Найти тему
Военно-технический сундук

Как наши девчонки - стрелки-радистки тяжелых бомбардировщиков, во время войны сбивали «мессеров» и «фокке-вульфов»

Во время Великой Отечественной войны было множество стрелков-радистов тяжелых бомбардировщиков Ил-4, Пе-2 и штурмовиков Ил-2, которые сбивали атакующие их самолеты вражеские истребители, и в ряду таковых отыскалось немало девушек, которые тянули эту опасную лямку наряду с матёрыми мужиками.

Тамара Федоровна Константинова у своего Ил-2
Тамара Федоровна Константинова у своего Ил-2

Недавно я ознакомился со списком бортстрелков-радистов советских бомбардировщиков, которые во время Великой Отечественной войны не только охраняли свои самолеты во время боевого полета от вражеских истребителей, но и нередко сбивали их. Правда, в этом списке всего 32 фамилии, но это скорее всего потому, что победы этих героев подтвержденные официально, то есть настолько официально, что ни у кого не вызывают ни малейшего сомнения.

Но я знаю еще много фамилий бортстрелков, тоже одерживавших победы, но эти победы известны только со слов других людей, часто вообще не очевидцев. И таких у меня набралось более сотни, кто-то из них погиб, кто-то встретил Победу с орденами и медалями, причем часто эти награды присуждались вовсе не за сбитые самолеты противника, а за то, что хорошо защищали от атак истребителей свои боевые машины.

Но все же сегодня я хочу привлечь внимание к сбитым этими стрелками самолетам. Самым результативным из них является Андрей Ефимович Пихота, стрелок-радист бомбардировщика ДБ-3Ф (Ил-4), который в одном бою сбил целых шесть истребителей противника. Случилось это 9 июля 1941 года, а 30 августа факт сбития целых 6 истребителей был зафиксирован в газете «Красная Звезда». Через 47 лет в журнале «Крылья Родины» это событие было реанимировано, тем не менее, официально так и не было подтверждено.

Бомбардировщик ДБ-3Ф (Ил-4)
Бомбардировщик ДБ-3Ф (Ил-4)

Ясно, что очень трудно поверить в такой подвиг, свидетелем которому были только несколько членов экипажа бомбардировщика ДБ-3Ф, тем более что в немецких документах скоротечная убыль такого количества истребителей, оперировавших в тот день в Брянской области, не отражена. Тем не менее, сам Пихота, получив ранение, несовместимое с летной деятельностью и перешедший на должность механика по авиационному вооружению, а потом получивший офицерское звание, даже в 80-е годы настаивал – да, сбил шесть истребителей противника, причем сразу в одном бою.

Ладно, можно верить, а можно и не верить, но список официальных побед бортовых стрелков во время войны начинается с довольно впечатлительных цифр. Так, Натан Борисович Стратиевский, стрелок-радист на Пе-2, сбил лично 5 истребителей врага, еще 5 – в группе (когда из строя стреляют все, но кто «завалил» - неизвестно), и 7 уничтожил или повредил на земле при штурмовке. Получил звание Героя Советского Союза, но не за уничтоженные самолеты, а за 238 боевых вылетов.

Бортстрелок Николай Иванович Маликов тоже лично сбил 5 самолетов противника на Пе-2, совершил 140 боевых вылетов, но Героя Советского Союза так и не получил, потому что хоть и кратковременно, но побывал в плену – его самолет был сбит над Сталинградом в декабре 1942 года. Тем не менее, 5 побед в воздухе – это уже что-то.

По 5 побед (личных, а не групповых) на свой счет записали еще несколько стрелков-радистов, летавших на Ил-4, Ил-2, Пе-2 и других ударных самолетах. Больше всего было по 4 и 3 победы, немало было и по две, и всего по одной. Но вот что интересно – среди победителей в воздушных баталиях были даже женщины, чаще всего молодые девушки, которые стали стрелками после того, как поработали в роли авиационных оружейниц. Правда, их успехи были более чем скромные – максимум по два сбитых самолета, тем не менее, и процент потерь бомбардировщиков с такими стрелками был очень низким.

Ясно, что на тяжелых боевых самолетах женщин-стрелков было мало – я отыскал всего около десятка. В основном они летали на легких ночных бомберах По-2, но это другая тема. А вот женщина-стрелок на тяжелом бомбардировщике – от Ил-4 и Пе-2 до Ил-2 – это что-то более героическое, чем стрелок-мужчина. Тем более если на ее счету – хотя бы одна победа над воздушным врагом и несколько десятков боевых вылетов.

Ясно, что задача бортового стрелка – не сбивать чужие самолеты, а отгонять их от своего. Точно такая же задача и у летчиков-истребителей, вылетающих на сопровождение бомбардировщиков. Поэтому неудивительно, что многие летчики-истребители, совсем не асы, и даже вообще не сбившие ни одного самолета противника, получали в итоге Героев Советского Союза. Просто они хорошо выполняли свою задачу – не допустить потерь своих опекаемых.

Точно так же и с бортстрелками. Если стрелок будет тратить патроны на то, чтобы поразить нападающий истребитель, то такой самолет обречен, когда патроны, израсходованные совсем не на те задачи, для которых они предназначались, закончатся. Тем не менее кому-то удавалось выполнять сразу две задачи – и себя охранять, и врага сбивать. И хотя ни один из известных стрелков бомбардировщиков так и не дотянул до статуса аса (7 сбитых), тем не менее счет многих впечатляет.

Лейтенант Федор Пересыпкин и сержант Вера Пересыпкина (Тростянская)
Лейтенант Федор Пересыпкин и сержант Вера Пересыпкина (Тростянская)

Если говорить о женщинах-стрелках, то тут порой встречались очень интересные моменты. Так, известна супружеская пара, летавшая на Ил-2 – старший лейтенант Федор Пересыпкин и Вера Пересыпкина (Тростянская). Интересно, что оба супруга поженились еще до войны и успели родить ребенка, да и на войне не сразу стали работать в «семейном экипаже» - Тростянская до 1943-го была штурманом-стрелком на Пе-2 и воевала на другом фронте. Но вот они снова встретились на третий год войны в одном подразделении и побывали на пару во множестве передряг, каждая из которых могла закончиться гибелью семьи.

Да, супруга пилота Ил-2 не сбила ни одного вражеского истребителя, но благодаря ее предупреждениям, Федор Пересыпкин вовремя успевал среагировать и таким образом равзвалил воздухе несколько «мессеров» из курсового оружия. Под конец войны пара получила «на двоих» Звезду Героя и еще какие-то награды за 163 и 151 боевых вылетов соответственно.

Тамара Константинова и Александра Макосеева
Тамара Константинова и Александра Макосеева

А еще мне попались сведения об экипаже Ил-2 а составе пилота лейтенанта Тамары Федоровны Константиновой и ее стрелке – Александре Макосеевой. Но тогда как биография самой Константиновой известна довольно хорошо, о Макосеевой я ничего так и не узнал, сохранилась только совместная фотография. Известно только что эта девушка в качестве стрелка Ил-2 сбила два вражеских истребителя. Интересный момент: Тамара Константинова долгое время держала при себе на аэродроме 5-летнюю дочку, которую некому было оставить - муж погиб, брат воевал, мать была тяжело больна. Кстати - ее брат тоже был летчиком, и тоже получил звание Героя Советского Союза.

Также мне ничего неизвестно о стрелке-радисте гвардии старшем сержанте Валентине Дегтяревой. Есть только две фотографии, сделанные в 1943 году на фоне бомбардировщика Пе-2, и одна из них – с пометкой, что завалила эта девушка истребитель «фокке-вульф-190».

Валентина Дегтярева
Валентина Дегтярева

Ну ладно, тему стрелков-радистов тяжелых самолетов я как мог осветил, хотя в этом деле еще есть огромная масса интересных моментов. Но я буду считать эту статью предисловием к серии публикаций на эту тему, а в заключение хочу представить два очерка о двух девушках-стрелках, которые во время войны умудрились сбивать вражеские самолеты. Эти очерки появились еще в старом советском журнале «Авиация и космонавтика» в 1988 году, в №3, и сегодня вообще никому неизвестны.

Правда, персонаж первого очерка – Журкина Надежда Александровна, - это реальный герой (героиня), сведения о котором есть во многих источниках. А вот про героиню второго очерка - Надежду Ерохину, я слышу впервые, и в Интернете о ней ничего нет. Если кому из моих читателей эта фамилия известна – очень прошу поделиться сведениями, и, возможно, я напишу об этой героине отдельный очерк.

"Боевых вспоминая подруг..." - два очерка из журнала "Авиация и космонавтика", 1988 г., №3
"Боевых вспоминая подруг..." - два очерка из журнала "Авиация и космонавтика", 1988 г., №3

Журнал «Авиация и космонавтика», 1988 г., №3.

БОЕВЫХ ВСПОМИНАЯ ПОДРУГ...

ОЧЕРК ПЕРВЫЙ.

СНАЙПЕРСКИМИ УДАРАМИ

Полковник в отставке П. ОСТРОУХОВ, ветеран Великой Отечественной войны

Ноябрьским утром 1944 года на фронтовом аэродроме командир полка объявил боевой приказ: экипажу командира эскадрильи майора Берестова провести площадное фотографирование переднего края обороны противника.

Шесть заходов на малой высоте совершили отважные авиаторы над вражеским укрепленным районом. В первом из них на Пе-2 ринулась пара фашистских истребителей, но воздушный стрелок-радист сержант Н. Журкина огнем держала их на значительном расстоянии. Вскоре появилась еще одна пара. Силы неравные. Пришлось с боем уходить на свою территорию.

Выждали некоторое время и новый заход. Враги бросились на советский самолет четверкой. Штурман и стрелок-радист вели прицельный огонь, командир умело маневрировал, сбивая с толку преследователей.

«Мессеры» разбились на пары. Журкиной стало ясно: пока два самолета продолжают атаки сверху, другие попытаются подобраться снизу. И она перешла на люковый пулемет.

Н. Киёк (Журкина). Фото из журнала
Н. Киёк (Журкина). Фото из журнала

Первая же очередь пришлась по бензобакам одного истребителя. Он вспыхнул и пошел к земле. Досталось и другому «мессеру»: получив повреждение, он вышел из боя. Вторая пара решила не рисковать. Задание экипаж майора Берестова выполнил успешно.

...Путь в небо для Надежды Журкиной начался в московском аэроклубе. В двадцать лет она стала летчицей. Ее ждала увлекательная работа инструктора, но началась война. Девушка сразу же обратилась в военкомат с просьбой направить ее на фронт. Ей ответили: «Летчиков достаточно. Пока справятся и мужчины».

Однако Надя продолжала настаивать на своем. И наконец, ее желание осуществилось.. После окончания курсов радистов Журкина получила направление в авиационный разведывательный полк.

В декабре 1944 года газета «На страже Родины» рассказала, как отважно бьет врага стрелок-радист Н. Журкина.

Надежда Журкина во время войны и после войны
Надежда Журкина во время войны и после войны

...«Петляков» развернулся и взял курс на свой аэродром. Истребители прикрытия покачали на прощание крыльями. Скоро передовая. Вдруг по радио прозвучало тревожное сообщение с земли: В воздухе два «фокке-вульфа». Будьте внимательны!

A вскоре из-за облаков вынырнул вражеский истребитель. Летчик, видимо, считал, что его не обнаружили, и подошел совсем близко. Надежда вовремя заметила противника и не выпускала его из виду.

- Снизу «Фоккер»! - предупредила она командира экипажа.

Фашист расчетливо крался к самолету. На мгновение сверкнули трассы пуль, и девушке показалось, что они летят прямо на нее. Однако не испугалась, взяла самолет противника в центр прицела. Задрожал пулемет, выпуская длинную очередь. Истребитель скрылся в облаках...

Пе-2
Пе-2

Вечером экипаж вызвали к командиру полка. B комнате сидел незнакомый генерал. Он внимательно посмотрел на Журкину:

- Доложите о воздушном бое, товарищ старший сержант.

Надя взволнованно начала рассказывать, как было дело. Потом закончила: Я дала очередь из пулемета, и «фоккер» исчез...

- Как это «исчез»? - улыбнулся генерал. - Отстал?

- Не знаю...

Генерал поднялся, подошел к ней, обнял за плечи.

- Наши гвардейцы за поединком наблюдали с земли, - сказал он. - Вы сбили самолет врага. Горящий истребитель из облаков упал на землю. Летчик выбросился с парашютом над нашей территорией, его взяли в плен.

Надежда сбила фашистского аса, который летал над Англией и Францией, был награжден рыцарским крестом. А вот на Восточном фронте ему не повезло... Сбила его русская девушка. За этот бой Н. Журкина была награждена третьим орденом Славы.

В мирные дни Надежда Александровна славу фронтовую приумножила славой трудовой. К боевым орденам и медалям у нее прибавился орден «Знак Почета».

Ил-2
Ил-2

ОЧЕРК ВТОРОЙ.

ПЕРВЫЙ ВЫЛЕТ СЕРЖАНТА ЕРОХИНОЙ

Полковник в отставке В. ШМЕЛЕВ

В начале 1943 года в наш 606-й штурмовой авиаполк прибыла группа девушек-сержантов на должности авиационных механиков и мастеров по вооружению самолетов Ил-2. Была среди них и Надежда Ерохина - стройная красавица с длинной, плотно заплетенной косой.

Девчат заботило только одно: как бы поскорее приступить к настоящей работе на аэродроме. C помощью опытных специалистов они быстро освоили свои обязанности, и вскоре самостоятельно стали заправлять самолеты горючим и маслом, чистить и заряжать пулеметы, пушки, подвешивать бомбы и эрэсы к Ил-2 перед их вылетом на боевые задания. Делали всё быстро и надежно.

Девушки-оружейницы заряжают пулемет УБТ штурмовика Ил-2 капитана В.Б. Емельяненко
Девушки-оружейницы заряжают пулемет УБТ штурмовика Ил-2 капитана В.Б. Емельяненко

Ерохину избрали в состав полкового бюро ВЛКСМ. Под ее руководством все девушки активно включились в политико-массовую работу, участвовали в художественной самодеятельности. Сама Надя пела прекрасно, поистине профессионально. У нее было сильное и приятное меццо-сопрано. И в работе Ерохина впереди всех. Ее первую в полку допустили к самостоятельному обслуживанию самолета. Радости девушки не было границ. Радовались за нее и подруги, следовали ее примеру.

...На Воронежском фронте, протянувшемся на сотни километров по Цен тральному Черноземью, грохотали несмолкаемые бои. Каждый день поднимались в небо штурмовики. В одном из вылетов полк нанес массированный удар по вражескому аэродрому возле города Острогожска. Было разбито и сожжено более сорока фашистских самолетов. Особенно отличился командир звена лейтенант В. Чубинидзе, чей самолет обслуживала Ерохина: он пушечным огнем поджег четырехмоторный бомбовоз «Кондор». Летчик был удостоен ордена Красного Знамени.

К нему-то вскоре и обратилась Ерохина с просьбой взять ее в экипаж стрелком-радистом. Чубинидзе тут же доложил командиру эскадрильи и получил «добро».

...Хорошо помню тот пасмурный апрельский день. Над аэродромом плыли слоистые облака. Экипаж Чубинидзе готовился к вылету. Сержант Ерохина облачилась в меховой комбинезон, затянула потуже шлемофон, надела парашют и заняла свое место в кабине у крупнокалиберного пулемета. Самолет взлетел, начал набирать высоту.

Когда пришли в пилотажную зону и штурмовик закружился в глубоком вираже, Ерохина невольно ухватилась за поручни турели для устойчивости.

Рисунок из журнала, на котором запечатлен эпизод сбития Надеждой Ерохиной немецкого разведывательного самолета "Фокке-Вульф-189"
Рисунок из журнала, на котором запечатлен эпизод сбития Надеждой Ерохиной немецкого разведывательного самолета "Фокке-Вульф-189"

Летчик осведомился, как она переносит виражи, но вместо ответа услышал... пулеметную очередь. Выровняв машину, он увидел неподалеку разведчик «Фокке-Вульф-189». Беспорядочно крутясь, он падал, оставляя за собой черный шлейф дыма.

Это был, прямо скажем, уникальный случай. Командующий воздушной армией объявил сержанту Н. Ерохиной благодарность и наградил ее орденом Славы III степени.

КОНЕЦ ОЧЕРКА.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

1:1 – такое соотношение потерь пилотов и воздушных стрелков на Ил-2 было во время войны, а 7:1 – это просто фантастика

В 1941-42 гг. наши летчики сами переделывали одноместные Ил-2 в двухместные, прямо на фронте

Как советский ЛаГГ-3 с фашистским летчиком в кабине атаковал наш Ил-4, и что из этого вышло. Дело было 14 октября 1941-го

«Рус фанер» По-2 был полноценным противотанковым штурмовиком и победителем реактивных истребителей