Горы в Марий Эл даже не как в Татарстане. На полном серьезе, нет даже подобия горного хребта или скальных обрывов по берегу большой реки. Одно желание найти хоть какой-то повод сказать слово "горы" в обычной лесной прогулке заставляет нас называть горами то, что по-русски принято называть холм. Правда, это и дань исторической традиции и поволжским языках, где и для крупного холма, и для горы - одно слово.
В поход мы идем немножко шиворот-навыворот. Ну как ходят в поход нормальные люди? Либо уж едут на поезде, выходят на станции, идут до другой станции, уезжают на поезде. Или едут на машине, делают круг по лесу, и приходят к машине. Но иное дело мы: доезжаем на машине до станции "Илеть", после чего.. садимся на идущий к Казани от Йошкар-Олы поезд в 9:02, и едем пятнадцать минут в сторону следующей станции, "Яльчевский". А уже от Яльчика мы пойдем пешком обратно к "Илети".
Этот маршрут подходит для туристов с вполне средней подготовкой (не поворачивается язык назвать нас новичками, но мы берем не умением, а числом простых походов). Всего маршрут занимает около 30 километров, и ранней осенью преодолевается за световой день - с 9 утра до 18 вечера, ну а летом - запас светового дня на пару часов больше.
Поезд, между тем, живет своей жизнью, в нем уже 2 вагона, и по крайней мере второй из них обклеен рекламой туризма в Марий Эл. Интересно, первый обклеен рекламой туризма в Татарстане? Поезд шел в Казань и большинство пассажиров, в том числе севших на Илети, были, кажется, именно марийцами, а не возвращающимися из Йошкар-Олы татарами. Но то было утро воскресенья.
Послушайте на видео звуки поезда. Ужасные? А для меня - родные завывания, ничего слаще нет. Жалко, что из поезда промелькнуло несколько то ли горельников, то ли вырубок, да таких, что стало видно вдалеке горизонт с высокой горой, куда мы и собираемся. Раньше лес стоял непроницаемо плотной стеной...
Мы вышли на станции, и пошли, но не как обычно, по шоссе на озеро, а прямо из небольшого, ныне насквозь дачно-коттеджного пристанционного поселочка Яльчевский по лесной дороге. Дорога вывела под линии электропередач к большой поляне со срубленными деревьями, на которой было подобие стоянки и глэмпинга... Но в этот раз самое большое озеро Марий Эл, давшее название каналу, не наша цель. Мы пошли по берегу залива, повернули на лесную дорогу к Глухому озеру, которое еще лет десять назад никак не оправдывало свое название - на его берег стремился каждый турист или студент, приехавший в национальный парк. Толпы голых ног вытаптывали траву и оголяли корни береговых сосен, над озером стоял дым костров и песнь под гитару, но в какой-то момент лесники закрыли доступ к озеру и стали нещадно штрафовать поставивших палатку и, тем более, приехавших на машине. Так что теперь на озере можно встретить или совсем рисковых, или уверенных, что за один раз ничего не будет. Мы встретили одну палатку с семейной парой и на другом берегу - компанию с сапбордами, приехавшую все-таки на машине - на "Ниве". Кроме того, промчался мотоциклист, а эти сквозь нацпарк катаются почти безнаказанно.
В общем, озеро глухо, как и прежде, до того, как стало гиперпопулярно у туристов. Кстати, "Глухое" оно по ошибке, а в оригинале все-таки Глухариное оно, Сузак-Ер.
Узкая тропинка над водой, а такая жара, будто бы и не сентябрь, а лето, самая середина. От заливов озера поднимается жаркий сосновый запах, прям как в горах Крыма... Озеро с его плесами и перемычками, яркое, лазурное..
Выходим к развилке дорог у северной оконечности озера. Там огромный пляж - в озеро впадает речка, которая в исторической перспективе его и погубит. Ведь несет песок речка из глубокого песчаного каньона, потихоньку засыпая озеро. Вдоль этого-то каньона и лежит дальше наш путь на север. И через пару километров, пройдя уже, ни много ни мало, треть машрута, остановились на туристической стоянке, которая на картах OSM отмечена как "Каньон". Хотя Каньон там везде, до и после, именно в этом месте особенно приятно.
Сидя на ней, даже непонятно, почему тут приятно находиться и комфортно - именно вокруг стоянки ровная, без перепадов площадка, нет лишних веток и палок, ровный тонки слой мха и немного шишек. Однако, по ощущениям, в этом году на стоянке особо никто и не стоял - кострище порядочно засыпано иголками, не видать свежих углей. Видать, не так много в этом году туристов-пешеходников с палатками, ночующих в лесу. Таким же легким прогулочникам, как нам, ночевка не нужна, а залетным на велосипедах и мотоциклах так и подавно.
Мы перекусили, и идем дальше, на север. И тут мы пересекаем трассу газопровода:
Мы заходим с газопровода обратно в лес, и идем дальше. По карте видно, как поднимается высота, и мы потихоньку, очень медленно идем на возвышенность Кленовой горы. Но что такое? Разве так бывает? Чем выше поднимаемся, тем больше вокруг дороги... болот! Настоящие болота, покрытые мхом. Только вот расположены они не в какой-то большой низине. Нет, напротив, болота ютятся в совсем небольших котловинках, которые, однако, сами по себе могут быть даже выше дороги. Видно, что болта чуть правее дороги - и выше ее, и кое-где при переполнении перетекают в те, что левее.
При этом, так как стояла вторая сухая неделя без дождей, болота уже успели подсохнуть. Выхожу на мох, он пружинит, да, он как резиновая губка, но абсолютно сухой. И не проваливается под моей массой нигде.
Но чуть подальше от края, видно, что вода в запасе у болот все же есть! Вот, плохо укорененное в слабом грунте дерево уронил ветер, вырвав вокруг еще и огромную юбку из мха. А в ямке, которой не суждено стать "капканом лешего", видна болотная водица, и видно, какой грунт слогает "низ" болотца, не давая воде уйти в песок так быстро.
В этом месте начинаешь понимать, какой большой резервуар воды эти болота. И почему на Кленовой горе родники не пересыхают даже к концу лета - где вся эта вода прячется и равномерно отдается.
Прошли пол-пути. Остается выйти на южную оконечность того, что зовется "Сталинскими полями". И самый неприятный участок леса - уже без болот, но с густым лиственным лесом. И вдруг нас окружили странные мухи! Они вьются, но не кусают как слепни. Некоторые все-таки садятся на футболку, сбиваю их.. И тут нащупываю за ухом кого-то.. Хватаю, абау, да там клещ? Характерные "накаченные" ножки, брюшко, крыльев нет - в ужасе давлю и бросаю на землю, радуясь, что укусить не успел.
Уже в городе узнал, что это за мухи. "Оленья кровососка" или "лосиная муха". Поганенькое создание, почти что летающий клещ. Ну и вишенка на торте - перед тем, как приняться сосать кровь, она сбрасывает крылья. Так что принял я ее за клеща, у которого в отличие от мух, крыльев нет, от незнания, что муха может вдруг оказаться без крыльев. А в остальном - тот же клещ :)
На полях я попытался поискать орешники, но оказалось, что наблюдаемые еще недели три назад деревья - то ли обобраны, то ли сбросили листву, и я их не узнал. Короче, не нашел на деревьях орехов вообще, а на земле шансов не было. Под орешниками мы находили среды ковыряния кабанов. Так что орешник для нас не лесная история, а из города, из городских лесопарков, куда кабаны не придут.
Что из себя представляют Сталинские поля? После хутора начинаются участки без леса, с редкими автоколеями на них, и скошенной травой. Это остатки полей маленькой деревни, которая превратилась в Кленовогорский хутор (Нульмарий). Кстати, единственный населенный пункт, к которому и в современности применяется это вот "хутор", не характерное для наших краев. Деревья бы давно поглотили поля, но местные продолжают там регулярно косить траву для хозяйства, а так, конечно, ничего не сеют и не пашут.
И вот на этой тропинке мы нашли странный объект - кусок осиных сот. Я сначала думал, что пустые, но оказалось, полные, а кое-где из порванных сот вылезли личинки и пытались расползтись.
Откуда они там? Может быть гнездо земляных ос раззорил кабан. Но не доел. А взрослые рабочие особи подлетали к личинкам, кажется, пытались и дальше их подкормить. Оставили их там, где взяли.
Идем последнюю треть пути. Выходим дорожками к озеру Мушан-Ер. Здесь нас встречает лесная мебель - крытый стол. Доедаем еду, а немного подудел в марийскую волынку, которую взял с собой. Можно оглядеть озеро и отдыхающих.
Мушан-Ер не закрыт. И для тех, кому Яльчик совсем банален, он теперь вместо Глухого. И сейчас в разгар лета над ним дым костров, песни под гитару, плеск и крики.
Мы встаем, и идем по дороге в сторону станции и поселка Илеть, я по ней раньше не ходил - не было по пути. Дорога петляет в двух плоскостях сразу:
Мы выходим на шоссе до санатория, а потом, пересекая его, вновь углубляемся в лес. Выходим мы в поселке Илеть, на улицу Школьную, да только есть с ней подвох, догадаетесь по фото - какой?
Илеть - тоже в основном поселок дачников и коттеджников из большого города, хотя местная жизнь, тут, несомненно, есть. Мы проходим поселок, переходим железную дорогу, вот и машина на станции. Останется только зарулить в "пятерочку" в Помарах, и вернуться в Казань. Желанный маршрут пройден и все вроде живы :)
Подписывайтесь :)