает использованные предметы в шкаф, чтобы избежать распространения радиационной грязи. Затем он следует в палату, где ранее получил инструкции о том, как себя вести, как пользоваться техникой и как вызвать медсестру в случае необходимости.

Особенность этого лечения заключается в том, что пациента на время лечения надо помещать в защищенные условия, так называемые активные палаты. Целью этого помещения является то, что мы ограждаем пациента от облучения окружающих. Пока он излучает слишком много радиации, он будет находиться на закрытом режиме. Как только мы увидим, что этот фон упал до допустимых значений, пациент будет выписан в этот же день, и ему будут даны рекомендации по радиационной безопасности дома.

Радиойодтерапия является единственным вариантом лечения при условии, что метастазы или очаги опухоли у пациента способны накапливать йод. Если они способны накапливать йод, то альтернативы радиойодтерапии нет. Нет необходимости искать другие методы лечения, поскольку радиойодтерапия является методом первой линии и рекомендована для лечения даже отдаленных метастазов в легкие и кости. Однако ключевое условие заключается в том, что метастазы должны накапливать йод и сохранять способность реагировать на лечение.

Если метастазы не реагируют на лечение и не накапливают йод, лечение йодом не только неэффективно, но и вредно. Поэтому это сложная категория пациентов, она тоже у нас есть, примерно 10%. В таких случаях необходимо рассмотреть другие методы лечения, которые доступны благодаря развитию науки. Существуют новые препараты, которые мы можем рекомендовать в таких ситуациях при прогрессировании опухоли.

Задайте вопросы

Задать вопрос можно под любой статьей на канале, а также в группе проекта «Онконавигатор». Там можно обсудить все, что касается лечения и профилактики онкологических заболеваний и получить оперативную помощь в маршрутизации.

Расскажите о нас в соцсетях

Так вы поддержите друзей или знакомых с онкологией.

«Онконавигатор. Дорожные карты»

Наш проект «Онконавигатор» собрал реальные истории пациентов, которые успешно прошли лечение и вышли в ремиссию.

Здесь вы найдете рекомендации от 45 ведущих врачей 10 российских клиник из разных регионов, алгоритмы действий на всех этапах лечения самых разных локализаций рака. Материалы представлены максимально доступно — видео, инфографикой, текстами, инструкциями и памятками.

Больше историй на https://oncoguide.ru/

«Онконавигатор» в соцсетях:

Читайте другие статьи на нашем канале

Остеосаркома: история одного пациента

Виды операций при раке слюнных желез: удаление опухоли, реконструкция

Рак почки: история одного пациента

Что такое менингиома и в чем заключаются ее особенности?