Публикация представляет собой очерк, появившийся в старом советском журнале и рассказывающий о том, как экипаж разведывательного самолета Пе-2 вывез из окружения семерых наших летчиков-истребителей, часть из них разместив прямо в бомболюке.
Я очень люблю читать всякие мемуары времен Великой Отечественной войны, правда, написанные не генералами и маршалами, а рядовыми военными, рангом не выше подполковника, но не в отставке, а в запасе. Генералы, дослужившие до отставки, обычно рассказывают о высших сферах, которые нормальным читателя совершенно не интересны. А вот те, кто ниже подполковника, они в высшие сферы не лезут, а описывают свои настоящие фронтовые будни, и очень часто рассказы их очень интересны.
И еще что в этом деле примечательно – капитаны и полковника запаса очень редко пишут пространные книги, а все их воспоминания появляются только в профильных малотиражных журналах или редких сборниках. Вернее, не появляются, а появлялись в прошедшем времени, поскольку сегодня эти очерки не переиздаются в виду относительной малоизвестности их авторов.
Вот у меня есть довольно большой архив старых советских журналов, и среди них есть такие, в которых эти рассказы появлялись. Искать эти произведения в книжных вариантах – дело бесполезное, они так в журнальных вариантах и остались, и подавляющее большинство их забыто начисто.
А между тем для тех, кто хочет побольше знать о Великой Отечественной, следовало бы читать не только толстые книги генералов и маршалов, в которых очень часто появляются натуральные байки, а по мере возможностей знакомиться с воспоминаниями рядовых солдат войны, для которых рассказывать байки о своей боевой работе – просто кощунство.
В общем, не буду тянуть кота за хвост, а представлю на суд своих читателей очень интересную историю, которой я почему-то полностью верю. Но верю я не потому что мне так хочется, а потому что об аналогичных случаях я читал и в других источниках, тоже в основном журнальных, правда, отчасти подтвержденных и официальными историческими материалами.
История эта появилась в виде очерка в журнале «Авиация и космонавтика» за 1989 год, и хоть она не такая экстремальная, как подвиги, расписанные в иных генеральских и маршальских байках, тем не менее очень хорошо отражает обстановку первого года войны.
Журнал «Авиация и космонавтика», 1989 г., №4
В ТЫЛ ВРАГА
Подполковник запаса Б. Наливайко
Шел сентябрь 1941 года. Вражеские дивизии форсировали Днепр, захватили плацдармы на его левом берегу, значительно продвинулись на восток. В окружении оказались некоторые наши авиационные части. Установить радиосвязь с ними не удавалось.
- Нужно выяснить, какова обстановка у Днепра, в районе окруженного аэродрома наших истребителей, найти авиаторов и сбросить им вымпел с новыми радиоданными, - поставил задачу лейтенанту А. Смирнову командир 99-го бомбардировочного авиационного полка подполковник С. Егоров. - От этого зависит судьба многих бойцов и командиров. Пойдете без прикрытия.
- Задание понял, - ответил Алексей.
Экипаж направился к самолету. Мощные кучевые облака плотно закрыли небо. Шел дождь.
- Сложно будет вести поиск, - заметил штурман старший лейтенант Александр Меркурьев.
- Да, погодка никуда не годится, - подтвердил стрелок-радист сержант Натан Стратиевский. - Зато от «мессеров», пожалуй, отбиваться легче будет.
Он оказался прав. Сразу после взлета Пе-2 поднялся к облакам и, прижимаясь к их нижнему краю, взял курс к Днепру. Над линией фронта Стратиевский увидел истребители противника.
- Над нами «мессеры», - доложил он.
Фашисты тоже заметили советский самолет и бросились в атаку. Огонь они открыли с дальней дистанции. Стратиевский ответил короткими очередями. A в следующую минуту, набрав еще немного высоты, пикировщик скрылся в облаках, и гитлеровские летчики потеряли его. Вскоре Меркурьев предупредил командира:
- Подходим к цели. Снижение!
Расчет оказался верным. Едва Пе-2 вынырнул из облаков, как прямо по курсу открылась река. Экипаж стал осматривать землю, заросли на берегу. Где-то в этом районе и должны быть наши войска. Но где? Как найти их?
Со стороны рощи ударили зенитки. Один снаряд разорвался так близко, что самолет сильно встряхнуло. По фюзеляжу забарабанили осколки. Алексей понимал всю опасность положения. Но уйти, не выполнив боевого задания, он не мог.
- Снижаюсь до малой высоты, - предупредил Смирнов экипаж.
При подходе к подковообразной роще зенитная артиллерия забушевала с новой силой. Что-то со скрежетом ударило в самолет. Однако полет под огнем продолжался.
Снова неподалеку разорвался снаряд. На этот раз осколки повредили лопасти винта и руль высоты. Но «петляков» несся над самой землей вдоль берега Днепра не меняя курса. Меркурьев неожиданно доложил:
- Командир, у зарослей наши истребители!
Смирнов развернул самолет в сторону леса. Он тоже заметил несколько И-16. Вероятно, эти машины были неисправны, иначе давно улетели бы отсюда. Рядом с ними никого не видно.
- Штурман, вымпел! - распорядился командир экипажа. Александр выбросил вымпел. Однако к нему никто не подбежал.
Смирнов вновь обратился к штурману:
- Что делать будем? Вымпел-то никто не подобрал.
- Придется садиться, командир.
Да, другого выхода не было, и Алексей принял решение идти на посадку. Пе-2 сел с ходу. Погасив скорость, Смирнов подрулил к деревьям, поближе к истребителям, сиротливо стоявшим у зарослей.
- Сержант Стратиевский, посмотрите, есть ли там кто-нибудь! - приказал он стрелку-радисту.
Тот спрыгнул на землю, вытащил из кобуры пистолет и бросился к зарослям. Через несколько минут он вернулся. Вместе C ним пришел авиационный техник. Он пригласил командира экипажа к комдиву истребителей. Представившись и доложив полковнику о задании, Алексей объяснил, почему пошел на посадку.
С помощью новых радиоданных полковник связался с представителем штаба ВВС фронта, уточнил свою задачу. Потом сказал Смирнову:
- На рассвете будем пробиваться. Да и вам придется ждать утра. За это время подремонтируйтесь.
С наступлением ночи гитлеровцы прекратили артиллерийско-минометный обстрел района окруженных войск. Экипаж принялся за ремонт бомбардировщика. Ему помогали техники и механики. Дело спорилось. Но вот беда: не было горючего.
- Как же быть? - забеспокоился Смирнов.
- Есть выход, - сказал один из техников. - Видите: «ишачки» стоят. Сильно повреждены они. А топливо в баках осталось. Нужно его перекачать.
Так и сделали. Закончив работу, расположились под деревьями. К ним подошла группа летчиков-истребителей. Их было семеро. Разговорились о войне, о тех трудностях, которые приходилось преодолевать. Летчики-истребители надеялись скоро вырваться из окружения и снова вернуться в строй воздушных бойцов.
Почувствовав усталость, командир экипажа прижался спиной к стволу Дерева. И так, полусидя, забылся. Сон был коротким и чутким.
- Товарищ лейтенант, светает. Пора! - разбудил его Стратиевский.
Смирнов встал и в сопровождении штурмана и стрелка-радиста направился к «петлякову». Но на полдороге остановился, словно почувствовал взгляд в спину.
Семеро летчиков-истребителей молча шли сзади, чтобы проводить товарищей на Большую землю. В руках - винтовки, автоматы, гранаты. «Эх, товарищи, удастся ли вам живыми выбраться из окружения? - подумал с горечью Алексей. - А ведь летчики сейчас так нужны!»...
- Вот что, - сказал он. - Попробую взять троих. Но нужно разрешение вашего командира.
Через некоторое время сухощавый лейтенант с забинтованной рукой доложил: командир не возражает, чтобы вы забрали летчиков. Сам он будет выводить оставшихся бойцов и командиров.
- Хорошо. Одного беру в кабину, - распорядился Смирнов, - двоих пусть забирает стрелок-радист!
Кабина стрелка-радиста была просторнее.
B кабину, не считая стрелка-радиста, втиснулись двое. На земле остались четверо, в том числе и летчик с забинтованной рукой. Они ни о чем не просили, видели, что для них места нет. У Алексея при взгляде на них сжалось сердце.
- Может, в бомболюке устроим? - подсказал Меркурьев.
Так и поступили.
Знал ли Смирнов, на что шел? Пе-2 - сугубо боевой самолет. Он брал тяжелый бомбовый груз. Но люди не бомбы. Их не подвесишь под фюзеляжем, подобно ФАБам. Размещение людей в самолете нарушало центровку. Конечно, командир экипажа это понимал. Но он учитывал чрезвычайные обстоятельства. И поэтому шел на риск, хорошо зная самолет, рассчитывал на свое мастерство.
На старте бомбардировщик задержался, будто перед прыжком. Затем летчик отпустил тормоза, Пе-2 тронулся с места. Газ до упора. Нужна скорость! В ней было теперь спасение всех, кто находился на борту.
В конце полосы, едва различив в полумраке вершины деревьев, летчик потянул штурвал на себя и почувствовал, как самолет отделился от земли. Поначалу он пролетел над лесом, затем поднялся выше.
Гитлеровцы не стреляли по бомбардировщику. Не так просто, наверное, было им разобраться, чей самолет находился в этот ранний час в воздухе...
Однополчане ждали экипаж Смирнова. И когда бомбардировщик зарулил на стоянку, бросились к нему. Каково же было их удивление, когда они увидели, как из самолета один за другим вышли десять человек!
Так закончился тот полет.
За спасение воздушных бойцов, установление связи с окруженными и добытые ценные сведения о войсках противника, a также проявленные при этом смелость и находчивость лейтенант А. Смирнов, старший лейтенант А. Меркурьев и сержант Н. Стратиевский были награждены орденом Красного Знамени.
Вскоре стало известно, что попавшим в окружение авиаторам удалось вырваться из кольца.
Впоследствии с летчиками из «своей» семерки экипаж Смирнова не раз встречался на прифронтовых аэродромах. Они летали, сражались с врагом. Потом их пути-дороги разошлись. Истребители перелетели на другой участок фронта.
- Как фамилии тех семерых? - спросил как-то Смирнов стрелка-радиста.
- Одного вроде бы звали Иваном, другого Сергеем. И Пантелей среди них был. А вот фамилии не спросил...
Прошло без малого три десятка лет. В канун 25-летия Великой Победы встречались ветераны 16-й воздушной армии. Был на встрече и Герой Советского Союза капитан запаса Н. Стратиевский. Там-то он и услышал рассказ одного из ветеранов о том, как его и еще шестерых товарищей из истребительного авиаполка спас неизвестный экипаж «петлякова». Натан Борисович подошел к нему. Это был Герой Советского Союза подполковник запаса Иван Иванович Кобылецкий. Нет нужды говорить, какой радостной была та встреча.
Снова прошло много лет. Теперь удалось узнать имена и судьбы остальных воздушных бойцов из той семерки. О них сообщил в письме Стратиевскому Кобылецкий, который живет в Киеве. Вот имена еще шести авиаторов, вывезенных из окружения экипажем А. Смирнова.
Бушин Иван Макарович после войны жил в Сочи.
Шестернев Геннадий Васильевич и Афимченко Пантелей Максимович погибли под Сталинградом.
Котлов Николай Степанович и Ашурко Николай Лукьянович погибли под Курском.
С Ярлыкиным Сергеем Михайловичем связь, к сожалению, потеряна.
Не дожил до Победы и штурман Пе-2 А. Меркурьев. Он погиб в одном из воздушных боев B 1942 году. В экипаже А. Смирнова, ставшего затем командиром эскадрильи, штурманом сначала летал гвардии капитан А. Туриков, затем гвардии старший лейтенант А. Царегородский. Все трое были удостоены звания Героя Советского Союза.
Верные сыны Отчизны, коммунисты, они с честью прошли через все испытания войны, сквозь пламя жесточайших сражений.
КОНЕЦ ОЧЕРКА
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Как штурман подбитого ДБ-3Ф в 1942-м упал с 7-километровой высоты без парашюта и остался живой