В предыдущем материале мы собрали честные отзывы никовцев о заочном онлайн-образовании в нашей школе. Но ученики — только одна сторона образовательного процесса, и сегодня мы хотим посмотреть на заочку с другой — дать слово нашим преподавателям и тьютору. Ведь именно они могут компетентно подсказать, на что родителям стоит обратить особое внимание, дать понять, как проходят уроки и тьюторское сопровождение, и помочь определиться с выбором формата обучения. Что ждет ребят на онлайн-уроках? Какие трудности возникают у них чаще всего? Чем онлайн-занятия отличаются от обычных уроков? Ответами на эти вопросы и своим опытом работы на заочке поделились учителя математики и русского языка Марина Сулейманова и Татьяна Коптелова и тьютор Влада Яровая, которые работают с заочниками не первый год.
Влада Яровая, тьютор
«В нашем мире без поддержки никак — и неважно, в каком формате ученик получает знания»
Прежде, чем говорить о специфике работы в онлайне, стоит коснуться самого тьюторского сопровождения и его формах, ведь эта должность есть далеко не во всех школах. Тьютор — это позиция союзника в обучении. Конечно, наша работа схожа с классным руководством: мы помогаем детям решать организационные и технические вопросы, — но прежде всего тьютор работает с запросом ребенка, с его целями и желаниями, он помогает подсветить сильные стороны и пересмотреть отношение к слабым. А еще наша работа — проявлять должный уровень эмпатии и предотвратить проблему на стадии возникновения, задавать правильные вопросы, благодаря которым ученик может взглянуть на ситуацию со стороны и найти решение. Можно сказать, что тьютор помогает ребенку найти свой путь.
Тьюторское сопровождение осуществляется в рамках индивидуальных помощи в течение школьного дня и при помощи тьюториалов. В отличие от классного часа, который всем нам известен со школьной скамьи, тьюториал не носит нравоучительный характер, здесь важна доверительная атмосфера, помогающая выявить личный запрос (даже для самого ученика это порой не так просто). Также тьюторы взаимодействуют и с родителями.
Что касается онлайн-заочки, в нашем мире без поддержки никак — и неважно, в каком формате ученик получает знания. Если быть предельно честным и открытым с учащимся, стараться понять его, проблем с доверием у тьютора не возникает ни при очном, ни при дистанционном общении. Всех детей чаще всего волнуют вопросы профильного обучения или выбора профессионального пути. Нередко бывает, что за выбором профиля скрывается множество других аспектов: «Какой профиль мне выбрать, если мне интересны совершенно полярные направления?», «Я хочу выбрать профиль из-за личных предпочтений или под влиянием взрослых?», «Мне на самом деле нравится предмет или то, как его преподает наш учитель?» Такие вопросы очень актуальны, и мы стараемся разобраться в них. Немаловажным является и поиск мотивации к обучению: как ее поднять или же как приобрести.
Также в дистанционном формате, когда ребенок занимается дома, существенно возрастает роль родителей в образовательном процессе. Тьютор не может влиять на многие вещи или проконтролировать их, поэтому родители должны опираться на ряд рекомендаций. К примеру, в текущем учебном году мы, тьюторы, в плотном взаимодействии с ними смогли определить ряд случаев, когда ожидание родителя по выбору будущей профессии совсем не были равны желанию ученика. В таком случае очень важно открыть глаза взрослых на иные грани характера детей, их стремления и таланты. Кстати, родители порой имеют значительно больше вопросов об обучении и профильном самоопределении, чем сами учащиеся, и чаще всего это максимально открытое и заинтересованное взаимодействие: им важно знать, в чем заключается истинный запрос ребенка.
Больше информации о специфике работы тьюторов Школы "НИКА" вы можете посмотреть на официальном сайте.
Татьяна Коптелова, учитель русского языка и литературы
«Главный плюс онлайн-формата — это возможность использовать колоссальный объем цифровых ресурсов»
Я преподаю русский язык и литературу вот уже 10 лет, и большую часть этого времени работала в офлайне. Как и у многих, необходимость перейти в онлайн-пространство появилась у меня во время карантина, с тех пор я освоилась и теперь уверенно чувствую себя и в заочном формате. Но, признаюсь честно, мне до сих пор не хватает живого общения с учениками, но я стараюсь компенсировать это различными активностями.
Безусловно, главный плюс онлайн-формата — это возможность использовать колоссальный объем цифровых ресурсов, что позволяет сделать урок литературы наполненным музыкой, отрывками из экранизаций, а урок русского языка — нестандартными заданиями. На онлайн-уроках мы активно работаем с гипертекстом. В рамках уроков русского языка и литературы это важнее, чем, скажем, выполнение интерактивных упражнений, которые ребята с удовольствием делают и во внеучебное время (некоторые из них составлены в формате игр, квестов, и ученикам это нравится). Использовать гипертекстовые материалы и источники в офлайне затруднительно, а задачу учить ребенка читать цифровой текст перед нами ставит само время. Но все же хочу обратить внимание на то, что формирование грамотности в отрыве от прочтения и написания текста невозможно: нужно следить за тем, чтобы аудиокнига не заменяла школьнику бумажную, а клавиатура не вытесняла ручку.
Заочный урок требует в первую очередь соблюдения жесточайшего регламента, и к этому нужно адаптироваться. Практически каждый этап классического урока в онлайне длится на несколько минут дольше, и для того, чтобы успеть разобрать материал, но при этом не мчаться «галопом по европам», учителю необходимо каждый раз ставить перед собой максимально конкретную цель и четко ей следовать. Кроме того, с переходом в онлайн в эпоху ковида нужно было в считанные дни переформатировать свою работу, освоить различные программы и приложения. Но неразбериха в прошлом: когда первый шок прошел, я начала более глубоко изучать электронные ресурсы и отбирать те, формат которых мне оказался близок.
Марина Сулейманова, учитель математики
«Мы стараемся, чтобы заочка ничем не отличалась от обычных уроков»
В ковидные времена все мы работали онлайн, поэтому, когда мне предложили работать учителем на заочке, формат дистанционного образования уже не был в новинку, и я согласилась. Конечно, бывают технические сложности, но мы научились их преодолевать: урок могут отправить в виде записи или же перенести занятия на удобное время для ученика.
Мы стараемся, чтобы заочка ничем не отличалась от обычных уроков в офлайне и чтобы качество обучения оставалось на высоком уровне. И, мне кажется, различий действительно немного: разве что на заочке мы берем задания не только из учебника, а еще и с презентации — так детям удобнее работать. В остальном, все методы и приемы с очных занятий используются и в онлайне. Например, я призываю ребят включать камеру, а если вижу, что кто-то отвлекается, то прошу прислать классную работу, чтобы удостовериться в том, что ребенок действительно работает на уроке. Часто ребята работают устно, что позволяет контролировать их и понимать, насколько хорошо ученики усваивают тему. В основном мы делаем все вместе, благо, классы у нас небольшие — до 10 человек. В этом есть преимущество: в своей маленькой команде мы можем хорошо проработать тему. Еще у нас есть общий чат, где мы общаемся и можем зафиксировать, например, домашнее задание, или обсудить какие-то темы. И если, например, ученики что-то упустили, мы так же, как в обычном классе, останавливаемся и разбираем непонятные моменты.
Технические моменты заочного образования описаны на сайте Школы.
Но есть пара нюансов вне педагогического процесса, на которые я прошу обратить внимание при выборе заочного формата: главное для ребенка — социализация, а также физическая нагрузка (особенно учитывая то, что вся учеба проходит за компьютером), — все это необходимо компенсировать за рамками заочной школьной учебы. К счастью, никаких проблем с этим обычно не возникает. Например, ребенок может посещать секцию, и такие занятия разом убьют двух зайцев: и обеспечат социализацию, и дадут физическую нагрузку.
Предлагаем вам ознакомиться с нашими предыдущими материалами. Ранее мы писали о том, что такое заочное образование, почему его не стоит бояться и как оно реализуется в нашей школе, а также рассказывали о мифах вокруг заочки и развенчивали их.