Найти в Дзене

Социализация школьника на заочке: опыт детей и их родителей

Оглавление

В дискуссии о заочном образовании в школе ни один вопрос не стоит так остро, как вопрос о социализации ребенка при онлайн-обучении. Мы поговорили с учениками-заочниками 7, 8 и 11 классов и их мамами о том, как они решают эту проблему на практике. Сократился ли круг общения детей? Как компенсировать нехватку одноклассников? Стала ли смена традиционного класса на онлайн-платформу проблемой с точки зрения социальных связей? Предлагаем рассмотреть эти вопросы с разных перспектив, выслушав и школьников, и их родителей, которые делятся с нами своим личным опытом.

Подробности о заочном обучении в «НИКЕ» вы можете найти на сайте Школы.

— Были ли у вас переживания, что с переходом на заочное обучение у ваших детей сократится круг общения?

Елена (мама Ксении, 11 класс):

— Я бы не назвала это главным переживанием, но, конечно, опасения были. Дочка всегда была больше сосредоточена на учебе — книжки, олимпиады, экзамены, — это важно, но школа учит еще и взаимодействию со сверстниками, умению решать конфликты, договариваться. Приходить в класс и уметь проводить долгое время с другими детьми — это тоже, мне кажется, навык. Поэтому переживания были. Но, как я сказала, они не стояли на переднем плане. Во-первых, на заочное обучение Ксения перешла только в 17 лет, то есть в средней и младшей школе она училась очно и, по-моему, этого более чем достаточно, чтобы натренироваться общаться со сверстниками. А во-вторых, заочное обучение для старшеклассников дает много преимуществ, которые перевешивают риски. Это и уменьшение стресса, и возможность лучше подготовиться к экзаменам, да и польза здорового сна — все это крайне важно в этот период их жизни.

Ирина (мама Марии, 7 класс):

— Для нашей семьи вопрос стоял иначе, почти противоположно. До перехода на заочное обучение Маша сменила две школы (за пятый класс) — обе нам не подошли. Мы наблюдали, как за один год хорошие оценки улетучились, дочь начала постоянно сидеть в телефоне, отдаляться, забросила хобби (она состояла в детском ансамбле народного танца). О том, что происходило в первой школе, мы узнали только после того, как ее сменили, до этого дочь ничего не хотела говорить. А потом призналась, что к ней плохо относились, что ее избегали, не хотели дружить — все это при попустительстве учителей. Мне кажется, во вторую школу она перенесла определенные страхи, и там ее тоже не особенно тепло приняли. Поэтому к шестому классу на семейном совете мы подняли вопрос о переводе на заочное обучение, и это стало нашим спасительным решением. В сентябре Маша пойдет в 7 класс, пока тоже заочно, но мы уже сейчас заговорили о том, что в следующем году, вероятно, сможем вернуться к очным занятиям в новой школе.

Татьяна (мама Егора, 8 класс):

— Я думаю, Егор скорее переживал, что его новый этап жизни ведет к отделению от коллектива (многие испытывают то же на выпускном). Но чем ближе наши дети к взрослой жизни, тем больше самостоятельных решений от них требуется — это нормально. Лично у меня особых переживаний не было. Сейчас у Егора тренировки [по плаванию] шесть дней в неделю, это около 20 часов, а еще соревнования. И я, конечно, понимаю, что совмещать это со школой практически невозможно.

— Вы делали что-то, чтобы компенсировать детям отсутствие общения в очной школе? Может, предлагали записаться в какие-то кружки?

Елена (мама Ксении, 11 класс):

— Дети, подростки — это такие активные люди… У них всегда есть тысяча дел, тысяча интересов, которые хочется попробовать, а вот времени нет. Как только окошечко появляется, они сами бегут заниматься этим. Я помню, как мы, мое поколение, ночью с фонариком читали под одеялом, потому что мама уже сказала идти спать, а хотелось узнать, скажем, чем там во «Всаднике без головы» все кончилось. И нынешние дети в этом смысле ничем от нас не отличаются! Если отсутствие очных уроков высвобождает им время, они тут же его занимают чем-то интересным для себя. Ксения начала учить японский язык: ей нравится эта культура, история страны. И у них в группе все ребята со схожими интересами, им есть, что обсудить. Так что, я думаю, специально делать ничего и не нужно.

Ирина (мама Марии, 7 класс):

— Нам было нужно не столько компенсировать это общение, сколько вообще заново интегрировать ребенка в социальную среду. Сначала Маша вообще не хотела ни с кем общаться, кроме ребят в интернете, с которыми они вместе играли в компьютерную игру. Нам это, конечно, не очень нравилось, был страх, что в этой точке мы и останемся. Но нет — в свое время лед тронулся. Наш старший сын зимой завел собаку, и Маша сильно к ней привязалась: постоянно фотографировала в свой блог, покупала вкусности, потом, когда щенок подрос, начала с ним гулять. И ей в интернете написала девочка, которая живет в нашем районе, — у нее пес той же породы. Мы договорились, что девочки встретятся, но с мамами, а теперь они почти каждый день гуляют вдвоем, вернее, вчетвером — каждая со своей собакой. И еще в интернете она общается с одноклассниками-заочниками. Для кого-то это малость, но для нас — прогресс. Над кружками и общением в группе мы, конечно, тоже размышляем, и это, наверное, будет нашей задачей на следующий учебный год.

Татьяна (мама Егора, 8 класс):

Хотя плавание — конкурентный вид спорта, все ребята в группе хорошо общаются друг с другом. Более того, в этом возрасте они именно дружат. И у Егора остались контакты с ребятами из очной школы: они встречаются на каникулах, делятся новостями. Я не думаю, что здесь нужно что-то компенсировать.

— То, что ваш ребенок учится из дома, стало для вас неудобством или преимуществом?

Елена (мама Ксении, 11 класс):

— Мы с мужем работаем, так что никаких особых изменений для себя не заметили. Конечно, рады, что ребенок ест нормальную еду, а не покупает шоколадки в столовой, высыпается — мы довольны, что ей так лучше. Ксения, кстати, теперь говорит, что и работать в будущем хочет онлайн, из дома, но это, кажется, общая черта современных детей. Впереди еще вуз, многое может поменяться. С другой стороны, физическая активность при таких занятиях сильно снижается. Тем более, дочка совсем не фанатка спорта, и все ее увлечения связаны в основном с гуманитарными науками. И тут-то нам как раз пришлось компенсировать — теперь стараемся всей семьей выбираться играть в бадминтон по выходным, а вечерами ходим гулять по городу. Это не только для Ксении вызов, но и для меня, и для папы, и для бабушки. Но я думаю, ничего — всем полезно.

Ирина (мама Марии, 7 класс):

— Конечно, лучше, когда дочь дома, под присмотром. Когда у вас возникают проблемы с тем, что ребенок что-то скрывает, стесняется сказать, надо заново выстраивать связь. И быть с ним в одном пространстве — это однозначно работает на пользу. Когда Маша только стала учиться онлайн, я все время думала и понимала, как мало времени мы с ней, оказывается, разговаривали. Плюс, я слышу, как она занимается, слушаю иногда лекции — это дает возможность удостовериться в качестве образования. В обычных школах открытые уроки проходят раз в год, учителя к ним серьезно готовятся, при заочном обучении родитель может послушать любой урок — это важно понимать.

Татьяна (мама Егора, 8 класс):

— Егор стал меньше уставать, больше спать, и я в прямом смысле чаще его вижу — конечно, это хорошо! Раньше он мог сразу из школы уезжать на тренировку, а весь вечер проводил у себя в комнате за уроками. Теперь всю первую половину дня он дома, переход на заочку сильно его разгрузил, и мы больше времени проводим вместе.

— С переходом на заочку вы чувствуете нехватку общения? Круг тех, с кем вы общаетесь, сузился?

Ксения, 11 класс:

— У меня есть друзья, которые, я уверена, будут со мной всегда. Есть подруга, которую я знаю еще с детского сада, есть лучшая подруга, с которой мы шесть лет сидели за одной партой, а теперь обе хотим поступать в Москву и, если получится, вместе снимать жилье. От того, что я ушла из школы, а они остались, ничего не поменялось: мы живем рядом, часто видимся, постоянно переписываемся. Мне кажется, только маленькие дети дружат с теми, с кем они регулярно проводят время. Сегодня я дружу с этим, а завтра с тем, потому что первый заболел — это не взрослый подход. У меня есть хорошая подруга, которая ушла из нашей школы еще за год до меня, после восьмого класса — и мы отлично поддерживаем общение. Я уже стольких подруг перечислила… в общем, думаю, можно сказать, что никакой нехватки общения нет. На самом деле, этот круг даже больше: на заочке я стала заниматься японским, и у меня появились друзья и вне школы. Не вижу проблемы в том, что у всех нас какая-то своя жизнь — в разных школах или, как в моем случае, онлайн-обучение. Я считаю, что в выпускных классах у каждого своя стратегия, которая определит наше будущие, и к этому надо быть готовым. Скоро экзамены, поступление, и нет смысла на кого-то обижаться или прерывать общение. Я очень благодарна моим друзьям и маме за то, что они поняли мои интересы и разделяют их.

Мария, 7 класс:

Нет, я не чувствую ничего подобного. Мне кажется, такие личности, как я, больше любят одиночество. Даже все герои, которые мне нравятся, — одиночки. Кто-то экстраверт и жаждет общения, а кто-то интроверт и любит быть один. Некоторые люди, наверное, слишком отличаются от других, и поэтому не могут вписаться в общество. В интернете я знаю много таких ребят, мы общаемся — им тоже тяжело с теми, кто их окружает, но вместе мы поддерживаем друг друга. Я понимаю, что совсем одному быть нельзя, это как бы невыгодно — ни поговорить, ни попросить помощи. Но мне хватает тех немногих, с кем я в хороших отношениях, я знаю, что они всегда меня поддержат, а большее количество людей рядом меня бы утомляло.

Егор, 8 класс:

— С переходом в «НИКУ» я познакомился с одноклассниками-заочниками, мы переписываемся. А еще я много времени провожу на тренировках, там у нас своя компания. Иногда я скучаю по друзьям из своей прошлой школы. Но мы видимся на выходных, когда у кого-то из нас день рождения и особенно на каникулах. Весной я иногда приходил на школьный стадион, чтобы поиграть с бывшими одноклассниками в футбол после тренировки. Меня никто из компании не выкидывал, наоборот, они всегда интересуются моими успехами. Скорее, у меня часто не хватает сил, чтобы ходить с ними куда-то или играть в футбол. Иногда хочется просто посидеть в телефоне или послушать музыку, чтобы отдохнуть.

— Ваш опыт перехода на заочку оказался положительным. Но, как вы думаете, есть ли те, кому не подошло бы заочное обучение именно из-за отсутствия «живых» одноклассников?

Ксения, 11 класс:

— Многие мальчики в моем классе приходили в школу только для того, чтобы поболтать на задних партах и побегать по коридору на переменах. Не знаю, как бы они жили без этого. Не только мальчики, конечно, некоторых девочек учеба тоже мало интересовала. Я думаю, в этом и есть ответ: если вам интересны уроки, получение знаний, подготовка к экзаменам, вам не так важно, онлайн или очно проходит обучение. А если вы боретесь за главенство в классе или приходите в школу только посмеяться над мемами, то без очного посещения вам никак. Кстати, у себя, в чате заочников, мы тоже делимся мемами, просто не забываем думать и о важных вещах. Повторю свою мысль, что настоящая крепкая дружба, по-моему, от смены школы или от перехода на онлайн не исчезнет. Но, по-моему, некоторым нужна не дружба, а чтобы на них смотрели — таким заочка не подойдет, правда, они и сами не захотят переводиться.

Мария, 7 класс:

— Да, я думаю, если ты экстраверт (а таких очень много), то тебе нужно оставаться в обычном классе. Таким людям хочется внимания, хочется со всеми общаться, решать, кто главный, а кого надо игнорировать, — для таких заочка будет, как тюрьма. Если бы я могла решать, как нужно учиться в школе, я бы оставила только заочку, но тогда экстравертам будет плохо, сейчас — все наоборот.

Егор, 8 класс:

— Не думаю, что кто-то так сильно любит одноклассников, что не смог бы без них. Я таких людей не знаю. Но для того, чтобы переводиться на заочку, нужен повод. Если, например, для меня плавание важнее, я выбираю его, а не [очную] школу. Если у тебя есть цель — к ней нужно идти, и это точно важнее одноклассников. Тем более, никто не запрещает общаться с ними в свободное время.

***

Еесли вы хотите узнать больше о том, как выглядит учеба на заочке, предлагаем ознакомиться с нашим циклом материалов:

* Имена и фамилии детей изменены в целях соблюдения Закона Российской Федерации от 27.07.2006 N 152-ФЗ “О персональных данных”. Совпадения случайны