Традиционная учеба в школе с занятиями в классе, уроками по расписанию и обедом в столовой — устоявшаяся система, ставшая привычной для большинства родителей и детей. Идея расстаться с предписанной траектории жизни на одиннадцать лет может показаться как минимум странной, как максимум — страшной. Однако учеба в классе подходит не каждому ребенку, и если в недалеком прошлом это могло послужить причиной неуспеваемости или стать источником серьезных проблем, то сегодняшний мир предлагает множество образовательных возможностей без потерь в качестве. Именно поэтому все больше семей предпочитают иные, «нестандартные» варианты обучения, например, заочную форму.
Тем не менее, предвзятое мнение и страхи по отношению к образованию вне стен школы сохраняются до сих пор. Многие родители на пороге важного решения о переводе своих детей на «заочку» колеблются: стремясь облегчить, сделать комфортнее жизнь сына или дочери, они одновременно боятся навредить, ведь заочное образование сильно отличается от их личного опыта. Понимая эту проблему, мы предлагаем ближе присмотреться к заочному образованию и поговорить о его плюсах. В этом материале мы рассказываем, в каких случаях оно лучше очного, почему его не стоит опасаться и кому оно подойдет.
Заочное обучение: что это и как работает?
Заочное обучение в школе — это одна из четырех (наравне с очной, очно-заочной и семейной) форм получения среднего образования. Она регламентирована законодательством России, согласно которому любой ученик вправе выбирать наиболее удобный для него вид получения знаний. При этом перейти на заочное обучение и вернуться обратно можно в любой момент.
Выбрав заочную форму, школьник оказывается прикреплен к образовательной организации и числится ее учеником. За ним сохраняются обязанности по выполнению учебного плана и сдаче промежуточных и итоговых аттестаций, а также ряд привычных каждому школьнику прав: на получение учебной литературы, участие в конкурсах, олимпиадах и т.д. Нередко заочная учеба проходит дистанционно: ученику высылают учебные материалы, домашнее задание, а уроки проходят в формате онлайн-трансляции (если ребенок не смог посетить занятие, то он получает запись). По окончании заочного обучения в России ученику выдается точно такой же аттестат, как и всем другим выпускникам.
Если школа аккредитована, то уроки будут вести те же преподаватели, что и в обычных классах — беспокоиться о качестве образования не придется. Также не придется мучиться с документальными и организационными моментами, например, искать школу для аттестации или проходить несколько инстанций, чтобы получить справку об обучении. На ОГЭ и ЕГЭ ребенка также отправит сама школа. Подробнее с особенностями современного заочного образования вы можете ознакомится сайте Школы "НИКА", передовой опыт которой успешно внедряют другие участники образовательной среды Российской федерации.
Заочное образование требует особых компетенций. В отличие от стандартных занятий в школе, где нагрузка и график определены педагогами, заочная учеба предполагает самостоятельное планирование. Для этого нужны крепкие навыки тайм-менеджмента, мотивация, умение организовать себя, осознанность и уверенное чувство ответственности за свой результат. Все это обычно характерно для взрослых, но редко — для непоседливых школьников, поэтому родители должны быть готовы сопровождать своих детей и воспитывать в них необходимые качества, полезные не только в учебе, но и в жизни вообще. Тем не менее, такое требование — справедливая плата за свободу и гибкость в учебном графике, которую получают ребята. Но кто, как правило, эти ученики?
Профессионалы в спорте и учебе
Если ребенок профессионально занимается спортом или целенаправленно готовится к олимпиадам, то на посещение школы ему может просто не хватать времени и сил. Дорога, рутина, отсутствие гибкости и состояние постоянной многозадачности — все это расходует физический и когнитивный ресурсы. Таких ребят заочка может вытащить из неразрывного круга «дом — школа — спорт/репетитор — дом» и позволит сконцентрироваться на том, что по-настоящему важно. При этом у спортсменов и олимпиадников проблемы с ответственностью и дисциплиной бывают нечасто, и учеба в режиме онлайн — это та зона ответственности, к которой они подходят осознанно.
Примерно такая же ситуация складывается у тех, кто целенаправленно готовится к поступлению в передовой вуз. Такие ребята, в отличие от спортсменов и олимпиадников, обычно переходят на заочное обучение только в старших классах — на финишной прямой перед поступлением. Это дает им желанную возможность сконцентрироваться на подготовке к ЕГЭ и вступительным экзаменам, подстроить график так, чтобы посвящать наиболее продуктивное время необходимым предметам, не расходуя при этом лучшие часы на остальные задачи. Очная школа с регулярным расписанием, предполагающая равномерное прохождение программы, конечно, не может задвинуть какие-либо предметы на задний план. Поэтому, если цель поступления намечена четко, выбор заочного обучения в выпускном классе становится привлекательным решением.
Жители других стран и городов
В последние годы все больше людей присоединяются к российскому заочному обучению из-за рубежа. Если ребенок релоцируется вместе с семьей в другую страну, но не хочет терять российское образование или по тем или иным причинам не может пойти в школу в новом месте, то заочка — пожалуй, единственное решение, которое позволяет ему остаться в системе образования и учиться на русском языке. Но в некоторых случаях онлайн-занятия из России хорошо дополняют уроки в новой стране. Как минимум, такое сочетание сохраняет возможность получить два аттестата, что дает большую свободу выбора при поступлении и дальнейшем выборе места жительства.
Похожая потребность возникает и у ребят из других городов, если речь идет о московском заочном образовании. Здесь мотивация немного другая: обычно, если семьи оказываются недовольны качеством образования в своем городе, они записывают детей на заочное обучение в Москву. Сделать это, в действительности, не проблема: как правило, это вопрос нескольких бумаг, которые можно подписать удаленно, а цены в частных школах стартуют от пары тысяч рублей.
Домоседы поневоле
Но есть и более неприятные причины перехода на заочку, например, буллинг в прежней школе или заболевания, не позволяющие посещать занятия очно или ставшие причиной частых пропусков. В обоих таком случаях учеба из дома — одно из наиболее комфортных решений в сложившихся условиях.
Так, в ситуации буллинга идея увести ребенка из школы, сообщество которой ему не подходит, и дать время на психологическое восстановление дома поможет избежать возможных проблем в будущем. Заочное образование в таком случае даст шанс не упустить образовательный процесс из виду: хотя ребенок отвлекается от социальной среды образовательных организаций, он все равно находится в системе учебного процесса. В дальнейшем это сыграет важную роль: ему будет проще вновь адаптироваться к школе по возвращении к офлайн-занятиям. Что касается болезней, перевод на заочное обучение может стать вынужденной мерой, которая, тем не менее, поможет сберечь силы и избежать конфликтных ситуаций из-за пропусков.
Наконец, некоторые школы просто предоставляют доступ к своим образовательным платформам, на которых лежат все необходимые для учебы материалы и записанные уроки и проходят онлайн-занятия. Иначе говоря, сама образовательная организация создает учебный план и реализует его. Подключение к такой платформе могло бы сильно выручить родителей, чьи дети находятся на семейном образовании. Конечно, это не заочное обучение в полном смысле, и ответственность за образование ребенка все равно останется на плечах семьи, но зато позволит снять головную боль больших трат на репетиторов.
Почему заочное обучение — это не страшно?
В описанных ситуациях преимущества заочного образования видны невооруженным глазом: оно позволяет школьнику самостоятельно распоряжаться своим временем, освобождает ресурс внимания, чтобы ребенок мог сконцентрироваться на важных задачах, а также дает ему шанс самому организовать рабочий режим, в котором обучение — в радость. Хотя и непривычное для школьников, заочное образование давно завоевало должное внимание у студентов. Оно является проверенной альтернативной очному обучению и, требуя большей самостоятельности, предоставляет в ответ гибкость и свободу от временных рамок.
Однако есть главное препятствие на пути семьи, рассматривающей заочную форму обучения, но кроется оно не в реальном мире, а в наших стереотипах и предрассудках. Так сложилось, что если образовательный путь ребенка не напоминает родителям их собственный, то у них начинают формироваться опасения и страхи — это нормальная и естественная реакция на что-то новое, не до конца понятное и исследованное, особенно когда речь заходит о наших детях. Но в действительности ключевая задача — объективно оценить ситуацию и посмотреть на варианты, которые улучшат жизнь ребенка. Неважно, по какой причине он не может или не хочет посещать школу в традиционном очном формате, ведь в конце концов ничто не будет лучше для нас, чем то, что полезно для него.
Уже 980 учеников с 1 по 11 класс выбрали заочное обучение в аккредитованной школе «НИКА» (Москва). Подробную информацию про условия поступления и обучения вы можете узнать на официальном сайте.