Найти тему
Военно-технический сундук

Только за 1943 год люфтваффе потеряли на Восточном фронте 10 000 самолетов. Это много, или мало, учитывая 50-тысячные потери за 6 лет войны?

В 1984 году в старом советском журнале «Крылья Родины» появился крик души одного советского военного с исторической степенью, в котором он опровергает враки всяких импортных антикоммунистов, утверждающих, что во время Второй Мировой войны советские ВВС не внесли в общую победу никакого вклада. Этот очерк я привожу в своей публикации после небольшого своего предисловия.

Воздушная война на Восточном фронте
Воздушная война на Восточном фронте

КРАТКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА КАНАЛА

Хочу снова возвратиться к теме роли Красной Армии в разгроме вермахта и люфтваффе на Восточном фронте. Я понимаю, что пока был СССР, то советской пропаганде было выгодно эту роль повышать, а западной – принижать.

Но после 1991 года, когда, казалось бы, советская пропаганда издохла и на свет божий вылезли новые цифры и подробности, ситуация не поменялась, а наоборот, усугубилось. Оказалось, что советские ВВС в Отечественной войне вообще не сыграли никакой роли, они несли только потери и постоянно сокращались, позволяя Гитлеру перебрасывать боевую авиацию на другие фронты.

Таким образом никаких разговоров о вкладе советских ВВС во всю Вторую Мировую войну вообще не ведется. При этом начинаются операции с всякими цифрами, доказывающими, что на Западном фронте немецких самолетов англо-американскими ВВС было уничтожено в разы больше, чем на Восточном.

Ну, вроде и цифры правильные, однако тут начинаются некоторые махинации. Так, многие историки, и не только западные, но и наши, присовокупливают к потерям люфтваффе и те почти 4000 самолетов, которые были уничтожены в битве за Францию, битве за Британию, битве за Норвегию в 1940-м году и в битвах за Югославию и Грецию в начале 1941-го. Ну, это неправильно, как неправильно вообще считать все потери люфтваффе на всех фронтах до начала вторжения в СССР, учитывая и потери в Северной Африке до 22 июня 1941 года.

Но если всё это учитывать, то максимальные боевые потери немцев за 5 с лишним лет войны составили 40 тысяч, если прибавить сюда и не боевые потери в 10 тысяч, то получится цифра в 50 тысяч.

А между тем только за три месяца 1943 года на Кубани и в Курской битве люфтваффе потеряли почти 5 тысяч самолетов, не считая потери до этих битв и после них (Сталинградская и Днепровская) – всего за 1943-й Гитлер лишился около 10 тысяч самолетов, а может и больше.

Много это, или мало? Из 50 тысяч потерь за всю войну (почти 6 лет) только за один год в 1943-м на Восточном фронте по боевым и не боевым потерям Гитлер потерял пятую часть от всех своих потерь за всё время.

Интересно, что в период с 1-го сентября 1939 года по 22 июня 1941 года люфтваффе безвозвратно лишились 9980 самолетов, ну, практически те же 10 тысяч, что и в 1943 году на Восточном фронте. А вот уже за последние 6 месяцев 1941-го люфтваффе потеряли те же самые 10 тысяч самолетов, то есть потери усилились в 4 раза, и с чего бы это?

Мало того, за следующие полтора года после начала ВОВ (22.6.1941-30.11.1942 гг.) люфтваффе потеряли еще 20 тысяч самолетов. Откуда такие потери, если воздушные бои над Европой были эпизодическими, над Северной Африкой велись ни шатко и валко, а над Северной Атлантикой немцы теряли самолеты преимущественно от советских ВВС?

Короче, возникает вопрос – если с 1943 года на Западном фронте дислоцировалась основная часть люфтваффе, то каким таким образом англо-американцы вообще умудрились высадиться сначала в Италии, а потом в Нормандии? Получается, что прославленные англо-американские пилоты были более мотивированы, чем немецкие пилоты, и летали при этом на гораздо более лучшей технике. То есть все эти 16 тысяч немецких самолетов были сбиты в 1943 году исключительно пилотами англосаксов, потому что под огонь ПВО немцы не попадали.

Американский Б-17 под зенитным огнем
Американский Б-17 под зенитным огнем

Ну, тогда надо подумать о том, что в ходе налетов на Германию подавляющее число бомбардировщиков союзников было сбито не немецкими истребителями, а погибло от зенитного огня. Это сов ершенно естественно, потому что массированное применение зенитной артиллерии гораздо эффективнее, чем атаки истребителей с неведомым результатом. А зенитная артиллерия у Гитлера была очень мощная, отсюда и более 20 тысяч англо-американских самолетов, сбитых только за два года тотальных бомбардировок.

Именно поэтому рисковать обрушением Восточного фронта за счет усиления ПВО на Западном фронте практически не имело смысла. Одно зенитное орудие на любой высоте только одним удачным выстрелом могло спустить с небес на землю сразу несколько тяжелых бомбардировщиков, что нередко и происходило. А сколько бомбардировщиков за один вылет мог сбить даже ас-истребитель?

В большинстве случаев – вообще нисколько. Ясно, что и далеко не каждый снаряд наносил повреждения вражескому бомбардировщику, но снаряд – это не истребитель с живым пилотом, который каждую секунду рискует быть убитым. Каждое артиллерийское орудие исторгало из себя массу снарядов в короткий промежуток времени, отсюда и такие огромные потери среди англо-американских бомбардировщиков – в среднем по 10 самолетов в сутки.

Для того чтобы хоть приблизительно сообразить, сколько американских самолетов погибло непосредственно от рук немецких пилотов, достаточно открыть список асов люфтваффе Западного фронта и просуммировать их победы. Где вы там увидите 16 тысяч в 1943 году? На всех германских летчиков в 1943 году не наберется и одной тысячи сбитых самолетов союзников на Западном фронте. Всё остальное было сбито зенитной артиллерией.

Примерно такой же расклад наблюдается и в 1944-1945 годах – основные потери англо-американской авиации, включая истребители, разведчики и транспортные самолеты, приходятся именно на зенитную часть ПВО. Немецким истребителям отводилась только роль охотников за подразделениями вражеских самолетов, вышедших из зоны немецкой ПВО, но таких зон в Германии и оккупированной немцами Европе было очень мало, и толпиться в них истребителям люфтваффе было очень сложно, да и не имело смысла.

И вот, проанализировав эту обстановку, следует признать – все утверждения, что Гитлер якобы с 1943 года направил львиную долю своей авиации в Западную Европу – это просто передергивания, граничащие с натуральным фейком. Основная масса люфтваффе, самая боеспособная, приученная драться не с неповоротливыми бомберами, а с истребителями, и способная наносить удары по наземным позициям в условиях очень мощного противодействия со стороны всех систем вражеской ПВО, на Восточном фронте так и осталась.

А если что и отправлялось за его пределы, то это были только вспомогательные силы, которые подлежали переучиванию на борьбу с высотными бомбардировщиками.

Короче, в заключение хочу представить очерк одного типично советского военного, который на страницах журнала «Крылья Родины» за 1984 год пытается опровергать пасквили всяких зарубежных авиационных историков. Ясно, что он пишет свой сугубо научный труд (как-никак – доктор исторических наук!) только в целях пропаганды и из любви к Отечеству, которой сегодня не испытывают к нему даже многие отечественные патриоты. Его можно подозревать в каких-то передергиваниях, но подозрения – это не факты. Лично мне кажется, что фактов в его материале достаточно, причем таких, которые не подлежат сомнению.

Потому давайте прочитаем этот труд, осмыслим все доводы этого старого советского военно-партийного агитатора и попробуем его опровергнуть. Или же все-таки согласиться с ним.

Заголовок очерка
Заголовок очерка

Журнал «Крылья Родины», 1984 г., №12

КОРОТКАЯ ПАМЯТЬ...

БУРЖУАЗНЫЕ ИСТОРИКИ О РЕШАЮЩИХ ВОЗДУШНЫХ СРАЖЕНИЯХ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Автор: полковник В. ШУМИХИН, доктор исторических наук

За послевоенные годы в США, Англии, ФРГ и других капиталистических странах опубликовано немало книг, посвященных участию военно-воздушных сил во второй мировой войне. Многие авторы страдают короткой памятью и показывают события в искаженном свете.

Ими, например, отрицается тот факт, что после нападения гитлеровской Германии на СССР решающие сражения не только на земле, но и в воздухе происходили на советско-германском фронте. Подробно описывая боевые действия американской, английской, немецкой авиации, они зачастую ничего не говорят о Советских Военно-Воздушных Силах - будто их тогда и не существовало.

Так, группа профессиональных военных историков США выпустила несколько томов о воздушных операциях, но ни в одном из них нет ни слова о роли советской авиации. Некоторые историки, не решаясь полностью игнорировать вклад Советских Военно-Воздушных Сил в войне, подробно описывают даже незначительные воздушные бои на Западе, но становятся очень лаконичными, когда говорят о более крупных воздушных битвах на советско-германском фронте.

Западногерманский историк Г. Фойхтер, редактировавший в фашистской Германии ряд авиационных журналов и занимавший другие важные посты в штабе ВВС, написал историю воздушной войны. В предисловии автор заявляет, что в этой книге «беспристрастно показаны причины неудач и поражения немецких военно-воздушных сил». Однако воздушным сражениям на советско-германском фронте, где были разгромлены основные силы люфтваффе, он отвел в книге из почти четырехсот страниц всего... четыре. Да и на них показывает не столько боевые действия советской авиации, сколько ошибки немецкого командования, допущенные им в использовании военно-воздушных сил против СССР.

Обложка журнала "Крылья Родины", 1984 г., №12 и две страницы очерка "Короткая память..."
Обложка журнала "Крылья Родины", 1984 г., №12 и две страницы очерка "Короткая память..."

Историки ФРГ, если и пишут о воздушной обстановке на Восточном фронте, то только о том периоде, когда в воздухе господствовала фашистская авиация.

Напрасно у них искать хотя бы упоминание об одном из крупнейших в истории второй мировой войны воздушном сражении на Кубани весной 1943 г., которое стоило фашистской авиации 1100 самолетов и серьезно подорвало ее боевую мощь; почти ничего не сказано о воздушных боях под Курском летом того же года, где было уничтожено более 3700 вражеских самолетов и окончательно завоевано стратегическое господство советской авиации в воздухе.

В то же время отчетливо выражена тенденция к преувеличению значения воздушных боев на Западе. Американские и английские историки утверждают, что решающим фронтом второй мировой войны был якобы «воздушный фронт». Так, командующий ВВС США в годы войны генерал Г. Арнольд доказывает, что авиация США и Англии играла решающую роль во время войны в Западной Европе.

Ярко выражена эта точка зрения и в книге английских историков Д. Ричарда и Х. Сондерса о боевых действиях английской авиации. «...Если бы Германия, - заверяют они, - не подверглась столь опустошительным ударам с воздуха, в результате которых была уничтожена значительная часть ее промышленности, то она должна была бы выиграть войну».

Лиддел Гарт также утверждает, что бомбардировки вызвали «паралич военной мощи Германии».

Ложная мысль, что фашистская Германия пала под ударами авиации США и Англии, современным фальсификаторам нужна для того, чтобы лишний раз сказать западногерманским читателям: смотрите, мол, теперь Англия и могущественная Америка на вашей стороне, значит, победа в третьей мировой войне будет за нами.

Как известно, решающим театром войны является тот, на котором действует основная масса вооруженных сил и средств противника. Именно таким и был советско-германский фронт. Фашистское командование бросило против СССР почти две трети боевых самолетов, находившихся в строю.

С первого дня и до конца войны на Востоке находилось 50-60 процентов гитлеровской авиации. Если учесть, что часть немецких самолетов была в ремонте, часть в системе ПВО, то на другие театры военных действий и оккупированные страны у фашистского командования оставалось незначительное количество авиационных сил.

После разгрома советской авиацией одного из фашистских аэродромов. Фото из Центрального государственного архива кинофотодокументов СССР. Представлено И. Фурмановой. Фото из очерка "Короткая память..."
После разгрома советской авиацией одного из фашистских аэродромов. Фото из Центрального государственного архива кинофотодокументов СССР. Представлено И. Фурмановой. Фото из очерка "Короткая память..."

Вследствие гигантского размаха боевых действий на советско-германском фронте и больших безвозвратных потерь гитлеровское руководство не только не могло ослабить имевшуюся здесь группировку ВВС, но вынуждено было непрерывно наращивать ее, снимая с других фронтов и перебрасывая на Восток. По вынужденному признанию английского военного писателя Дж. Фуллера, это объяснялось тем, что Гитлер и его штаб рассматривали войну на других театрах «как побочную и незначительную и никак не оправдывавшую отвлечения сил, необходимых в России».

Даже У. Черчилль писал, что с тех пор, как Гитлер обратил свои взоры на Восток, «налеты на Англию... заняли в мыслях фюрера и в германских планах второстепенное место».

События на советско-германском фронте заставили фашистскую Германию ограничить размах вооруженной борьбы также в Северной Африке и на Средиземном море. Летом 1942 г. гитлеровское командование было вынуждено перебросить 2-й воздушный флот из района Средиземного моря под Сталинград.

Так же обстояло дело в Италии. Когда английские и американские войска высадились там осенью 1943 г., гитлеровцы не оказали им серьезного сопротивления ни на земле, ни в воздухе. Даже открытие второго фронта в Европе и высадка экспедиционных сил союзников в Нормандии производились без сильного противодействия немецких ВВС. К 6 июня 1944 г. в составе базировавшегося на французских аэродромах 3-го воздушного флота немцев имелось лишь 90 бомбардировщиков и 70 истребителей.

В это же время на советско-германском фронте действовало около 2800 боевых фашистских самолетов. Каждый день на огромных пространствах советско-германского фронта, протяженностью до 6 тыс. км, происходили ожесточенные воздушные бои, которые по своей напряженности, интенсивности и результатам намного превосходили бои на Западе.

Решающим сражением второй мировой войны западные историки считают сражение под Эль-Аламейном (Северная Африка) летом 1942 г. По свидетельству английского фельдмаршала Монтгомери, там были разгромлены две авиационные дивизии фашистов (т. е. примерно 200 самолетов). В это же время в Сталинградской битве было уничтожено 3260 немецких самолетов. Участник этой битвы гитлеровский генерал Г. Дёрр признавал в своих мемуарах: «Не только сухопутные силы, но и авиация потеряли под Сталинградом целую армию».

Командующий немецкой истребительной авиацией писал потом: «Вследствие неслыханно больших потерь истребительной авиации в истекшем году во время наступления на Восточном фронте... полностью израсходована продукция авиапромышленности, напряженной до предела».

То же самое происходило и с бомбардировщиками. Западногерманский историк Греффрат в свое время писал: «Зимой 1941 года немецкой бомбардировочной авиации был нанесен первый сокрушительный удар, а в 1944 году ее окончательно загубили в России».

На советско-германском фронте были уничтожены лучшие кадры фашистских летчиков. Многие из них погибли под Москвой, Ленинградом. В конце 1942 - начале 1943 г. для снабжения по воздуху окруженной в районе Сталинграда 6-й армии Паулюса Геринг был вынужден мобилизовать инструкторов летных школ.

Уже к 1944 г. число летчиков в военно-воздушных силах Германии сократилось более чем вдвое (с 45 тыс. до 21 тыс. человек). На нашем фронте основные потери вражеская авиация несла в воздушных боях (57 процентов) и от огня зенитной артиллерии (26 процентов).

По-иному обстояло дело на Западноевропейском театре военных действий. Американские и английские самолеты бороздили немецкое небо, почти не встречая противодействия со стороны авиации и противовоздушной обороны Германии. США и Англия обладали крупными военно-воздушными силами, их массированные налеты причинили немалый ущерб городам Германии и ее союзников. Однако это не имело решающего значения для хода и исхода войны. В разгроме гитлеровской Германии в целом и ее воздушной мощи, в частности усилия партнеров были далеко не одинаковыми. Вклад союзных держав в победу не идет ни в какое сравнение с вкладом советской страны.

КОНЕЦ ОЧЕРКА.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Потери Су-2 на фронте бывали в четыре раза меньше, чем потери Пе-2, если считать по боевым вылетам. Так гласит статистика

Штурмовик Ил-2 - это наш позор. Такое мнение у «специалистов», которые вообще не знают истории применения боевой авиации

Как наши девчонки - стрелки-радистки тяжелых бомбардировщиков, во время войны сбивали «мессеров» и «фокке-вульфов»

Сентябрь 1941-го. Спасение семи летчиков-истребителей на трехместном Пе-2