Сколько стоит человеческая жизнь в нашем мире? В целом, всегда по-разному, но, в конечном итоге, у всех она не стоит ничего в глазах человечества. Наша память, словно решето, мы можем смиряться с тем, что тот, кто нам дорог, больше никогда не войдет в дверь, а можем хотеть отмщения, если в этом повинен кто-то другой. Однако жизнь будет продолжаться и все в ней будет идти своим чередом.
Но шариатским правом цена жизни, все-таки, определена, называется это "дия" и является платой за отнятую жизнь. Но и тут не все просто, как может показаться сначала.
В доисламские времена у бедуинов Аравии была укорена и неукоснительно выполнялась традиция отнимать жизнь за жизнь, причем совершенно не обязательно из-за мести с жизнью расставался именно убийца. В те времена существовала некая "шкала" равноценной мести, где из племени или рода человека, совершившего тяжкий грех, выбирался не он сам, а равнозначная жертва - мужчина на мужчину, женщина за женщину, раб за раба.
Так как бедуины жили кланами и ими же кочевали, то под "месть красной жидкости" (ох, уж, этот дзен и его ограничения!) часто маскировалось не только стремление отомстить за погибшего члена семьи, но и некоторое обогащение. А другой клан или семья, приняв такое за личное оскорбление, равноценно (или не равноценно) мстила в ответ, превращая весь процесс в войнушку местного значения.
Стоит отметить, что подобные "вендетты" были распространены не только в Аравии, но и по всему земному шару, а кое-где сохранились и до наших дней. Но говорить мы будем сейчас именно о современных мусульманах на просторах Лиги арабских государств.
В современных арабских государствах правилам шариата полностью следует только Саудовская Аравия, включая и казни за совершенные тяжкие преступления. Во всех остальных арабских государствах есть гражданское и уголовное право, которое, впрочем, заимствовало правила наказания из шариата по ряду преступлений, в том числе, и за лишения жизни людей.
Разница лишь в том, что везде, кроме Саудовской Аравии, вынесением приговора занимается суд по уголовным преступлениям и решение о мере пресечения для душегуба принимает, исходя из свода законов. Поэтому, за лишение жизни человека по неосторожности (ДТП, драка, цветочный горшок, уроненный кому-то на голову и т.п.) предусмотрено тюремное заключение, а не смертная казнь. А, вот, за спланированное преступление или преступление, совершенное с особой жестокостью, или серию преступлений, почти в любой арабской наказанием, скорее всего, будет именно казнь.
Помимо Саудовской Аравии есть еще одна страна, которая следует шариату при вынесении решения о судьбе преступника - это Иран, но так как эта страна не является арабской, мы ее пока опустим.
В КСА, если совершено преступление, в результате которого человек лишился жизни, то преступника приговаривают к смертной казни путем отсечения головы. Однако в исполнение такого наказания далеко не всегда принимает участие профессиональный палач. Если речь не идет о королевской семье, то отнять жизнь часто предлагается родственникам жертвы.
Как вы понимаете, в наше время шамширом владеют далеко не все, да и не упражняются люди в рубке голов уже давно, эпоха рыцарей и битв на мечах давно канула в лету, поэтому исполнение такого наказания превращается в пытку как для приговоренного, так и для исполнителя приговора.
В некотором смысле именно такое, с одной стороны зверство, с другой стороны позволяет уладить вопрос миром и прощением, обойдясь без исполнения наказания. Именно это и называется "дия", или выкуп за отнятую жизнь.
Не стоит думать, что страх и смятение в этом процессе испытывает исключительно приговоренный. Неумелый палач, который никогда в своей жизни не убивал, боится точно также, даже если и гнев в нем клокочет за утрату родственника. Поэтому в данном случае КСА можно только похвалить за специфическую мудрость, проявленную в отношении шариатского права. Хоть кому-то это и кажется дикостью.
В других же арабских странах исполнением приговора занимаются профессиональные палачи, получающие за это заработную плату. Но и способ исполнения наказания там иной - практикуется либо повешение, либо расстрел. В Иране, кстати, в качестве способа смертной казни используется повешение, но и там этим занимаются профессиональные палачи, а не родственники жертвы.
Итак, каков же размер "дии", если семья жертвы принимает решение о прощении преступника? Вот, что говорит нам об этом один из исламских информационных порталов:
Во времена Милости миров Мухаммада (с.г.в.) величина компенсации за убийство одного человека равнялась 100 верблюдам. Кроме того, дию разрешается выплатить 200 быками или 2000 баранами.
Семья убийцы также вправе сделать выкуп в денежном эквиваленте, на что указывает хадис: «Если человек намерен заплатить дию золотом, то следует выплатить 1000 динаров» (Насаи, Хаким).
Тысяча золотых динаров времён Заключительного посланника Аллаха (с.г.в.) равняется приблизительно 4,25 кг золота. Причём такой размер дии выплачивается за любой вид убийства.
Однако эти размеры не являются твёрдообозначенными, поскольку семья виновного может не располагать такими средствами. Шариатом допускается, что оба рода могут договориться между о собой относительно суммы выкупа. Семья убитого по своему усмотрению может снизить её и установить собственный размер выплаты.
Однако всегда ли при прощении выплачивается "дия"? Нет, не всегда, иногда прощение даруется душегубу просто так, без какого-либо выкупа, и он может избежать смертной казни.
В самой Саудовской Аравии вовсе не редки случаи прощения преступников и без выкупа, если они совершили свои преступления по случайности, например, в результате ДТП. Бывает даже так, что семья погибшего становится близкими друзьями семье преступника, прощая его от всей души.
А вот одна из историй прощения в Иране: в городе Нур на севере Ирана 27-летний Балал на базаре лишил жизни 17-летнего Абдуллу. Конфликт случился на бытовой почве, когда Балал случайно толкнул в толпе Абдуллу, а он в ответ пнул обидчика. Балал выхватил нож и убил парня, после чего подался в бега.
Полиция поймала душегуба спустя год, еще 6 лет длился процесс, приведший к вынесению приговора о казни. Казни в Иране транслируются по ТВ и совершаются при зрителях.
Когда приговоренного поставили на табурет, накинули ему на голову мешок, а на шею петлю, толпа скандировала "простите его!". Мать погибшего Абдуллы вышла из толпы, встала на соседний табурет и принялась стаскивать петлю с преступника, говоря о том, что она простила его. Таким образом Балалу смертную казнь заменили тюремным заключением.
В 2015 году в США был вынесен приговор преступнику Трею Александру Рилфорду за лишение жизни Салахуддина Джитмунда. Наказанием за совершенное преступление был 31 год тюремного заключения, однако после вынесения приговора отец погибшего парня встал и сказал:
Мой сын, мой племянник, я прощаю тебя от имени Салахуддина и его матери. Мой племянник Трей, я не проклинаю тебя за преступление, в котором ты участвовал. Я не держу на тебя гнева за то, что ты принял участие в убийстве моего сына. Я зол только на дьявола, я проклинаю дьявола, который ввел тебя в заблуждение и подтолкнул тебя к этому ужасному делу. Я в самом деле жалею твоих родителей: они растили тебя и хотели, чтобы ты добился успеха, ведь твой успех – это их успех, твое счастье – это их счастье. Но сейчас им приходится плакать, видя, что ты совершил преступление. Прощение – это величайший дар (или милостыня) в Исламе. Поэтому я стараюсь заставить себя простить того, кто причинил зло моей семье.
Прощения также удостоился и террорист, совершивший нападение на мечеть в Новой Зеландии в 2019 году. Тогда в числе прочих мусульман погибла и Хусна Ахмед 44 лет. Эта женщина вместе с другими молилась в мечети, когда туда ворвались вооруженные люди и открыли стрельбу.
Хусна выводила из зала через боковую дверь женщин, а после поспешила обратно, чтобы помочь спастись своему мужу, так как мужчина не мог ходить и сидел в инвалидном кресле после аварии. Когда она спешила ко входу на мужскую половину мечети, террорист заметил ее и застрелил.
Муж женщины - Фарид Уддин Ахмед выжил и не сразу узнал о гибели своей жены, но когда у него брали интервью, он сказал:
«Я бы сказал ему (террористу), что я люблю его как личность, - сказал Фарид Ахмед австралийскому телевидению. - Я не могу принять то, что он сделал. То, что он сделал, было неправильно. Но все же лучше делать выбор в пользу прощения, щедрости, любви, заботы и позитивности».
Почему это происходит? Почему родственники жертв даруют прощение тем, кто отнял у них родных и близких. На это есть объяснение в священной книге мусульман - Коране:
«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей» (41:34-35).
В исламе наказание после смерти не ограничивается лишь решением Всевышнего. Существует один тонкий момент - если мы при жизни не получили прощения от того, кому чем-то причинили зло, то ответ мы будем держать и перед ними. То есть, если прощения мы не получили при жизни, то после смерти, коли нас и тогда не простят, мы примем груз чужих грехов на себя, а тому, кого мы обидели, или оскорбили, или отняли жизнь, отдадим свои добрые деяния, тем самым практически обеспечим себе геенну огненную.
Именно поэтому в исламе только прощение является самым желательным исходом даже такого сложного дела, как чья-то отнятая жизнь. Именно поэтому всякие "вендетты" к исламу никакого отношения не имеют, относясь к доисламскому периоду.
Но важно помнить, что способ искупления преступления с помощью "дии" не распространяется на тех, кто отнял чужую жизнь или жизни намеренно и спланированно. Не относится такой способ искупления и к серийным душегубам, там по шариату лишь одно наказание - смертная казнь. Если родственники жертв найдут в себе силы простить преступника, они могут это сделать, но способ наказания в этом случае изменить нельзя.
Так же исламом запрещен и "суд Линча", то есть совершение казни толпой без установленного способа и процедуры. Решение выносит суд (уголовный или исламский) и казнь должна выполняться в соответствии с решением. Но не все арабские страны неуклонно следуют этому правилу.
К примеру, в Иордании несколько лет назад полиция закрыла глаза на "суд Линча" в отношении мужчин, лишивших жизни подростка особо жестоким способом в городе Зарка, отдав разъяренной толпе преступников после того, как их вина была доказана. С точки зрения ислама - это неправильно, с точки зрения соразмерности наказания совершенному преступлению...
Как вы считаете, мои уважаемые читатели, справедливо ли правило "дии" и прощения в отношении преступников, совершивших непреднамеренное убийство? И правильно ли поступили полицейские Иордании, отдав преступников на расправу толпе с учетом преступления, совершенно ими совершенно зверским способом? Расскажите, что думаете об этом в комментариях!